Его мечта

Виталий Андрущенко
Есть одна любовь, та, что здесь и сейчас,
Есть другая, та, что всегда.
Есть вода, которую пьют, чтобы жить,
Есть живая вода..
 
(Вячеслав Бутусов, «Наутилус Помпилиус»)

*




Он  обходил со всех сторон, он всматривался в эти линии, легко проводил рукой по кузову...

-Мне нравится цвет. - Наконец-то заговорил.

-Ну слава Богу, - вздохнула довольно Оксана.

-Что это? откуда? чей? - начал распрашивать, все еще восхищенно разглядывая автобус. - Хорошо, что ты меня позвала на него взглянуть.., махина дельная.
Оксана на секунду напряглась: он даже не догадывается. Но лучше не затягивать с объявлением.

-Это тебе, -  сказала она, и вышло действительно непринужденно. Сразу же спохватилась и добавила: - От всех друзей, от твоих родственников.. некоторых. И от меня тоже. Я знаю, ты давно хотел чего-то такого..
Он посмотрел на нее и с улыбкой покачал головой - не поверил? Снова отвернувшись, ходит заглядывает... И что ей делать с ним? Ждать - до него должно дойти ее послание. Направляясь сюда, она почти была уверена, что процедура дарения пройдет нелегко, но настроена была во что бы то ни стало довести все до конца - в конце концов, вещь куплена, дорогая вещь, и что теперь с ней делать?  Лучше бы он не игнорировал ее слова и не кривлялся, а просто сел и уехал. Куда-нибудь.. он наверно знает, куда. Еще можно обнять на прощание...

-Хорошо, - сказал он, обернувшись, и она увидела в его взгляде: он понял, что все это правда, что это подарок, и наверно, о чем-то думал, на самом деле, эту минуту, расхаживая к ней спиной и прикасаясь к блестящим желтым бортам..

-Ладно, Оксанка, - сказал ее друг, - спасибо тебе. И всем-всем. Только я не могу это взять.. ты же понимаешь. Может, я глупый человек - счастье в руки мне идет, а я отврачиваюсь, - но такой, как есть. – Потом он чему-то усмехнулся вдруг и как-то странно посмотрел на нее.

Она сохраняла спокойствие.

-И что нам с ним делать? Он ведь не из салона, а с авторынка - думаешь, можно продать за ту же цену и раздать людям их деньги, все, что они от чистого сердца давали...

Что-то из этого его тронуло, задело.

-Знаешь, Оксана, мне все еще хочется считать это шуткой  - но ты мне не даешь шансов. Значит говорим серьезно? ладно, дорогая моя.  Ты организовала кампанию, я так понимаю... Боже мой!  - Он отошел и сел на большобетонный блок, которые стояли в ряд, отгораживая площадку от дороги. Снова; качал головой, и ей даже показалось, что в глазах у него слезы. - Дорогая Оксана, это совсем не нужно было.. Если честно, ты меня расстраиваешь. Нам лучше, в самом деле, продать его. Я возьмусь за это - раз это теперь мое.. А деньги мы потратим с толком - больные дети, интернаты, столовые для бездомных - есть люди и места, где действительно нужна помощь. Все будет хорошо, только не переживай.

Но она расстраивалась все больше, и к концу фразы почти плакала. Вот значит как он все быстро придумал и распорядился. Но разве она для этого суетилась, столько сил (и, в основном, душевных) потратила?. Да, много кому нужна помощь - но эта помощь ему, и только ему! Пусть это будет ее упрямство, слепота и даже безсердечность - но он должен взять этот автобус и уехать!.. Это же его мечта.



 =

Она узнала о ней случайно - проговорился. Обычно он не жалуется., да и жалобой это не было. Так, мол, если бы...  Был бы у меня небольшой автобус - он и дом, и средство передвижения, все что нужно, - а дорога всегда найдется. Она тогда только покивала, улыбнулась и забыла. Вспомнила не так давно, месяца три назад (а с тех пор, как это сказано, прошло уже несколько лет), - и поняла: это то, что надо, ответ на вопрос, который ходил за ней по пятам в последнее время: чем бы его порадовать, что можно сделать для него?.
И странно, что сразу не вспомнила про автобус, все представляла обычные подарки, вещи.. но все это было мелко и неуместно. Само ее желание шире! Нужен был подарок достойный его и какой-то.. меняющий жизнь. Что это могло быть??. Оказывается, ответ уже дан, еще до того, как родился вопрос.

И она вправду развернула кампанию - самой взять и купить автобус, даже самый дешевый, ей никак не по силам. Она не бизнесс-леди и не дочь богача, а обычный продавец в книжном магазине. По крайней мере пока.. (мало ли как жизнь изменится - из тех же книг она знала примеры счастливых и непредсказуемых перемен.., иногда представляла себя на месте людей из этих историей - но, помня, что она это она, спрашивала себя: хотела бы такого?) Порывшись в вещах, Оксана нашла то, что можно продать, - давно лежало ненужное, - и она знала, что у Славы есть много друзей. Если все они хотя бы какой-то вклад сделают.. только так может получится.  Она начала паломничество - пару человек она лично знала, через них знакомилась с остальными... Кто-то не понимал, что она хочет. Кому-то идея нравилась, но денег не было. Третий смотрел с подозрением. Четвертый смеялся - «Почему это ему такой подарок, а не мне?»  И правда, почему? Она не могла объяснять, и вообще, стало понятно,с какими скудными словами она пытается рассказать то, что ей (без слов или с каким-то очень своими словами) очень хорошо понятно. Тогда она приостановила свой обход со шляпой и несколько дней думала.

И даже стало стыдно. Действительно, почему он? Столько внимания, усилий, такой масштабный задум.. Интересно, что все они подумали о ней, - зачем она это делает?  Неловко.. кое перед кем особенно – вдруг до него дойдут новости  о ее мытарствах. Но ведь она от самых чистых помыслов!.. как же им это объяснить.



=

Со Славой они знакомы уже кучу лет. Но бывает, что будто бы знаешь человека, а в какой-то момент смотришь на него иначе и поражаешься.. иногда неприятно, и думаешь "что у нас могло быть общего!", а иногда до глубины души наполняет восхищением. Последний случай на счет Славы, - на самом деле, она всегда им восхищалась, но как-то понемногу (да и трудно это, видеть в своем знакомом какое-то светило, - он же обычный человек!)  - а теперь, наверно, все небольшие впечатления объединились во что-то одно.

Они давненько не встречались - у каждого была какая-то жизнь, свои дела, обое уже взрослые люди, ей 27, ему почти 30, - а тут встретились и очень хорошо поговорили. И она как бы заново его увидела - такое свежее чувство..  И потом, когда они расстались опять, помахали рукой, обещали звонить при первой возможности, уже не могла не думать  о нем, - бывает же такое!
Может, он так изменился.. но нет, он, скорей, расцвел за эти годы, а еще вернее - начал давать плоды. Она слушала, сколько он за последнее время поменял, работ и профессий, в каких волонтерских акциях участвует.., и что все еще живет в съемной однокомнатке и помогает родственникам (матери и сестре), живущим в родном городке.  Он не хвастался, ему просто больше нечего было больше рассказать - работа и помощь другим, кому можно, вот все его дела. Ей стало стыдно за свой веселый рассказ, который она перед тем выплеснула на него: путешествия, новые покупки, учеба и встречи.. Однако это их не разделило - такие, мол, теперь разные, и говорить не о чем, - он остался простым, как и был, и слушал с интересом про ее приключения, распрашивал. Он замечательный..

И, между прочим, один. Он и тогда не был ловеласом - одногодки, обое после института, они несколько месяцев работали вместе (в детском лагере), а потом еще переписывались, созванивались, встречались два или три раза. Немного грустный и ироничный... да, да, это он, Слава, - что ж ему так не везет! Или это его жизненный выбор? Но должен ведь быть человек, которого бы он полюбил и который бы его разглядел за этой меланхоличной и неяркой внешностью, - иначе мир вообще несправедливое место! Тогда он даже пыталась ему найти кого-то, познакомила с парой-тройкой подруг, но он без всякого увлечения с ними общался - не зацепили, что ж... Она искала новую кандидатуру, но потом связь и разорвалась - у обоих, кажется, была сложная зима: у него мать заболела, и он ездил к ней, то возвращался обратно, а Оксана искала работу, приходилось соглашаться на самые неприятные варианты.. 

Как же она была рада, что он объявился теперь! Он сам, позвонил и приехал,  -  у нее был его телефон и старый адрес, но не была уверена, что нужно... может, он и не помнит уже ее. В общем, всякое такое - но иногда думала про необычного, выделяющегося средди прочих друга, улыбалась красивым воспоминаниям их прогулок, запомнившимся шуткам, его виду, когда он слушал какую-то ее болтовню, - такие широкие глаза, такой растерянный... а когда говорил, пытался напустить твердости, но волнение проскальзывало. Вспоминала его серьезные, философские фразы - видно было, что для него это не просто слова. Она и тогда была благодарна судьбе, что познакомилась с таким человеком, - на него всегда можно рассчитывать, и наверно, нет того, что он бы для тебя , раз уж ты назван другом, не сделал. Впрочем, она была уверен, что он для всякого нуждающегося на это способен, не только для нее...
За эти годы его облик стал по-настоящему твердым, мужским. Тяжелая работа (и наверно, борьба за свою позицию, где бы он ни был) его закалила, он не расплылся, как многие ее знакомые. Вместе с тем она заметила седину, морщины, грусть в глазах... В ней поднялось огромное сожаление и чувство несправедливости, - этот человек не должен стать просто отработанным материалом, у него должно быть счастье в жизни! Хоть какое-то чудо должно с ним произойти.. И уже скоро она знала, что скажет ему это, - вручая подарок, о котором он мечтал и, конечно же, мечтает до сих пор (вот же он, такой точно, прекрасный и родной человек).




Ясная причина так и не найдена, но для хорошего дела разве она нужна? Надо продолжать!..

Дело продвигалось медленно. Ей нужно было все объяснить правильно этим людям - чтобы они понимали, что делают, - хотя многие и без объяснений понимали и хотели порадовать Славку. Сначала она думала, что нужно его рекламировать, но потом решила просто искренне передать свои ощущения, - и  сделала второй круг, снова обошла тех, с кем разговор в первый раз не получился (только из-за ее неуверенности).

Кое-что еще удалось наскрести - все-таки людям не чужды сердечность и восхищение, а не только зависть и скупость; и зря она думала про них так - стоило всего лишь поговорить по-человечески и не придумывать. Многие и восхищенно качали головой..,  многие мужчины давали деньги, вряд ли думая про Славу, а потому что она им так мило улыбалась, и так восторженно говорила, и хлопала глазами.. Один даже зааплодировал, когда она закончила свою речь, - она не сразу поняла этого жеста, затем объединила его в воображении с тем, как вели себя некоторые другие... Что ж, неплохо, пусть даже ее обаяние сработало - результат достигнут! Хотя бы еще один небольшой результат, а в целом...чуть больше половины, со всеми ухищрениями и всей искренностью, - а где же взять остальное?

Между тем, кто-то из знакомых пытался убедить ее, что этот друг ее использует, что она под какими-то чарами или под гипнозом... «открой глаза! Посмотри на себя», - говорили ей. "Но он даже не знает, - растерялась она, - это же сюрприз.." А между тем, прикинула на секунду: может такое быть?.  Боже, она просто забегалась с этим!  Идея хорошая - но она закинула все занятия, устала, даже родных и близких людей  позабыла. Тогда снова перерыв: на неделю или немного больше все сборы и даже мысли об этом были оставлены - она вернулась к своей обычной жизни, немного успокоилась, решая совсем другие проблемы, а когда осторожно опять взглянула на дело, которое теперь обязательно нужно было закончить (ничуть оно не особенное - она все заканчивала!), к нему что-то добавилось - там ее ждала новая идея и возможность.




Она знала про его сестру, которая живет отдельно от матери, тут же, в этом городе, она адвокат и не нуждается в помощи брата - зарабатывает, наверное, в десять раз больше него, - странно, как раньше не вспомнилось про нее? Нужно непременно к ней сходить!  Но что-то беспокоило Оксану в этой Альбине,  - Слава рассказывал про нее как-то нехотя, то ли смущенно, то ли растерянно, и то впечатление, которое о ней удалось составить, было смутным.. Но попытка не помешает, и нужно использовать любую возможность (не брать же, в самом деле, кредит в банке! - она была готова, так хотела все закончить, но это, кажется, перебор - если он узнает о таком, то точно не приймет такой подарок. )

Было достаточно данных, чтобы разыскать эту женщину (она старше своего брата почти на 10 лет) - зовут Альбина и еще  с его слов запомнилась улица, на которой она арендует помещение под офис. Но, приехав туда, Оксана увидела несколько офисных зданий, стоящих в ряд, - - неужели ей придется все эти муравейники обойти?!  Опять что-то возмутилось в ней, но прекрасная идея победила, к тому же обязательство и собранная к тому моменту  сумма..  Она начала поиск - и все довольно быстро увенчалось успехом.  В первом здании ей сказали, что адвокаты обитают в двух следующих; она пошла туда, и имени ей хватило - одна из адвокатских контор была прямо в вестибюле, и полный мужчина с хвостом из волос, надменным, но смеющимся взглядом сразу закивал и направил ее в здание номер 3, на четвертый этаж, в такой-то кабинет. Она поблагодарила и уже через пять минут встретилась с той, которая, кажется, была ее последней надеждой.

Альбина - невысокая красивая женщина со сталью в глазах.

--Так вы славина подруга? Садись, садитесь.. - Она была чем-то занята, читала какие-то бумаги, но все же заставляла себя обращать внимание на посетительницу, переводила взгляд с нее на стол и обратно.

-Ничего, я не буду вас отвлекать долго.

-Как там Слава? - спросила она, в то же время пробегая глазами очередную строчку.

Оксана не торопилась с ответом, изучала эту девушку в строгом костюме - она была ей интересна и даже чем-то приятна, но вряд ли Оксана сама хотела бы быть такой. Почему? - Альбина хорошо зарабатывает (а кто о таком не мечтает), профессия у нее вполне благородная... Ею можно восхищаться, но эта твердость в ней, наверно, и отталкивает.  Даже страшновато представить, что там за ней, сколько всякого жизненного опыта, и какое на самом деле отношение к людям скрывается у нее за этой крайне сдержанной улыбкой.
Альбина подняла голову (видно, затянувшаяся пауза о чем-то сказала ей...) и улыбнулась чуть виновато.

-Прошу прощения. Это дело мне уже через три часа представлять в суде, а я никак не войду в курс дела - столько деталей. мелочей, и все они могут быть важны.. сама виновата - беру больше работы, чем могу успеть сделать. Жадность - как думаете?

Оксана сказала:

-Мне нужно всего 10 минут вашего времени, и я уйду.

-Хорошо. – Адвокат закрыла папку (не забыв заложить место карандашом) и, сцепив на ней руки, приготовилась слушать.

Хотя Оксана собиралась сразу же начать рассказывать о своей идее (опять невольно делать драматическое лицо и вздымать брови?.), она спросила зачем-то:

-Вы давно видели брата?

Альбина пару раз пожала плечами.

-Может, пару месяцев назад. Нет, кажется, еще до зимних праздников встречались.

-О чем говорили?

Взгляд стал настороженным, опять заострился; хозяйка кабинета склонила голову, самим своим видом спрашивая: что это, к чему такие вопросы? Оксана чувствала напряжение, но не оставляла свою линию, то, во что ее влекло сердце, а может, интуиция... А что, если она все испортит этими лишними распросами ? Эта мысль отвлекла ее и испугала, - она улыбнулась и покачала головой, хотела уже извиниться - но тут Альбина спросила, и в вопросе слышалось беспокойство:

-С ним что-то случилось? Вы меня тревожите своими вопросами...

"Вот-вот, - быстро подумала Оксана,  - главное, чтобы был жив и «все нормально» - можно позвонить, встретиться на минутку., поздравить с праздником. И достаточно!"  Теперь ей казалось, она видит собеседницу насквозь..

-Нет, он жив и здоров, - сказала Оксана. - Работает, помогает семье. Живет в трех остановках от вас - хотя у вас, наверно, есть машина, и вы за две минуты могли бы..

-Понятно, - вздохнула Альбина,  и подняла ладони кверху. - Я признаю свою вину. Не знаю, для чего именно вы пришли, но коль уж разговор пошел так... У меня есть пара оправданий - если хотите, смягчающих обстоятельств, - излагать?

Оксане становилось стыдно, она опустила голову.

-Во-первых, я действительно очень занята, - сказала сидящая за столом, смотря смиренно, но твердо снизу вверх. - Вот эти бумажки, которые я тут листаю, забирают у меня много часов в день, я и дома с ними не расстаюсь; остальное время - встречи с клиентами и судебные заседания. Все, что остается, это отдых - который, скорее, подготовка к новой серии все того же, чем  удовольствие. Извините, я не хочу вас победить своими доводами - я вижу вы человек, который живет в другом темпе, и моя жизнь вам кажется даже немного дикой, возможно. Не знаю, представили вы картину моего бытия или нет, но вот у меня даже нет времени, чтобы расписывать.. Да и желания, если честно, - я же не рассказчик, мое поле это писаный закон. Что до брата - я бы хотела с ним встречаться почаще, Славка - потрясающий парень, он, знаете, меня как-то вдохновляет.. но заехать на две минуты, это не годится. Бывает, выдается целый свободный день,  но он уже расписан - обычно это поездка куда-то с друзьями, за город, или небольшое путешествие. Опять не судьба. Иногда я проезжаю мимо его дома - если он живет там же, три остановки, вы говорили? - думаю: просто заехать, увидеть.. Но потом: о чем нам разговаривать?  И еду дальше. Может, в другой раз. Черт, это ужасно... вы меня сейчас заставили посмотреть на это со стороны. Все складывается не очень красиво.. Но это мой выбор, а его совсем другой. Наша семья странная... вас зовут Оксана, правильно?

Оксана кивнула.

-Наша семья, кажется, никогда не была чем-то одним. Отец ушел к другой женщине... я всегда знала, что это случится, - мы были, как чужие люди под одной крышей. Он ушел искать более счастливой жизни - я думаю, правильно. Мать с сестрой, конечно, сделали из этого трагедию, а мы со Славой не стали сильно расстраиваться - улетели... я первая, потом он вышел на связь, помогла ему на первых порах . Он как только обустроился, сказал спасибо и дальше уже и не принимал мою помощь - он очень благородный, если вы его знаете. Редкий человек.

Оксана слушала, кивала и чувствовала ком в горле.

-Ну вот, теперь мы живем, как нам нравится - и я думаю, чувствуем близость друг друга. Если одному понадобиться помощь, другой почувствует... в принципе, я не такой человек, чтобы в это верить, но, как ни странно верю. Он сам ко мне несколько раз приезжал - и это были те моменты, когда мне действительно была необходима поддержка. Он даже почти ничего не делал - угостит шоколадкой, поговорит о каких-то пустяках.. "Ладно, я побежал, всего тебе!"  - уже его нет, а ты чувствуешь: что-то внутри хочет смеяться. Такой человек. А я конечно же, стерва - но если почувствую, что могу что-то для него сделать и представиться случай, то обязательно сделаю.
 
Оксана с трудом сдержала слезы, глубоко вздохнула и затем сказала:

-Простите меня, я не хотела лезть в вашу жизнь. Но мне кажется, я тоже чувствую Славу, и еще он мне очень дорог. Я придумала кое-что – я думаю, для него это будет не просто приятно, а это то, что ему нужно! Выслушайте, пожалуйста, - это займет еще немножечко вашего времени..




И все получилось, срослось. Она летела, как на крыльях, - даже не верится!.  Нет, она была уверена, вначале, говорила себе, что должно получится, что все хорошие задумы получаются, - но это было еще до того, как она приступила, сделала первый шаг на пути.  КАк альпинист-новичок подходит к высокой скале, поднимает голову и застывает - разве можно туда забраться?!. Сначала ее поразила цена подарка (она рассчитывала, что удастся найти что-то раза в два дешевле), потом трудность, почти невозможность передать людям свой задум, а еще их закостенелость, несерьезность, лень и (как еще это назвать) жадность. Но все-таки она шла вперед, и вот дошла...  У нее есть нужная сумма - Альбина добавила недостающую часть (это был самый большой взнос, - "А, пустяки,- махнула она, - может, я хочу купить прощение грехов за эти деньги... Это всего лишь мой отпуск, который я проведу не за границей, а здесь поблизости. Ты мне в самом деле о чем-то важном напомнила, Оксана. Вы со Славой похожи.. А к нему я зайду - скажи обязательно! - но не говори, что я скидывалась "), - и тот автобус, на который она ходила смотреть еще три месяца назад на автомобильном рынке... хоть бы он не вырос в цене, хоть бы его не купили!

Нет, все должно быть завершено как нужно. Такого волнения она давно не испытывала..  Она поделилась этим с близким человеком - он уже не раз ее спрашивал, чем она так занята в свободное время и отчего у нее такое то приподнятое, то разбитое настроение.

-У меня есть один друг, - сказала Оксана. - Мы готовим ему сюрприз... Это очень дорогая вещь, и я волнуюсь, как он восприймет, может, попытается отказаться.. Он очень необычный., и я хочу, чтобы он все правильно понял!

-Это подарок на день рождения?

-Нет, просто так.

-Просто так.. дорогой подарок для необычного друга?  Гм... - Близкий человек сделал подозрительное лицо и всматривался  в нее прищуренными глазами. Потом обнял и сказал: - Он должен все понять.




Покупку она решила временно оформить на себя, а на рынок отправилась с отцом. Тот даже подпрыгивал от нетерпения:

-Ты даешь, Ксюха! Это у вас такие подарки теперь делают?.. Ого - больше нечего сказать. Если бы мне в молодости кто-то подарил такое, я бы ему ноги целовал, - нет, честно, ты что, я и мечтать не мог. Только в тридцать пять я купил себе первую развалюху - она мне нравилась, но потом появилась твоя мама, и пришлось заменить, чтобы не позориться.. Теперь та, которую ты знаешь, это уже третья, - но на все это это приходилось беспощадко пахать. Послушай .  - Отец остановился и серьезно посмотрел на нее, - ты уверена, что ему это пойдет на пользу? Подарки редко ценят, а такие... - Он покачал головой, что, видно, значило: даже не знаю, как  к такому можно отнестись.
-Пап, он никогда не заработает на него с его теперешней жизнью. Половину своей зарплаты он отправляет/отсылает матери и сестре в райцентр, а на остальное живет в нищете. "В счастливой нищете" - он так говорит, и сам, наверно, себе верит.

-Ага, вот он какой человек, - сказал отец, - ну тогда ладно.. Все равно тут есть что-то неправильное. Не спрашивай меня, что, - я так сразу тебе не скажу. Если бы ты не была скрытная, как тайный агент, и сразу со мной посоветовалась, было бы время подумать и я бы тебе уже сказал... А то и денег бы подкинул - почему ты меня списала со счетов?

-Ты же его не знаешь!

-Мне достаточно твоего слова, что это достойный человек.

-Очень достойный, пап. Может, самый... - Ей показалось, что она говорит что-то не то, и она прервалась. Отец тоже молчал после этой фразы, а потом произнес:

-Понятно, что тут не так.

-Что? - угрюмо спросила Оксана.

Но он ничего не ответил, только цыкал языком и что-то мурчал под нос весь остаток дороги. Которую они прошли пешком, потому что была весна, ясное утро, пели птицы и все вокруг радовалось, и машины, проезжавшие мимо по трассе, и люди.. вездесущие люди.

Автобус никто не купил. Он стоял на том же месте и, кажется, действительно ждал. Но Оксана чуть не упала в обморок, когда увидела, что к цене добавилось еще две тысячи. Она сказала об этом отцу - тот быстро разыскал продавца и вернулся с ним.. Тот лениво и посмеиваясь рассказывал про колебания курса и общую инфляцию.

-Подожди, дружище, - сказал оксанин отец, - все это слова для телевизионных новостей. Если сказать по-простому, я и сам знаю, что сейчас все дорожает не по дням, а по часам. Но тут случай такого рода.. Моя дочь приходила сюда три-четыре месяца назад, она увидела этот агрегат, и все эти три или четыре месяца она буквально по копейке копила на него деньги. Это подарок, понимаешь? У нас больше просто нет!

-Так а я при чем? - засмеялся продавец. Но тут же перестал и спросил: - Три месяца назад? Подарок?

Мужчина и девушка смотрели на него ожидающе.

-Кажется, я тебя помню, - наклонился продавец к Оксане, - ты тогда спрашивала, можно ли на нем проехать много тысяч километров, не развалится ли? Что я сказал?

-Что можно хоть до Луны доехать.

-Правильно! - опять захохотал продавец. - Считай, что это у нас такой пароль. Отдам тебе по старой цене, - только тсс! мужики засмеют. Наверно, он тебе правда приглянулся.

Она секунду подумала, что речь про Славу, смутилась; потом взглянула на -темно-желтый с выпуклыми фарами "агрегат" и кивнула.



Отец доставил автобус в нужное место, пожелал удачи, чмокнул в щеку и, засунув руки в карманы, ушел пешком.

Это было их место, их со Славой, - точней, она считала его их особенным местом, хотя они были тут всего раз. Тут завершилась их их первая и единственная встреча в городе  до того, как надолго расстаться. Он позвонил ей через несколько дней после приезда из лагеря (где они виделись каждый день - с первых дней сойдясь,  и привыкнув друг к другу - было чувство что знакомы они уже много десятков лет!), предложил погулять... Она чему-то засмеялась и даже спросила: где тут, мол, гулять в городе - тут нету ни леса, ни полей, ни холмов, ни уединенных пляжей. "Да, сказал он, - но по-моему, главное, не где, а с кем". Она опять захихикала - надо же, какая она была легкомысленная, хотя ей уже за 20-ть. "Ладно, - сказала, - давай встретимся".

И они бродили весь день - было немного непривычно, скованно, по сравнению с деревенским окружением, казалось, что все на них смотрят (и ее немного беспокоило, что эти все думают...) но в общем, ей понравилось, - а потом, изрисовав город маршрутом из причудливых петель, оказались на этой бетонной площадке, на обочине трассы, - кажется, это была стоянка для больших грузовиков, но сейчас пустовала, и вообще, машин было мало .  Солнце уже клонилось к закату, был теплый октябрьский вечер. .

Она не помнила, о чем они тогда болтали. Кажется, все темы были истрачены за этот день, - там в лагере по пятам ходила работа, и хотя они виделись регулярно, но никогда подолгу. То прогуляются лесом, то залезут на вершину длинного холма, то на речку пойдут: всего на полчаса!.. - может, потому и не надоедали друг другу?

...Ожидая его, опершись о капот автобуса, она вспомнила наконец, как тогда было на этом самом месте: на них просто напала тишина. Они смотрели на солнце, ярко-оранжевое, нечеткое, и чувствовали, будто у него привкус грусти, смущения, что оно бьется у них внутри.. по крайней мере, она такое чувствовала. И еще что они сидят очень близко, но не решалась отодвинуться. Он сказал, что ему с ней очень интересно - как ни с кем. Она ничего не ответила, сама себя убеждая, что увлечена созерцанием заката.

-Когда увидимся в следующим раз? - спросил он.

-Не знаю.

Ей что-то тут не нравилось, между тем внутри так сильно щекотало и все переворачивалось.. Чего-то она ждала? или хотела скорее закончить встречу и попрощаться?

Ничего тогда не случилось - солнце село, его беззвучная оглушительная музыка смолкла, и сразу стало холодно. Он провел ее к остановке, подождал, пока подойдет нужный автобус. "Пока" бросила она с легкой улыбкой, говоря себе, что ничего не может для него больше сделать. Они так и не договорились о следующей встрече, - что она могла сказать: будет ли у нее время и настроение. Он потом звонил несколько раз, и в самом деле, она была то очень занята, то силы (и настроение) на нуле - начала подрабатывать официанткой...
А вообще-то (призналась себе только теперь Оксана) ей было немного обидно и казалось, он рушит их дружбу своими ухаживаниями, всеми этими претензиями. Им было так легко и свободно на лоне природы - а тут все становилось только хуже и хуже, - они словно двигались по проторенному пути, но ей не хотелось туда, куда он ее вел! Или хотелось... был интерес? А может, сомнение - если дружба сменится любовью, она больше потеряет, чем приобретет?.  И она тогда решила оставить себе то, что есть, их золотое время, а теперешнее, новое пресечь, оборвать.., и ему так будет лучше - он просто увлекся, поддался какому-то биологическому чувству.. Ничего тут такого нет, мы же все живые люди, - нет, он ее не разочаровал. Все-таки он мальчик, а она девочка, и он ей тоже, можно сказать, нравился., даже очень!  Но (может, она тогда в первый раз это так четко поняла) в жизни нужно выбирать, одно или другое; и она выбрала дружбу. Уверила себя, что нужно подождать, - сейчас он слишком тянется к ней, но это пройдет, и они снова смогут общаться непринужденно. А если нет... тогда пусть и правда остается только прошлое. «Не пожалеешь?» - спросило что-то – а она не стала отвечать.

И вот годы прошли - он опять в ее жизни. Как она рада, что появился! но насторожилась немного  - сначала вслушивалась в голос по телефону, потом присматривалась к жестам и глазам, когда он шел навстречу. Кажется, остыл. "Естественно - а ты думала, он по тебе будет всю жизнь сохнуть?!  Хорошо, что объявился.."

 Не просто хорошо - она почувствовала, что что-то важное и потерянное возвращается в ее жизнь. Как солнце после многих пасмурных дней!  Эти несколько лет она часто вспоминала про него, первое же время действительно жалела: может, надо было согласиться стать его девушкой?. Хотя он и не просил, прямо не предлагал - не успел?.  или она все придумала. Как же это сложно! Не раз она плакала - из-за него или из-за себя, - не раз представляла их вместе... В этом было и «да», и «нет» – образ несовершенен., но ей не хотелось отталкивать человека. Такого человека!  все ей говорило, что таких людей надо ценить. Но что это значит, что она должна??.
Постепенно мысли рассеились, а чувства изгладились. Так происходит (вот она, жизненная мудрость). И он совсем не глупый, он поймет. Найдет себе другую, у них все сложится, быстро и без сомнений; а про нее забудет, - такой вариант ее устраивал, он ей нравился больше, чем "я и Слава вместе».
В этот последний разговор в кафе; она не спросила о девушке - они не избегали этой темы, но она все же не попадалась, не смотря, что обое, наверное, в таком возрасте, что пора заканчивать поиски и блуждания и строить что-то серьезное. Вместо этого они говорили о местах, которые посетили, о книгах и фильмах, вспоминали лагерь и смеялись, смотря друг на друга и описывая перемены в лице в голосе, в жестах... 

-Я постарела? Только честно.

-Ты стала серьезной. Вижу пару морщинок - это потому что ты все время щуришься..

Она смотрела в зеркальце (хотя прекрасно знала про эти морщины), махала на него пальцем.

-А ты в самом расцвете сил. Только вот волосы...

-Что с ними?

-Да ты седой, как дед!

Он, конечно, отшучивался, но седина была, и понятно, что она не берется из ниоткуда, - и по тому, что он до этого вскользь рассказал, она, как казалось, очень ясно представляла себе картину его жизни.

Еще когда они говорили, она начала чувствовать горечь, а после, когда прокручивала фрагментами их встречу, чувство дошло до отчаяния – и внезапно нашло выход... Может, так всегда и бывает - если есть страстное желание, значит уже готова возможность: она пришла раньше, может, намного, и ждала..



Она ждала; был почти полудень. Автобус куплен вчера и все формальности, благодаря папе, быстро решены; сегодня утром она позвонила своему другу и попросила приехать на то место, - воскресение, у них обоих выходной.

-..понял, о какой обочине я говорю?

-Конечно. - Голос спокойный:  что он сейчас чувствует? Прошло три месяца, он больше не звонил. И она тоже, хоть обещала... но у нее есть оправдание! и вот же, обещанный звонок. - А почему туда? Может..

-Нет, приезжай сюда. Пожалуйста, Слава. Это моя просьба.

-Хорошо, приеду.

Приехал. И это то самое время "икс" – главных слов, необходимости все высказать и убедить. Она ничего не готовила наперед, но все эти последние сутки была уверена, что знает, что сказать. Понимала, что это будет труднее даже, чем убедить людей сброситься в пользу чужой мечты.

...Все так и выходит, как и ожидалось, - он не хочет брать, его благородство кажется железобетонным. И какие же твои главные аргументы, Оксана?..

Она вновь потеряла уверенность и, чувствуя, что все вот-вот может рухнуть,  в отчаянии крикнула:

-Но ты же этого хотел, мечтал про это! Почему ты не можешь просто плюнуть на свои принципы и принять... подарок.

На последнем слове она совсем ослабла, - опустила руки и села на выкрашенный в белое бетон.

-Встань, простудишься, - сказал он, и, подойдя, сам сел рядом. И снова молчали - теперь уже не осень и солнце не собирается пока заходить, но, как и раньше: забываясь в мыслях  и чувствах, они теряли огромные куски времени.. обычный ум только удивлялся, недоумевал - и опять исчезал, затопленный волной чувств и эмоций, которые невозможно было отложить.

-Знаешь, какая моя мечта? - проговорил он. - Настоящая.

-И какая?  - Хотя ей не хотелось слышать про какую-то другую мечту.

-Ты, - сказал он.

Она повернула к нему голову, будто не понимая. Слава покачал головой и вздохнул как бы виновато.

-Ты столько всего сделала - это что-то невероятное... я только теперь понимаю!  Значит ты обошла всех моих знакомых и друзей... я думал, их у меня нет или почти нет, а теперь вижу, что есть. И что ты говорила им? - что я мечтаю о такой машине? что я жить без нее не могу?? Мне интересно, чему они все поверили?

Он говорил с иронией, перемешанной с восторгом. Она в какой-то момент не могла больше слушать, закрыла лицо руками, - но во тьму, которая заменила весь мир, доходили его слова:

-У меня действительно когда-то была такая фантазия: я, какой-нибудь старенький автобус (о таком красавце я не мог и помыслить - он же почти новый!) и бесконечная перед глазами дорога. Я, наверно, тебе сказал об этом неосторожно... кто ж знал, что ты такая активная! Извини, не обижайся. Ты настоящая волшебница. Никто еще не делал такого для меня - и знай, что когда мы расстанемся в этот день,  я уроню не одну скупую слезу, а может и расплаучсь, как последняя баба. Да уж... Кажется, это было давно - и ты все это время помнила мои слова?

-Как глупо, - сказала она, отведя руки от лица, - очень глупо вышло.. да.
-Скажи мне, ты думала про это... - сколько прошло, шесть лет? И ты не забывала, хотела мою мечту осуществить?

-Чтобы ты знал, что нету неважных слов, - будешь в следующий раз знать, что говорить. И каждая мечта достойна.. воплотиться... И каждый человек... _ она боролась с поднимающимся наплывом рыданий, всхлипывала и говорила почти одновременно.

-Я бы обнял тебя, сказал не "плачь", но что-то мне не дает, - сказал он. - Может, нерешительность - она мой бич, я погибну из-за нее. Или понимание, с которым я жил эти годы с нашего расставания.

-Какое понимание?

-Что нам почему-то не быть вместе. Тогда не получилось, и потом... я не хотел тебя тревожить, хотя думал про тебя постоянно. Теперь, когда позвонил тебе, думал, что мы можем быть друзьями - вся надежда и все лишние мысли кажется выветрились из меня: прошло время, и не просто "время", а столько всего!.. Кажется, я многократно умер  и воскрес с нашей последней встречи, - всего и не расскажешь. И все-таки остался тем же -–  стоило один раз встретиться, и я увидел, что не могу быть к тебе равнодушным, как и тогда не мог.

-Поэтому не звонил больше, не приглашал?  – Оксана смотрела на него и открывала для себя заново... хотя разве она не видела всего, о чем он сейчас говорит, раньше - в его поступках, в том, как он смотрит на нее. Не хотела думать об этом? А он сказал, он не захотел играть и прятаться..

-Да. Сразу видно было, что я для тебя только друг, человек из прошлого... ну если не так, то как-то так. Это сразу видно, и это, знаешь, немного мучительно. Друзья - это прекрасно, у меня много друзей девченок; ты - другой случай... мне пришлось бы что-то из себя вырвать, чтобы продолжать с тобой просто общаться, быть на очень близком расстоянии и удерживать себя... понимаешь?

Она отвернулась, но тут же опять посмотрела на него - хоть уже была вся в слезах (а она никогда никому старалась не показываться такой, даже своему парню). Слава смотрел на нее спокойно, свет лился у него из глаз, преломляясь о влагу, котрая была у нее в глазах и становилась соленой на языке..

"Что ты наделала?. - думала она и пыталась все связать вместе, открыться окончательно. Кажется, когда-то в ее жизни произошла большая ошибка - она пошла не тем путем... Как она могла не разглядеть такого человека, такого глубокого и прекрасного! Почему она от него бегала, как могла забыть? Ведь судьба их не зря свела! -- а она всегда верила в судьбу, в неслучайные встречи.  Значит только на словах. Столько упущено.., но может, сейчас - можно исправить промах? Она посмотрела на него серьезно.

-Так ты только тогда хотел уехать? А сейчас?

Она чуть нахмурился, затем пожал плечами.

-То была слабость. Куда мне ехать - у меня семья, им надо помогать...

-Я это уже слышала. Так ты хотел бы?

И они вместе посмотрели на автобус.

-Может, я и водить не умею, - проговорил он.

-Ты же водил скорую - не помнишь, что говорил мне!?

-Тебя не обмануть - было такое, больше года катался. Потом нашел другое место - нигде долго не могу ... новое нужно, как воздух.

-А что, если бы воздуха было много - целое небо! - и не надо было выныривать за каждым глотком.

-К чему ты клонишь? Послушай... нам лучше забыть все это, что только что сказано, и подумать, что делать с этим твоим подарком.

-Давай уедем. Вместе, - быстро и внятно сказала она, и сразу поняла, что это самый безумный и самый решительный поступок в ее жизни. Как внезапный прыжок со скалы - с надеждой, что какие-то силы подхватят тебя и понесут... Еще пытаясь верить в эти сказки, ты падаешь вниз, может, убеждаешь себя, что это полет, - тогда как стоило бы попытаться спастись, уцепиться за что-то!
Она немного пришла в себя и тут же зацепилась за его глаза - в их глубине была боль, но на поверхности твердость.



Пока он молчал, она вспомнила Игоря, своего друга, с которым они жили уже четыре месяца. Ей стало жалко его - он не виноват, что его девушка такая порывистая, страстная дура, верящая в чудеса и ради них готовая все разрушить то, что, наверно, более важно... – но всего лишь жалко! Мысль об ошибке все еще была формальным предупреждением, загорающимся в мозгу, как тревожное табло, и может, те же мысли и чувства были бы, если бы она захотела сменить работу или повернула бы в незнакомый переулок, чтобы сократить путь или просто увидеть то, чего еще не видела. Ей было жалко Игоря, - но разве все мы не виноваты в том, что с нами происходит? Кем он ее считает, чем - своей собственностью, которая всегда будет такой, как он хочет? На что надеется и по какому праву...
Но ведь у них было это "мы", зародившееся когда-то, сначала такое хрупкое, потом окрепшее, и они его хранили, и оно было счастьем и защитой для них обоих - разве не так?!

..Она снова и снова возвращалась к славиным глазам – они ее не отпускали надолго. Неумолимо к тому, что происходит, тому, что она сама начала, - а теперь ждала, чем обернется? Но Игорь тоже был частью этого - ведь он часть ее, все еще!, как и вчера, и этим воскресным утром, когда она, ничего не объяснив, выскользнула рано из постели и убежала делать свои ему неизвестные дела.  И наверно, Славе надо бы знать про Игоря, прежде чем отвечать... Или не обязательно? Она перед ним, только она!, - а то, что у нее в душе, это ее дело.

Что же он скажет? Она замерла, почти застыла, еще немного, и сердцебиеие тоже сошло бы на нет  - оно слишком отвлекает. Она ждала, уже не зная, что хочет, к чему склоняется, что правильно и лучше.  Сказочное будущее и родное прошлое молниями вспыхивали где-то рядом, но не разрывали ее - она, кажется была самим небом для этих вспышек.. состояние слишком неустойчивое. Ей надо было во что-то влиться, чем-то стать, даже если это будут страдания. А они, судя по всему, ждали ее в любом случае..

Слава встал и подошел к автобусу; открыл дверцу и залез внутрь.. оглушительно посигналил. Опустил стекло и с улыбкой посмотрел на нее.

-Я, наверное, прийму его, - сказал он. Его рука хлопала по блестящей поверхности двери. ..

-Магнитола есть? - Он посмотрел. - Отлично, можно ехать? Он заправлен?
Думая, что он издевается, она все же ответила, что да, - там примерно треть бака.

-Так я поехал?

Она покачала головой и встала... Что это значит - он ее не принимает всерьез? Как раньше она его.

-А я?

Он вылез, оперся о дверь спиной и сказал:

-Думаю, тебе надо остаться, Оксана.

И он рассказал ей, что знал о подарке, – один из знакомых проболтался. Думал, что делать, может, отговорить сразу.., но решил оставить все, как есть. Только подбирал слова, как отказаться, чтобы ее не обидеть. Спрашивал себя, зачем ей это, и не мог до конца понять... И еще о том, что вскоре после его звонка, три месяца назад, увидел ее на улице с парнем и все понял - «все связалось в одно – и твои интонации, и глаза... они уже были кем-то заполнены, они не искали, не звали». Он догадывался, для чего она позвала его теперь: подарок готов. Он хотел бы спросить ее: зачем - но до этого так и не дошло. Она его поразила своей неожиданной решимостью уехать с ним. Теперь он ничего не понимает... но уверен, что это было бы для нее ошибкой.И, конечно, для него, если бы он согласился. Ему казалось, что он любил ее все это время - еще с первой их встречи.., но теперь кажется другое: что это мысли, романтика, которая сопровождает тебя, как красивая песня, или как вино - придает ей каплю горечи и наполняет мнимой глубиной. Наверно, он такой - романтик, мечтатель..  он привык к одиночеству, это факт. Вот что он на самом деле любит!  Он бы, конечно, отдал одиночество, променял это самое ценное свое сокровище на нее - но насколько ему придется изменится, чтобы у них все получилось, и ей... Наверное, все можно сделать ради счастья, но говорят, что люди не меняются, и что судьбу не изменишь, как бы не тужился. У нее есть любимый человек, а значит есть будущее с ним - нельзя его так просто оборвать. У него остается одиночество., а теперь есть еще прекрасный автобус! И значит дорога...


-Кажется, пора вспомнить старую мечту. Я уже слышу, как мне что-то говорит дорога, шепчет..  я хочу ее расслышать, узнать!.

Он снова заскочил в кабину (совсем уж привычно, по-хозяйски), заработал мотор.

-Стой, стой.. - начала говорить она, но слов было почти не слышно - то ли голос сел, то ли от рокота двигателя. Что он хочет сделать - сбежать от нее? Он отказывается от нее, бросает?!. после того, как она открыла для него сердце, предложила себя, готова была на все!

-Не машина, а песня! - смеялся тем временем Слава, громко газуя.  - Вот спасибо, Оксана, ты настоящая волшебница... у меня нет слов тебя отблагодарить.

-Подожди! - Надо было уладить формальности, переоформить на него документы.., к тому же, как его работа - он так возьмет и поедет? Бросит не только ее, а и всю свою жизнь?  ..На секунду в сердце впрыснулось что-то другое, - она  прикрыла рот, но наверное, было видно, что она смеется. Ведь она мечтала, что он вырвется на свободу! - да, это была ее настоящая мечта. Не верится, что все вышло... пусть даже ценой ее немножко растоптанного сердца. Ничего, есть кому его обласкать и утешить.  Только бы..

-Пусть у тебя все будет хорошо, - крикнула через рев она.

Не глуша мотора, он вылез и обнял ее. Отошел на шаг... Она чувствовала, как слезы текут по щекам, - это было не от счастья, не от боли, а от жизни!

-Пока, - сказал он. - Обязательно еще увидимся. Мне же надо тебя чем-то отблагодарить..

Он уехал. С тех пор она ждала его - тайно, живя с ожиданием, вплетая его во все, в реальность и сны, - ждала, как чуда...
















  18.05.2017 18:36