Руководство к духовной жизни На пути к бессмертию

Вячеслав Яценко
Посвящается отцу Афанасию
Оптина Пустынь, 2016


Рассмотрим основы духовной науки "октанализ", которая, совместно с Библией, помогает подвижнику понять устроение его психики и применить эти знания для духовного совершенствования.

1. Изменчивость состояний, цикл ОРО

На вопрос "Что является перводвигателем во Вселенной?" октанализ отвечает просто. Источником жизни, свойством живого является цикл ОРО (отождествление-1 ; растождествление ; отождествление-2).  Отождествление с одним состоянием сменяется на разотождествление с этим состоянием. Затем происходит отождествление с другим состоянием, отличным от предыдущего состояния. Постоянное изменение состояний, изменчивость состояний – фундаментальное свойство живого, свойство жизни. Изменчивость состояний происходит сама по себе независимо от каких-либо явлений. Для осуществления изменчивости состояний не требуется пространство и время. Но с помощью изменчивости состояний можно генерировать различные образы и создать иллюзию пространства и времени.

В физическом мире цикл ОРО проявляется в виде вибрации. Вибрации при низких частотах – это звук, при высоких частотах – свет.

2. Иллюзия пространства и времени

Бог – это непрерывная изменчивость состояний. В результате этой изменчивости генерируются различные образы. Смена одного образа на другой создает иллюзию пространства и времени. Однако смена кадров мультипликационного фильма еще не означает, что герои мультипликационного фильма живут во времени. Мультипликационный фильм может создать иллюзию времени, но не категорию «время».

Изменчивость образов означает только, что существует изменчивость образов, но это еще не означает, что существует категория «время». Придуманное человеком понятие времени удобно использовать для описания степени изменчивости образов. Но там, где нет образов, там нет понятия времени и нет понятия пространства, есть только понятие изменчивости состояний и понятие света, звука. Так как время иллюзорно, то и понятие вечности иллюзорно, а также не существует проблемы путешествия во времени. На основе принципа безупречности можно создать безупречную иллюзию пространства и времени, и тогда человек, как правило, не замечает иллюзорности пространства и времени.

3. Дообразность Бога

Некоторые люди неправильно понимают фразу: «Бог создал человека по образу Своему и подобию Своему». Они наивно полагают, что Бог существует в виде кого-то образа, и на основе этого образа, в котором Он Сам находится, Он создал человека. На самом деле Бог дообразный. Бог находится в состоянии, которое вызывает генерацию образов. Выражение «по образу Своему» означает, что Бог является автором образа, который возник по Его воле. Но Бог не существует в форме этого образа.

Изучая свойства горячей воды, нам никогда не удастся понять, как устроена газовая или электрическая плита, на которой эта вода нагревается и доводится до кипения. Для понимания устройства газовой плиты надо ее разобрать и изучать изнутри.

Аналогично этому, изучая образы, которые генерирует Бог, нам не удастся понять суть божественных состояний. Для приближения к пониманию Бога надо находиться в различных состояниях, тонко чувствовать эти состояния и ощущать переходы из одного состояния в другое. А развитие своего воображения, стремление представлять какие-то образы, мечтательность, грёзы, фантазии только отдаляют нас от Бога.

4. Бог – это зеркало

Когда к человеку приходят скорби от того, что Бог оставил его, он не знает, что Бог обладает способностью зеркала и может отражать внутреннее состояние человека.

Когда человек смотрит в «духовное зеркало» и видит, что Бог оставил его, это означает, что сам человек оставил Бога. Человек занялся делами, которые отдалили его от Бога, именно это человек и «видит».

Бог совершенен, и Он всегда адекватно реагирует на ситуацию. Если человек отвернулся от божественного и удаляется от божественного, то это означает, что и божественное отдаляется от человека.

Человеку хочется в чем-то обвинить Бога. Человек думает: «Я такой хороший, такой совершенный, а Бог оставил меня. Он несправедлив». Но Бог совершенный, и Он оставляет только тех, кто это заслуживает своими поступками.

Человек наивно полагает, что призывания Бога помогут приблизиться к Богу. Но отклик Бога соответствует внутреннему состоянию человека, состоянию психики человека. Только изменив свое внутреннее состояние, человек может приблизиться к божественному, приблизиться к Богу. Призывания Бога показывают намерения человека, но они не изменяют внутреннее состояние человека.

Человек, созданный по образу и подобию Божиему, также имеет способность быть зеркалом, но часто это зеркало может быть замутненным или кривым. Продвигаясь по пути духовности, человек становится совершеннее, его зеркало дает всё более чистое и менее искаженное отражение.

Когда собеседник смотрит на вас, он смотрит в вас как в зеркало, и может «увидеть» в вас что-то. Если человек, глядя на вас, искренне дает вам характеристику, которая не соответствует действительности, то он видит в вас, как в зеркале, самого себя и дает характеристику своему отражению.

5. Развитие тонких ощущений

Для восприятия тонких ощущений различных внутренних состояний человека необходимо развивать чувства. Что такое тонкие ощущения?

Когда человек чувствует, что в спину ему кто-то смотрит, он оборачивается и убеждается, что, действительно, на него сзади смотрят. Так человек убеждается, что чувства его не обманули. Когда он ощущал это чувство, то воспринимал тонкое ощущение, но у него не возникало  никакого образа. Было только чувство, и это чувство отражало объективную реальность. Поддержание такой чувствительности в своей психике очень важно на пути духовного развития.

Некоторые люди способны почувствовать, что заболел их родственник, который находится на расстоянии более 1000 км от них. Такая чувствительность дает весть  человеку, но никакие образы при этом не возникают. 

Развитие такой чувствительности во многом помогает подвижнику на пути духовного совершенствования. Именно развитие чувствительности тонкого восприятия состояний окружающего мира, состояний психики людей, ощущения согласованности своего желания и божественной воли ведет человека к постижению сути своего служения божественности.

6. Кто создает ад в жизни человека?

Всё, что создано Богом, создано на основе принципа безупречности, поэтому всё это создано без изъянов. Но в жизни человека существуют и рай и ад. А если не Бог, то кто же тогда создает ад в жизни человека? На этот вопрос октанализ дает следующий ответ.

Психика человека имеет восьмисоставное устроение, она состоит из восьми ипостасей. Из них только одна ипостась, 1-Рассудок, способна создавать ад. В христианстве эту ипостась называют ум, рассудок, разумение. На пути духовного совершенствования подвижника именно рассудок создает трудности и помехи.

В психике человека всегда устанавливается определенная иерархия ипостасей.  При соблюдении естественной, божественной иерархии восьми ипостасей рассудок стоит на последнем, восьмом месте. Однако рассудок имеет свободу выбора и способен установить в психике любую иерархию всех восьми ипостасей.

При соблюдении божественной иерархии ипостасей человек служит божественности, рассудок функционирует по божественной воле, поддерживает красоту, гармонию и равновесие в жизни человека. Но если рассудок, по собственной инициативе, нарушает божественную иерархию ипостасей психики, ставит себя на первое место в психике, он становится рассудком-диаволом, создателем ада. Все действия рассудка-диавола разрушительны для человека, для здоровья его тела, для здоровья его души и его сердца.  Рассудок-диавол, однако, может приносить и некоторую пользу подвижнику. Своими действиями он указывает подвижнику на его недостатки, ошибки, слабости, пристрастия, которые необходимо преодолевать на пути духовного развития.

7. Рассудок-диавол формирует чувство превосходства и гордость

Человека, которым руководит рассудок-диавол, мы назовем «человек рассудка». Как складывается жизнь человека рассудка?

При построении отношений между людьми человек рассудка всегда игнорирует личность в человеке, стремится строить только безличностные отношения по схеме тиран – раб, преследователь – жертва, и всегда проявляет гордость и чувство собственного превосходства над собеседником. Но гордости надо бояться, потому что чрез нее теряется благодать.

Замечания и критику в свой адрес человек рассудка воспринимает очень болезненно, расценивает это как личное оскорбление и думает о том, как бы отомстить. Человек рассудка тщеславен, он ждет похвалы со стороны окружающих.

У человека рассудка всегда плохое настроение, он озлоблен, завидует тем, у кого хорошее настроение и кто успешен. Человек рассудка всегда стремится к наслаждениям, чтобы поднять себе настроение.

Мысленно он составляет список виноватых в его жизненных трудностях, в том числе винит и Бога. У человека рассудка постоянные претензии к окружающим и к Богу. Человек рассудка не осознает, что причиной его трудностей в жизни является рассудок-диавол. Он не видит выхода из создавшейся ситуации. Это его сильно раздражает и не дает ему покоя.

Заботу о ближнем он игнорирует, действуя по принципу «каждый сам за себя». Он  считает, что заботиться надо только о себе. Когда кто-то проявляет заботу о человеке рассудка, он относится к этому с недоверием. Полезные советы он подвергает сомнению и не применяет. Окружающие люди считают его человеком с трудным характером и непослушливым.

Человек разума, через гордость, лишен благодати, и его душа от этого страдает. Для уменьшения дискомфорта в душе, человек разума стремится жить в прелести.
Прелесть представляет собой искусственную замену благодати, суррогат благодати.

Благодать дает человеку чувство удовлетворения независимо от пространства и времени, при отсутствии мыслей. Наслаждение дает человеку ощущение временного удовольствия, ограниченного в пространстве,  в присутствии беспокойных мыслей.

Человек рассудка всегда хочет жить в прелести, которая создается рассудком-дьяволом. Его собственное мнение для него всегда важнее истины. Он всегда ищет доводы, чтобы доказать правильность его собственного мнения и посеять сомнения в достоверности истины, о которой ему говорят.

Человек рассудка всегда эгоист, ведет себя беспринципно, фальшиво, неискренне, использует какие-то маски, применяет, при необходимости, ложь, клевету, коварство, лесть, агрессивность и т. д. для достижения своих эгоистических целей.

Человек рассудка не считает нужным жить по божественной воле: он любит управлять собою сам, делает это с большим удовольствием, – и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою.

ОКОНЧАНИЕ ФРАГМЕНТА КНИГИ.


Содержание

 1. Изменчивость состояний, цикл ОРО
 2. Иллюзия пространства и времени
 3. Дообразность Бога
 4. Бог – это зеркало
 5. Развитие чувств
 6. Кто создает ад в жизни человека?
 7. Рассудок-диавол формирует чувство превосходства и гордость
 8. Рассудок-диавол строит ожидания
 9. О страданиях человека
10. О наслаждении и удовлетворении
11. Борьба с диаволом
12. Восьмисоставное устроение психики человека
13. Влияние рассудка-диавола, отклонение психики от Святой Троицы
14. Иерархия ипостасей сознания человека
15. Каритология, типы любви
16. Достижение состояния смирения
17. О страхе Божием
18. О прощении грехов
19. О милости


Книга Яценко В.И. Руководство к духовной жизни
«На пути к бессмертию» опубликована в издательстве Ридеро
https://ridero.ru/books/rukovodstvo_k_dukhovnoi_zhizni/

переведена автором на пять европейских языков:

английский,
Vyacheslav I. Yatsenko
Guidance to the spiritual life
"On the path to immortality"
Moscow, 2016,
опубликована в издательстве Ридеро
https://ridero.ru/books/guidance_to_the_spiritual_life/

французский,
Vyacheslav I. Yatsenko
Guide de la vie spirituelle
"Sur le chemin de l'immortalit;"
Moscou, 2016

итальянский,
Vyacheslav I. Yatsenko
Guida alla vita spirituale
"Sul sentiero verso l’immortalit;"
Mosca, 2016,
опубликована в издательстве Ридеро
https://ridero.ru/books/guida_alla_vita_spirituale/

испанский,
Vyacheslav I. Yatsenko
Una gu;a para la vida espiritual
"En el camino a la inmortalidad"
Mosc;, 2016,
опубликована в издательстве Ридеро
https://ridero.ru/books/una_guia_para_la_vida_espiritual/

португальский,
Vyacheslav I. Yatsenko
Um guia para a vida espiritual
"No caminho para a imortalidade"
Moscou, 2016,
опубликована в издательстве Ридеро
https://ridero.ru/books/um_guia_para_a_vida_espiritual/.




Вячеслав Яценко (1954) – уроженец Оренбуржья, Россия, психолог, психоаналитик по образованию, автор книги «Пятикомпонентная теория личности» (2002), автор психоаналитической и духовной науки «октанализ».
Настоящая книга открывает читателю возможность глубже понять устроение психики человека, помогает ему в социальной адаптации, личностном и духовном развитии.
Книга предназначена для родителей, воспитателей, духовных наставников, для тех, кто интересуется личностным и духовным развитием.


Цитаты из книги:
• «На вопрос «Что является перводвигателем во Вселенной?» октанализ отвечает просто….»
• «…в жизни человека существуют и рай и ад. А если не Бог, то кто же тогда создает ад в жизни человека?»
• «Наслаждение искажает мировосприятие человека и создает наркотическую зависимость от этого наслаждения…. В отличие от наслаждения удовлетворение результатом своей деятельности не создает зависимости от этого удовлетворения».
• «При правильном воспитании человека, во взрослом возрасте в его сознании поддерживается божественная иерархия ипостасей: душа – на первом, сердце – на втором, а рассудок – на третьем месте».
• «Именно любовь является силой взаимного психического притяжения живых существ, Великим Вселенским Магнитом».


Яценко Вячеслав Иванович
Руководство к духовной жизни
«На пути к бессмертию»
Москва, 2016