Блок. Я и молод, и свеж, и влюблен... Прочтение

Виталий Литвин
10. «Я и молод, и свеж, и влюблен…»





                Я и молод, и свеж, и влюблен,
                Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
                Зеленею, таинственный клен,
                Неизменно склоненный к тебе.
                Теплый ветер пройдет по листам
                Задрожат от молитвы стволы,
                На лице, обращенном к звездам,
                Ароматные слезы хвалы.
                Ты придешь под широкий шатер
                В эти бледные сонные дни
                Заглядеться на милый убор,
                Размечтаться в зеленой тени.
                Ты одна, влюблена и со мной,
                Нашепчу я таинственный сон.
                И до ночи — с тоскою, с тобой,
                Я с тобой, зеленеющий клен.
                31 июля 1902
               





Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     « –…Ароматные слезы хвалы. - Ср. в мемуарных "Встречах с Блоком" В. Гиппиуса о диалоге Ал. Блока с отцом Гиппиуса: Блок, «желая, быть может, отвести упрек в декадентстве, прочел: "Я и молод, и свеж, и влюблен". –"Вот это совсем другое дело. Впрочем  –ароматные слезы". Но Блок очень убежденно ответил: "Нет, у клена слезы – ароматные. Другой вопрос, могут ли быть слезы - у клена» (Воспоминания, 2.  С. 76) .

     Это стихотворение есть во всех сборниках его Избранного. Вырвав из контекста СПД, данный стишок  дают образцом оптимизма, любви… И тогда  в его молодости теряется строка:  «Я в тревоге, в тоске и в мольбе»…
     Но здесь, в последовательности сюжета книги, в череде его кошмаров… Всякая метафоричность теряется –  и жуть овеществляется:

                …И до ночи — с тоскою, с тобой,
                Я с тобой, зеленеющий клен."

     И «ты» предстает темной колдуньей, любующейся на плод своей волшбы:
 
                Ты придешь под широкий шатер
                В эти бледные сонные дни
                Заглядеться на милый убор,
                Размечтаться в зеленой тени.

     А нам, читателям другого века, настроения добавляют знаменитые  строки еще одного поэта:

                "Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
                Что стоишь нагнувшись под метелью белой?"
                Есенин
 
     И еще строки, в которых давным-давно кончилось лето:

                "Я не скоро, не скоро вернусь!
                Долго петь и звенеть пурге.
                Стережет голубую Русь
                Старый клен на одной ноге… "
                Есенин

     Впрочем, Александр Блок улыбался в том прошлом над деревенским пареньком, ему ближе были стихи Андрея Белого… Так вот:

                "…Все отдал; и вот – я один.

                Пронзительный хохот пролетки
                На мерзлой гремит мостовой.
                Прижался к железной решетке –
                Прижался: поник головой...

                А вихри в нахмуренной тверди
                Волокна ненастные вьют; –
                И клены в чугунные жерди
                Багряными листьями бьют.

                Сгибаются, пляшут, закрыли
                Окрестности с воплем мольбы,
                Холодной отравленной пыли –
                Взлетают сухие столбы."
                А. Белый,  1904, Москва

Блок. Из дневников:
     «Сейчас я вернулся из Боблова (21 июля 1902 года, ночь). Л. Д. сегодня вернулась от Менделеевых, где гостила чуть не месяц. У нее хороший вид; как всегда почти — хмурая; со мной еле говорит. Что теперь нужно предпринять — я еще не знаю…
     …Я хочу не  объятий: потому что объятия (внезапное согласие) — только минутное потрясение. Дальше идет «привычка»  — вонючее чудище.
     Я хочу не  слов. Слова были и будут;  слова до бесконечности изменчивы, и конца им не предвидится. Все, что ни скажешь, останется в теории. Больше испуга  не будет. Больше ПРЕЗРЕНИЯ  (во многих формах) — не будет.
     Правда ли, что я ВСЕ  (т. е. мистику жизни и созерцания) отдам за одно? Правда.  «Синтеза»-то ведь потом, разумеется, добьешься. Главное — овладеть «реальностью» и «оперировать» над ней уже. Corpus ibi agere поп potest, ubi поп est! [Тело не может действовать там, где его нет (лат.)
     Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. Я ХОЧУ ТОГО, ЧТО БУДЕТ, Все, что случится, того и хочу я. Это ужас, но правда. Случится, как уж — все равно, все равно что. Я хочу того, что случится.  Потому это, что должно случиться и случится — то, чего я хочу. Многие бедняжки думают, что они разочарованы, потому что они хотели не того, что случилось: они ничего не хотели. Если кто хочет чего, то то и случится. Так и будет. То, чего я хочу, будет, но я не знаю, что это, потому что я не знаю, чего я хочу, да и где мне знать это пока!
     То, чего я хочу, сбудется.»
*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
         Сцена вторая.    Иное новоселье
                Сцена третья.    Чужая свадьба
         Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
         
*

 

Чужая свадьба:

7. «Я, отрок, зажигаю свечи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/31/929 )
Готовность остаться лишь другом жениха – шошбеном.
8. «Говорили короткие речи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/31/936 )
Переполох на свадьбе безликих.               
9. «Сбежал с горы и замер в чаще…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/01/774 )
Побег.
                10. «Я и молод, и свеж, и влюблен…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/01/777 )
                «Я» все-таки «с  тобой», но лишь как «зеленеющий клен».
*