О. Т. Тодд. Центральная доктрина Эдвардса

Инквизитор Эйзенхорн 2
КАКОВА БЫЛА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ЭДВАРДСА?
Оби Тайлер Тодд

 
В 1988 году Роберт Дженсон лихо утверждал, что Джонатан Эдвардс был “американский теолог по преимуществу”. Такое утверждение говорит об огромной тени Эдвардса над всей мыслью США - как ортодоксальной, так и либеральной. Финни и Фосдик, Кэри и Дэгг* - в американском евангелизме всегда хватало тех, кто претендовал на богословское  наследие Эдвардса. Эдвардс был, конечно, больше, чем просто богослов. Чарльз Ланфьер называл его “великим метафизиком своего века”. По этой же причине известный историк Сидни Альстром объявил Эдвардса "величайшим апостолом Церкви эпохи Просвещения". Укоренившись в реформатском наследии, Эдвардс был пропитан также идеями новоевропейской философии, науки и психологии. Ясно поэтому, что задача определения его центрального учения требует от нас светского языка. Но центральной и неизгладимой идеей Эдвардса, поддерживавшей объяснение и применение всех остальных его учений, была библейская идея любви. В обширном корпусе сочинений Эдвардса учение о любви служит духовным Рубиконом. Оно накладывает неизгладимую печать на всю его систему мышления, и ее нельзя изъять, не извратив идеи Эдвардса до полной неузнаваемости.
В 1944 году Джозеф Арутюнян охарактеризовал Эдвардса как "богослова великих заповедей". Для Эдвардса любовь к ближнему была важна, но любовь к Богу - необходима. Он сводил вместе ортодоксию и ортопраксию. В XIX в. богословы Новой Англии, например Эдвардс Амаса Паркс**, и пресвитериане Старой школы, такие, как Чарльз Ходж***, расходились в вопросе, как примирить богословие Эдвардса с его этикой. Множество богословов и ученых-гуманитариев видели трудности в разъяснении и истолковании его учения о любви в целом. Последующие поколения могли только засвидетельствовать гений Эдвардса, приводя кажущуюся напряженность в порядок. По этому поводу Тимоти Дуайт****, внук Эдвардса и бывший президент Йельского университета (1795-1817), назвал Эдвардса "Ньютоном в этике и вторым Павлом". Связь богословия и морали у Эдвардса лежала в учении о любви.
Любовь была для Эдвардса центром религиозных чувств, не допускающим соперничества. В "Религиозных чувствах" мудрец из Нортхэмптона определял любовь как "первую и главную привязанность". Даже ненависть к себе из-за греха - это результат неуместной любви. И, напротив, горячая любовь к Богу создает отвращение ко греху. По словам Конрада Черри, учение Эдвардса о любви доказательно, в отличие от Лютера и Кальвина (?! - Пер.).  Если реформаторы считали, что любовь - это плод веры, Эдвардс утверждал, что она непременно сопутствует вере. Этот этический взгляд стал для него основополагающим. В "Природе истинной добродетели" он четко заявил, что “истинная добродетель по существу состоит в благожелательности к бытию в целом” (Works. V.2. N.Y.,1852. P.252). Он находил в добродетели любви двойственность: это любовь-доброжелательность и любовь-соответствие. Первая есть “привязанность или склонность сердца к любому существу, которая склоняет нас ко благу для него" (Ibid. P.263), последняя - это "радость, имеющая свое основание в красоте". Для Эдвардса, согласно Иоан.13.35, это признак христианской любви как бескорыстной "любви к бытию".
Ученик Эдвардса и лидер нового богословия Джозефа Беллами***** позднее принял этот принцип “бескорыстной благожелательности”, чтобы утверждать, что христиане должны быть готовы быть проклятыми в ад, чтобы подготовить свои души для Христа. Для многих это противоречило Эдвардсу и его учению о любви. В своей проповеди "Истинная благодать отличается от веры бесов" (1752), Эдвардс принял к сведению два обычных грешных заблуждения в отношении природного понимания и любви. Грешники склонны злоупотреблять первым, высоко оценивая собственную автономную мудрость и интеллект в отрыве от благодати Божией. Последняя является общей для грешников, но невозрожденные люди извращают любовь в потакание корысти. В своих "Фрагментах" Эдвардс полагает: “Любовь к себе, взятая в наиболее широком смысле, и любовь к Богу могут быть сопоставимы, ибо они не являются противоположностями или вещами совершенно различными, но могут войти в природу друг друга... Любовь к себе - это только потенциал наслаждения Бытием. В то же время неправильно сказать, что наша любовь к Богу превосходит наши общие способности восхищаться чем угодно" (цит. по:  Fiering N. Jonathan Edwards's Moral Thought and Its British Context. Eugene OR,2006. P.157).
Пастор, богослов и независимый исследователь Эдвардса Джон Пайпер использует этот принцип в своем "христианском гедонизме" и объясняет: “Другими словами, вы не можете противопоставить любовь к чему-то любви к Богу, если хотите счастья. Любовь к Богу - это форма любви, когда Бог обнаруживается как центр нашего счастья" ("Был ли Эдвардс христианским гедонистом?"). Любовь к себе побуждает грешника к тому, чтобы найти свое окончательное исполнение и счастье в Боге. В наших интересах искать нашего блага во Христе. По словам Пайпера в "Стремлении к Богу" (1986), “Бог больше всего прославляется в нас, когда мы больше всего удовлетворены в Нем".
Однако учение Эдвардса о любви - не просто вывод из  сотериологии, но основа всего его богословия. Его учение о Боге было пронизано любовью. Исходя из 1 Иоан.4.8, Эдвардс считал, что Бог живет в любви. Кроме того, нортхэмптонский богослов принял августиновское понятие о том, что Святой Дух есть на самом деле узы любви между Отцом и Сыном (Edwards J. Discourse on the Trinity. N.Y., 1908. P.123-125). В свою очередь, любовь является доказательством присутствия Духа Святого в верующем. Святой Дух работает в Его  жизни через любовь (1 Иоан.3.23-24, Фил.2.1-2, 2 Кор.6.6, Рим.5.5, 15.30, Кол.1.8, Гал.5.13-15). В конце концов, любовь пронизывает и этику Эдвардса, и его триадологию. В "Природе истинной добродетели" Эдвардс считает разумным и необходимым, что Бог должен быть в гармонии и единстве с Самим Собой и любить Себя. Аналогично в "Цели творения" Эдвардс утверждает, что превосходство любви Божьей должно быть уважаемым, как Бог любит и ценит Свое превосходство.
В недавней статье, озаглавленной “Метафизика Джонатана Эдвардса в "Цели творения" Уолтер Шульц обобщает эдвардсианское понятие любви в славе: "Джонатан Эдвардс считает, что слава Божия - это Его знание, святость, любовь, блаженство, радость и счастье, которые характеризуют внутритроичную жизнь". Эта слава Божия исходит и направляется к Своему творению, которое, в свою очередь, отражает Его славу в осознанной любви к Нему. По словам Эдвардса в "Цели творения", "Бог Сам обращается к пониманию твари, дает ей познание Своей славы и святость, которая состоит в первую очередь в любви к Богу и придает твари счастье и радость в Нем. Эта эманация Божественной полноты назван в Священном Писании славой Божией".
Высшая Божья цель - это Он Сам, и мы воздаем Ему славу, когда любим Его. Таким образом, мы ценим Христа превыше всего и можем любить себя, когда ищем то, что лучше для нашей души – одновременно воздавая честь Тому, Кто создал нас по Своему образу. Для тех, кто пытается пересечь океан мысли Эдвардса, его учение о любви - это мост, имеющий важнейшее значение для понимания Триединого Бога, Его замысла для человечества и нашего места в Его Царстве. Любовь является центральной доктриной Эдвардса.
 
*; Чарльз Грандисон Финни (1792-1875) - американский проповедник-ривайвелист, сторонник крайнего пелагианства и волюнтаризма с отрицанием или искажением почти всего общехристианского учения о грехе и спасении, нанесший фундаментальный вред всей англоязычной духовности. В отличие от своих предшественников был выходцем из социальных низов - из семьи неверующего фермера, однако получил музыкальное, а затем юридическое образование. Пережив обращение в 1812 г., начал усиленно свидетельствовать о своем опыте многим людям, что позволило ему включиться в служение без богословских знаний. С 1820-х гг. непримиримый противник кальвинизма. Уильям Купер начинает свою монографию с того, что весь американский ривайвелизм - это по сути борьба между духом Эдвардса и Финни (Сooper W. The Great Revivalists in American Religion, 1740–1944. Waterloo,2010. P.1). См. Хортон М. Наследие Чарльза Финни http://www.reformed.org.ua/2/323/Horton; Setser A.  Edwards versus Finney: on the causes of conversion and revival
а также: Harrison P.V.  Ability and Responsibility in American Christianity from Jonathan Edwards Through Charlie Finney (1976). Марк Нолл признает, что знакомство Финни с богословием Эдвардса было очень кратким (Noll M.A. Jonathan Edwards and the Nineteenth Century Theology // Jonathan Edwards and the American Experience. Ed. N.O.Hatch, H.S.Stout. N.Y. - Oxford,1988. P.261). Монография: Hambrick-Stowe C.E. Charles G. Finney and the Spirit of American Evangelicalism. Grand Rapids,1996 - замазывает множество вероучительных проблем. К сожалению, нам недоступны диссертации: Bourque R. Jonathan Edwards and Charles Finney: a Comparison of Their Theology of Revival. Asbury,1993; Hopf C.J. A Grand Juxtaposition: Jonathan Edwards and Charles Finney on Justification in Revival. 2015
Гарри Эмерсон Фосдик (1878-1969) - либеральный богослов и радиопроповедник, отрицал или искажал важнейшие доктрины Библии - физическое воскресение и личное Второе пришествие Христа. Ссылался на Эдвардса, например, в книге "Христианство и прогресс" (1922) и в "Фундаменталистском споре" (1924). Учитывая грубые догматические ереси, поминания Фосдика, например, Джоном Ф.Мак-Артуром в работе "Бог, Который любит (2008), звучат довольно нелепо.  См. также обзор Тима Шалье в серии "Лжеучители" Нам недоступна машинопись с прямым сопоставлением Эдвардса и Фосдика: Thurber J.B. Orthodoxy Or Liberalism : Never the Twain Shall Meet (2003)
Уильям Кэри (1761-1834) -  английский баптистский миссионер, считающийся основателем современной миссии, организатор Баптистского миссионерского общества. Один из ранних британских санскритологов, переводчик Библии на санскрит и бенгали. Был в конфликте со баптистами радикально-кальвинистского толка, выдвигая в их адрес несправедливые обвинения (что показал Георг Элла в ряде работ).  В программном "Исследовании об обязанностях христиан по обращению язычников" (1792) испытал влияние Эдвардса (Van Vlastuin W. Edwards and Revival // Understanding Jonathan Edwards: An Introduction to America's Theologian. Ed.M.McDermott. Grand Rapids,2009. P.56). Стив Бейтман считает отцом миссионерства не Кэри, а Эдвардса (Bateman S. Which "Real" Jesus?: Jonathan Edwards, Benjamin Franklin, and the Early American Roots of the Current Debate. Eugene OR, 2008. P.161). Мнение, что эдвардсианство смогло разрушить влияние радикального кальвинизма в Англии (см., напр.: Sweeney D.A. Jonathan Edwards and the Ministry of the Word: A Model of Faith and Thought. Downers Grove,2010. Р.154) - представляется необоснованным, ибо оппоненты Фуллера и Кэри могли быть знакомы с трудами Эдвардса (тема требует изучения). Тем более учение Эдвардса не вошло в резонанс с еретическими идеями Эндрю Фуллера, искажавшего почти все историческое христианское учение о грехе и благодати.
Джон Ледли Дэгг (1794-1884) - американский баптистский богослов, умеренный кальвинист. Несмотря на слабое здоровье, служил в Филадельфии и Алабаме, позже возглавил Университет Мерсер в Джорджии. Автор классических учебников Южных баптистов: Руководство по богословию (СПб.,2002), "Трактат о церковном порядке и устройстве" (СПб.,2004), а также книги: Dagg J.L. Elements of Moral Science. N.Y.,1860 
** Сидни Альстром (1919-1984) - американский историк из Йеля, родом швед, лютеранин, автор монументальной 1200-страничной "Религиозной истории американского народа" (1972). Наряду с П.Миллером и Х.Нибуром считается исследователем, восстановившим после Второй мировой войны интерес к Эдвардсу, которого он рассматривал как ведущего мистика послепуританской эпохи и "ведущего толкователя опытной религии после Реформации" (цит. по New D.S. Christian Fundamentalism in America: A Cultural History. Waterloo,2012. P.32)
*** Эдвардс Амаса Парк (1808-1900) - американский богослов-конгрегационалист, считается последним эдвардсианцем и представителем новоанглийской традиции. Автор обзора "Новоанглийское богословие" (1852), опубликовал мемуары Сэмюэла Хопкинса и других новоанглийских деятелей позднего этапа. Воспоминания опубликованы Александром Маккензи в Гарварде в 1901 г. См. о месте в традиции: Conforti J. Edwards A.Park and the Creation of New England Theology // Jonathan Edwards's Writings: Text, Context, Interpretation. Ed.S.J.Stein. Bloomington IN.1996. P.193-208;  сборник: The New England Theology: From Jonathan Edwards to Edwards Amasa Park. Ed. D.A.Sweeney, A.C.Guelzo. Eugene OR,2015; Foster F.H. The Life of Edwards Amasa Park. N.Y.,1936; Philips C.W.  The Last Edwardsean: Edwards Amasa Park and the Rhetoric of Improved Calvinism. Stirling,2005.
**** Чарльз Ходж (1792-1878) - американский пресвитерианский богослов, основатель Принстонской школы, по мнению Пола Гутьяра в одноименной книге - "страж американской ортодоксии" (Gutjahr P.C. Charles Hodge: Guardian of American Orthodoxy. Oxford,2011). Часто рассматривается как лидер научного подхода в консервативном богословии США (Baird W. History of New Testament Research: From Jonathan Edwards to Rudolf Bultmann. Philadelphia,2002. P.32). В 3-томном учебнике богословия обвинил Эдвардса в ряде ошибок, прежде всего в пантеистическом уклоне в понимании Троицы (Hodge C. Systematic Theology. V.2. N.Y.,1871. P.220), а в "Истории пресвитерианского церковного устройства" (1840) рассматривал значительную часть ривайвелистского опыта как индуцированный психоз (The Theology of Jonathan Edwards. P.686). См. также очень хвалебную работу: Hoffecker W.A. Charles Hodge: The Pride of Princeton. Princeton,2011.  Недавно появилась диссертация: Gurr N.A. A Comparison of Jonathan Edwards and Charles Hodge on the Doctrine of Conversion. Philadelphia,2016
***** Тимоти Дуайт (1752-1817) - американский церковно-общественный деятель, конгрегационалист, внук Эдвардса и его академический преемник, существенно исказивший его богословие. Родился в 1752 г. в Нортхэмптоне, Массачусетс, в семье, давно струдничавшей с Йельским колледжем, который он окончил в 1769 г. Участник Войны за независимость, позже служил в нескольких приходах Коннектикута. C 1795 г. сменил Эзру Стайлса на посту главы Йельского университета, где трудился до конца жизни. Был одним из основателей Академии наук и искусств Коннектикута, создал ряд общественных организаций, направленных на сохранение религии в системе образования и публичной жизни, выступал против просветительского деизма, юмизма, французских материалистов. 5-томный цикл "Объяснение богословия" и сборники проповедей изданы посмертно. Поэт, автор "Завоевания Ханаана (1785) - первого произведения американского эпоса. Поддерживая миссионерские движения, стал уделять природным способностям человека и их вкладу в спасение гораздо большее внимание, чем Эдвардс и кальвинисты. Его попытки обеспечить рациональную защиту христианства означали для него признание его преимущественно разумного характера по сравнению с чувством удивления, которое подчеркивал Эдвардс. Ученики Дуайта, в частности, Н.У.Тейлор, развили его гуманизм в худшую сторону, практически полностью отказавшись от христианской аннтропологии. См.: Fitzmier J.R. New England's Moral Legislator: Timothy Dwight. Bloomington,1998; Hambrick-Stowe C.E. The New England Theology in Congregationalism // After Jonathan Edwards: The Courses of the New England Theology. Ed.O.D.Crisp, D.A/Sweeney. Oxford,2012. P.167-178
***** Джозеф Беллами (1719-1790) - американский писатель, богослов и педагог, вел с Эдвардсом переписку и полемику в защиту своих либеральных взглядов, в итоге отказался от важнейших общехристианских учений о человеке и спасении. См.: Элла Г.Джозеф Беллами и его ересь  http://www.proza.ru/2012/01/14/29, а также Valeri M.  Law and Providence in Joseph Bellamy's New England. Oxford,1994

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn