Управление в СССР

Олег Намаконов
Дорогие внучата,  вы спрашиваете, какая была система управления в СССР? Упрощенно это было так,  после революции 1917 года, Гражданской войны с 1918 по 1924 год,  локализации разных мятежей и восстаний,  система управления в СССР оказалась «двойной». Хотя по тогдашним конституциям это плохо видно, потому что сначала власть везде была «одинарной» и называлась она просто - «Советской».

Я напомню, что первая советская Конституция РСФСР появилась1918 году, которая и определяла систему управления народным хозяйством страны, вторая  появилась в 1924 году,  где законодательно закрепила образование Союза ССР в 1922 году и факт победы социализма в нашей стране. Третья Конституция была принята в 1936 году, согласно которой органы государственной власти подразделялись: на высшие, центральные, федеральные, региональные и местные.

Согласно Конституции население тайным голосованием избирало депутатов высшего законодательного органа страны – Верховный Совет, который принимал законы и назначал Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров (с 1941 года – Совет Министров).

Правительство состояло из профильных народных комиссариатов (министерств), которые возглавлял  Председатель Народных Комиссаров (Председатель Совета Министров) – Глава правительства страны!

Персонально Главами правительства СССР от 1917 года по смерть Сталина были: Владимир Ильич Ленин – по 1924 год; Алексей Иванович Рыков – по 1930 год; Вячеслав Михайлович Молотов – по 1941 год;  Иосиф Виссарионович Сталин – по 1953 год.

Верховный Совет СССР в полном составе (все депутаты) собирался на свои сессии не реже двух раз в год, а в промежутках законодательную власть осуществлял Центральный Исполнительный Комитет, который издавал Указы, менял Министров и
т. д.   В 1938 году он был переименован в Президиум Верховного Совета СССР.

Председателями ЦИК (Президиума) были: Яков Михайлович Свердлов – по 1919 год, Михаил Иванович Калинин – по 1946 год, Николай Михайлович Шверник – по 1953 год, в 1953 году -  Климент Ефимович Ворошилов, формально - Глава государства.

Вот так большевиками была задумана и организована власть. Для справки, всеобщее равное избирательное право было введено в стране только Конституцией 1936 года. А до этого практиковалось лишение избирательных прав и непропорциональное избирательное право. Так от рабочих избиралось больше депутатов, которые считались (по теории) базой ВКП(б), чем от крестьян.

Министры и депутаты были высшим звеном в системе государственной власти, но кроме их для власти требовались сотни тысяч чиновников – специалистов, которых у большевиков не было. В этом была большая проблема, потому что привлеченные царские чиновники не собирались в одночасье становиться коммунистами и отказываться от алчности и стяжательства…

Поэтому, какие бы коммунистические законы не принимал Верховный Совет, разношерстный аппарат управления страной не спешил организовывать население на качественное исполнение этих законов.

После взятия власти большевики были вынуждены сразу же установить контроль над чиновничьим аппаратом. Сначала они ввели институт комиссаров, но как показало время, это оказалось не эффективной полумерой.

Потому, что власть на местах зачастую игнорировала непрофессиональное вмешательство партийных функционеров в производственно-хозяйственные дела, поэтому для  всеобъемлющего контроля над административной властью,  большевики «реорганизовали» большевистскую партию и ввели – «партийное управление»  -  всем народным хозяйством!?

Возможно, что тогда (при полной разрухе) другого выхода не было, но время показало ошибочность этого решения.  Я согласен с мнением многих хозяйственников и политиков, что «это было «двойное преступление – и против власти, и против партии», как профессионально высказался в своем труде «За что и как убили Сталина и Берия» историк и писатель Юрий Мухин.

Как хозяйственник могу объяснить, почему это преступление против власти?
Основа любой власти –  единоначалие. При двух начальниках над одним делом – официальном и «контролере», ответственность за дело исчезает (не поймешь, кто отвечает, то ли чиновник, то ли партийный работник).

По Конституции страны такой тотальный контроль коммунистов над органами Советской власти не предусмотрен.  Хотя нет,  в  Брежневскую Конституцию такой пунктик под номером шесть партийные функционеры все-таки внесли: «О руководящей и направляющей роли партии…»

Дорогие внучата, чтобы получить экологически чистый продукт перед его внедрением, нужно хорошо изучать не только свой, но и мировой опыт, нужно  выслушивать разные  мнения профессиональных специалистов  и хорошо все осмысливать.   

К сожалению, в те, уже далекие революционные годы, этого не произошло и внедрение «собственной» двойной системы управления неминуемо привело к разрушению всей системы управления страной, как экономической, так  и политической в 1991 году. 

Об этом мы обязательно поговорим ниже, отвечая на ваши вопросы, так сказать в хронологическом порядке, а точнее в четкой последовательности, как это делает Юрий Игнатьевич Мухин, проводя исторические расследования различных обстоятельств по мотивам заговоров номенклатуры против советского народа, как в 30-е, 50-е и 90-е годы. Его труды, как историка нужно изучать в школах и университетах и такое время неминуемо грядет.

Давайте вместе посмотрим, как свою структуру не только для контроля за конституционной властью в стране, но и для управления этой властью,  параллельно выстроила  ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков.  Эта структура практически 70 лет управляла конституционной властью и всей  страной!            
 
Хотя с точки зрения Конституции «Лидер» правящей партии – «никто», но по факту оказалось, как в остросюжетном детективе, что этот неконституционный «Лидер» партии, вдруг стал - «Главой страны»  и даже  «Вождем»  населения всего СССР!

            Параллельное управление СССР происходило по следующей схеме:

1. Элита страны, ее лучшие люди, готовые на высокопроизводительный труд и бой за страну, и ее справедливое будущее – коммунизм, вступали в ВКП (б);

2. Члены партии большевиков - элита общества, согластно принятого на създе Устава избирает себе руководителей первичных организаций (районных,  городских, областных,  республиканских) прямо или через делегатов съезда;


3. Высшими органами партии были  собрания, конфиренции и съезды, которые избирали для оперативной работы, постоянно действующие органы: парткомы, райкомы, обкомы, центральные комитеты в составе 3-5 секретарей. Одного из секретарей назначали «Первым», а в ЦК «Генеральным».

Вот так и произошло «двойное управление страной.  В особо жесткой форме партийное дублирование всех управленческих государственных функций началось с 1936 года, что было сродни  подмены (недоверия) и масштабного дублирования органов советской власти.  Поэтому не удивительно, что власть возникала у того, кому люди подчиняются, не от должности, а от подчинения! 

В каждом регионе появились свои партийные вожди и свои достижения. 
На просторах  СССР,  в ореоле славы и почти божественной силы, засияли две исторические личности, которые  по своим  убеждениям в деле борьбы за справедливость и реализации коммунистических идей добились массового признания и стали народными вождями – это были Ленин и Сталин!  Об их деятельности и просчетах, в свете заданных вами вопросов и поговорим в следующих историях. Продолжение "О жажде власти".