Вопрос

Вадим Ирупашев
     Не могут богословы, учёные, философы договориться между собой и предложить человечеству какую-либо одну версию о происхождении человека. Богословы говорят о божественном происхождении человека, учёные — об эволюционном, от обезьяны или свиньи, а философы напридумывали столько версий, что уж и головы от их идей идут кругом.
     И человек в растерянности, и уже не знает, кому и верить, и задаёт вопрос: «Для чего я родился и живу?» И не находит ответа. А отвечать как-то надо. И человек отвечает: «Родился я, чтобы жить». И чувствует человек, что такой ответ ничего ему не объясняет, а иного ответа не находит.
     Но есть люди, которые, когда вопрос о смысле жизни перед ними является, долго над ним не задумываются, а отгоняют его от себя, как назойливую муху. Быть может, это и мудро, но вопрос о смысле жизни — не муха, и стоит он перед человеком уже тысячелетия, и не уклониться ему от ответа.
     Верующим в Бога легче объяснить себе и своё появление на свет, и жизнь свою на земле: «Бог сотворил Адама и Еву по образу своему и поселил их в Эдемском саду, дав им жизнь вечную, но они ослушались Бога, согрешили, вкусив плоды древа познания добра и зла, за что Бог изгнал их из сада Эдемского. А Ева стала матерью всех живущих. И по сей день живущие на земле искупают первородный грех своих прародителей Адама и Евы, чтобы заслужить перед Богом прощение и жизнь вечную в Эдемском саду».
     Казалось бы, логичное объяснение и появления человека на земле, и смысла жизни. Но бывает, что и верующий в Бога человек находится в сомнении: «Живу я, живу, грехи искупаю, а грехов-то меньше не становится. Смысл-то какой в таком искуплении?»
     А есть объяснение вопроса о смысле жизни уж и совсем экзотическое. Якобы из космоса миллиарды лет назад был занесён на Землю космический мусор, и из мусора этого жизнь на Земле возникла. Но человек не хочет этому верить. Как-то обидно ему согласиться, что человек — это простая случайность, продукт мусорной эволюции. Если в такое поверить, то над вопросом: «Для чего я родился и живу?» голову ломать нет необходимости.

     А Сергею Петровичу вопрос о смысле жизни является на протяжении всей его жизни. Помнит он, как в детстве мать наказала его, оставив без сладкого, и он, плача от обиды, вдруг сказал: «Без конфет-то и жить незачем».
     Но это было в детстве, несерьёзно и по-детски. А позднее, в юношеском и зрелом возрасте, Сергею Петровичу уже по-серьёзному приходилось задумываться о смысле жизни. Бывало, думает он, думает, а объяснения тому, зачем родился и живёт, не находит. Помучается он так-то день-два, и злосчастный вопрос как-то вдруг, сам по себе, и исчезнет. И Сергей Петрович успокаивается и забывает о вопросе.
     Но когда Сергей Петрович состарился и оказался на пенсии, то вопрос о смысле жизни стал ему являться часто. Чем бы он ни занимался: по комнатам ли ходил, с женой ли Катериной по улице гулял, в постели дремал ли, вопрос перед ним так и стоял и ответа требовал. Сергей Петрович даже к философам обращался. Читал их писания, но ответа на вопрос о смысле жизни так и не получил. И пришёл Сергей Петрович к неутешительному выводу: философы-то друг другу противоречат и ничего путного сказать не могут.
     Так бы и жил Сергей Петрович, не находя ответа на вопрос о смысле жизни, так бы и умер, не узнав, зачем родился и для чего жил. Но, как это часто бывает, ответ пришёл, откуда Сергей Петрович его и не ждал.
     Как-то встретились Сергею Петровичу на улице парни, девушки. Парни гогочут, девушки визжат. А один парень отпил пива из бутылки и крикнул, обращаясь к Сергею Петровичу: «Лови, дед, момент, получай наслаждение!»
     Ушла молодёжь. А Сергея Петровича вдруг и осенило, подумал: «Так вот он, ответ-то на вопрос о смысле жизни! И такой простой и понятный: лови момент, получай наслаждение».

     Живёт Сергей Петрович, век свой доживает. И как-то легче ему жить стало, когда он с вопросом-то о смысле жизни разобрался.
     Но сожалеет Сергей Петрович, что жизнь его прошла, и ловить момент, получать наслаждение ему уже поздно.