Образ архиерейский-идеал и реальность

Алексей Малышев Сказитель
   


                ЧЕРНОВИК

            Образ архиерейский

     Поиски пути,  истины и жизни на Руси...


    С одной стороны кажется что главный признак пастыря есть одаренность Божиим словом, но существеннее была бы способность вести за собой во всех смыслах.

Иисус существенно знал план Божий и вел по нему Апостолов. А они поэтому оказывались там где происходили события искупительной жертвы.

Они стали великими столпами церкви потому что стали подобны Ему. Они повели за собою всех и всю. Церковь.

То есть смысл проповедей истинного пастыря Христова и архиерея есть раскрытие духовного смысла современного момента.
И если духовность утрачена, план Божий забыт то и смысл уйдет из слов таких лжепастырей.

Рутина и обрядовый цикл не должны заслонять план Божий, актуальный для каждого прихода по своему, Не одинаков план Божий для каждого прихода, везде разные условия духовные.

Архиерей есть образ не высопоставленного коррупционера, а самого Христа или его апостола.
Но этого соответствия нет и мы платим за это миллионами церковных средств,  отобранных у бездомных и нищих и превращенных в резиденции с бассейнами и парк представительских авто.


Явление невозможно оценить и понять, если не найти измеритель, эталон и меру.

Поймите, архиерей не беспредельное неопределимое, подобное божеству явление, а вполне ясно ограниченное в апостольских посланиях служение (а не господство) в Церкви, развитие которого, развитие архиерейства ведет его носителя прямо к апостольству. А апостол утрачивает всякую материальную ограниченность и условность, он живет уже новой жизнью, он светит, а не собирает пожертвования.

Свет апостольства только и может выправить кривые судьбы и очистить осуетившихся, облегчить отягощенных житейскими заботами, приличными начальникам века сего.

Иначе крах... Иначе - рассказ Чехова "Архиерей" в котором мы видим ограниченного всеми земными и церковными правилами и обыкновениями слабого человека, живущего свято, но вполне индивидуально, для себя, и не способного ничего изменить, ни на что повлиять ни в церкви, ни в обществе. Он создал или ему создали золотую клетку, как папе римскому, из которой не выбраться и нет смыслов чтобы пытаться выбраться.

Но жизнь-то мы знаем, совсем другое, это острые противоречия, это успел-неуспел, это сделал-не сделал, и полярности. В золотой клетке все сглажено, в банке с медом все сладко, только не в горькой и яркой жизни. 

И писатель не смеет оценивать это он лишь пишет , лишь свидетельствует, что количество обычаев и практик архиерейского поведения в России достигло точки краха самого архиерейского служения, по сути лишило  церковь Христову на земле управления, кроме бюрократического, футлярного существования по кругам богослужебных требников. У всего этого есть название в истории. Это окатоличивание. Золотой сон русского архиерейства ведет именно туда, где уже все равно - римское христианство, московское, в меду нет ни границ и пределов.

Как и всякая слабость, золотой сон приводит к подчинению более сильному, вполне вольчьему - римскому престолу.

Церковь должна догматизировать нестяжание на самом верху. Это единственное  спасение для церковной казны.

Все привыкли к безбрачию монашества, но нарушение обета  нестяжания стало массовым явлением и вместо обличения и изгнания сребролюбцев их терпят на самом верху и уже  само понятие церкви воспринимается народом как сообщество сребролюбцев.

 Пастыри внушают людям необходимость сбора пожертвований, как будто церковь это банк, а не духовная организация.
 Но если путь духовности утрачен, становятся нужны деньги.

Подобно жадному султану из мульта Золотая антилопа он осыпаемый монетами кричит :‘‘Еще,еще, еще! ‘‘
Пока его не засыпает золотом до смерти.

Неужели правда снова в том что в тысячах провинций среди запустения осталась лишь древняя мечта о Пастыре? Верю, что в глубинах жизни еще скрываются Пастыри Христовы, а не только сборщики епархиальных сборов.


  В 2018 году на канал Спас пригласили на новогоднее интервью известного московского архиерея. Я знал, что это будет самое серое интервью. Он вообще не был к нему готов. Он просто стоял и вяло отвечал на их вопросы. Он никак не соответствовал празднику, не рассказал о грядущем Рождестве, не сказал ничего в защиту старого календаря, в его одежде праздники никак не отразились. Он вел себя как монах и одет был как монах в черное. Он даже не думал оказать какое либо духовное воздействие на зрителей и журналистов. Ничего не запомнилось.    

  Осталось горькое впечатление. Ужасным было имя епископа- Меркурий, в древней Греции божество коммерции и торговой хитрости. Вы возразите-это христианский мученик, Меркурий, или иной, воин-мученик Меркурий Смоленский.
 
 Да, но в этом бюрократе все кажется земным и серым. Человек утратил понимание момента и суть своего служения, да, именно смиренного служения всем, а не господства на бюрократической должности епископа. А это как небо от земли различно и по плодам и по признакам внешности.

И мы забываем, почему Санта Клаус так ярок в Рождестве, потому что он носит красные одежды, цвет западных архиереев, но более соответствующий Господним праздникам. Еще можно было украсить себя рождественскими колокольцами и тд, эмблемами-символами. Посох праздничный взять в эфир, мешок с подарками и подарить что то журналистам. И стал бы он как Николай чудотворец. Как святой, первым подаривший подарки под Рождество. А не как бюрократ.

 И это отношение к своему служению мы слепо копировали с Византии, без рассуждения приняв все. А черные одежды выражают лишь одну сторону христианства,
а другие никак не отражает, а их как минимум еще две.

Первая-Пасха Христова, радость всех радостей. Красный цвет ее отражает. Второе= Рождество Христово-белый цвет одежд отражает лучше других. Вот как он должен был выглядеть если бы имел каплю рассуждения духовного.

Ущербный архиерей как птица бескрылая, может лишь склевывать зерна с земли и неба уже не видит. Как бы он не контролировал землю, небесного,высокого сам не имеет и дать нижестоящим не может...Стать апостолами могут только лучшие из крылатых...

В Евангелии Иисус называет апостола Петра тем камнем,на котором построит свою Церковь. Апостолы уже совершили свой путь. Но что дальше, ближе к нашему времени?

Кто сменил Петра? На иллюстрации к статье любимый всеми святой Спиридон Тримифунтский, ныне Керкира. Камень ли он, крепкий, чтобы быть реальным основанием здания Христовой Церкви? Достоин? Конечно, без сомнений!

Он -пример о всем современному архиерейству. Получается, что почитание древних и новых святых, как реальных столпов Церкви, изучение их пути, дел и наследия есть... лучшее ее укрепление в мире.