Струны понимания. Часть 2. Глава 24

Леонид Бликштейн
Часть вторая. Субъективизм и сюнетивизм.

1. В прошлой главе я задал вопрос о том, с какого момента в европейской мысли начался разрыв между личностью и миром/обществом. Теперь мы можем расширить этот вопрос прибавив разрыв между общим и отдельным и разрыв между сущим и должным. Эти три разрыва и необходимость с ними жить и их учитывать и определили возникновение и развитие проекта трансцендентальной субъективности, проекта в руинах которого гнездится наша собственная эпоха, уже начинающая забывать его смысл. Так в раннем средневековье граждане какого нибудь запустевшего римского городка укрывались от варваров за стенами старинного амфитеатра, устраивая свои утлые жилища на его арене.

2. Начнём с того, что предшествующий трансцендентальной субъективности средневековый проект иерархического космизма также не был свободен от противоречий. Сам стержень этого проекта-христианская религия начиналась как протест самого Иисуса и его ближайших последователей против бесчеловечности римской имперской иерархии, хорошо устроенной для богатых и влиятельных верхов общества и безжалостно жестокой в отношении беспомощных бедняков любой нации и веры.

3. Вот текст из Евангелия от Матфея, в котором с полной отчетливостью проявляется горизонтальная социальная ориентированность раннего христианства на нужды угнетенных и исключенных римской вертикальной системой общественной организации:

31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей,
32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38. Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39. Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
40. И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44. Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
45. Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея 25:31-46)

4. Но став имперской религией позднеантичное христианство постепенно усвоило(хотя и не вполне и не без протестов) ценности римской имперской элиты. И резкая критика социальной несправедливости, которую ещё можно найти у отцов Церкви, например у Иоанна Златоуста, была затушёвана и отодвинута на задний план (также как это было сделано много столетий спустя в царской России 19 века интересные подробности на эту тему можно найти в воспоминаниях одного из виднейших русских славянофилов А.С. Хомякова об обстановке в России во время революционных событий 1848/49 гг. в Западной и Центральной Европе).

5. И самого Иисуса, согласно Новому Завету отвергнувшего предложенную ему дьяволом земную власть, противопоставлявшего Царство Божие земным царствам и понимавшего его как служение большего меньшему, позднеантичный и средневековый иерархизм теперь представил верующим в виде наиболее величественного из властных выгодополучателей.

6. И если для самого Иисуса и для раннего христианства центральным являлся социальный план религиозной жизни: задача искупления общества и примирения мира с его Творцом, то в поздней античности и в средние века центр религиозных усилий смещается в сферу личного спасения и ограничивается ею. Хаотическое, фрагментированное состояние общества в переходный период конца античности и начала средневековья очень способствовало такому смещению.

7. В свою очередь переориентация на личное спасение способствовала упрощению структуры религиозной активности и обеднению ее содержания. Созерцательная углубленность, книжное чтение и размышления теперь не поощрялись, а нередко просто рассматривались как излишество, упор делался на то, что соответствовало религиозным потребностям индивида, призванного на то, чтобы прежде всего пребывать с Богом, а не с людьми.

8. Вот текст на эту тему из раннего египетского монашеского периода 4/5 вв. находящийся в сборнике (Отечнике), составленном епископом Игнатием Брянчаниновым.

1. Некоторый брат пришел в Хермейскую гору к авве Феодору, старцу великому по жизни и добродетелям, и сказал ему: «Отец! что мне делать? душа моя погибает». Старец на это: «Почему так, сын мой?» Брат отвечал: «Когда я проводил жизнь мирянина, – много постился и упражнялся в бдениях, имел обильные слезы и умиление, ощущал в себе ревность: ныне же, когда отрекся мира и сделался иноком, не вижу в себе ни одной добродетели». Старец сказал ему: «Поверь мне, сын: то, в чем ты преуспевал в мирской жизни, преуспевал по причине гордыни и похвалы человеческой; они споспешествовали тебе, тонко действуя в тебе. Делание твое неприятно было Богу, и диавол пренебрегал тобою, не воздвигая против тебя браней и не препятствуя такому преуспеянию твоему; ныне же, видя, что ты вышел на войну против него, он вооружился против тебя. Но Богу угоднее один псалом, ныне произносимый тобою со смирением, нежели тысяча псалмов, которые ты произносил, находясь в мирской жизни; также приятнее ему нынешний незначительный пост твой всенедельного поста, которым ты постился, находясь в мирском житии». Брат сказал на это: «Отец! ныне я вовсе не пощусь: все добродетели взяты от меня!» Старец: «Брат, довольно тебе того, что имеешь: терпи с благодарением, и будет тебе благо». Но брат настаивал на своем: «Точно, – говорил он, – погибла душа моя». Тогда старец сказал: «Брат! опасаясь, чтоб не ослабить твое смиренномудрие, я не хотел говорить тебе того, что вижу себя вынужденным высказать, по причине состояния уныния, в которое ты приведен диаволом. Выслушай внимательно слова мои.

Мнение твое, что ты имел добродетели, пребывая в мирской жизни, принадлежит к отраслям гордости: так и фарисей погубил все свои добрые дела. Теперь же, когда ты думаешь, что решительно не имеешь ни одного доброго дела, – этой одной смиренной мысли уже достаточно для твоего спасения: так был оправдан и мытарь, не сделавший ни одного доброго дела. Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением». Брат, услышав это, ощутил в душе своей утешение и разрешение недоумения своего. Он поклонился старцу до земли и сказал: «Ныне, при посредстве твоем, спасена душа моя».2. Авва Феодор Фермейский сказал: «Человек, пребывающий в делании покаяния и исполняющий заповеди духовно, не обязывается исполнять их телесно».Так, пребывающий в безмолвии и оплакивающий грехи свои уже не должен, оставляя келлию и делание покаяния, посещать болящих, заключенных в тюрьмах и так далее...

5. Он говорил: «Человек, познавший сладость келлии, убегает ближнего, хотя любит и почитает его».
6. Он сказал: «Если я не отсеку от себя человекоугодливость, то она не даст мне быть монахом», то есть жить уединенно, безмолвствовать.

9. Здесь смирение, самоумаление (нижний центральный контекстный регион НКN) и выбор между миром и Богом, которые мы рассматривали в 19/21 главах, как часть месономного/актономного смыслового цикла JLKM, оказываются самодостаточными и не ведут к созданию новой формы/структуры, нового творческого синтеза М (правый боковой контекстный регион GMR вдоль правого, а от наблюдателя левого продолжения центральной горизонтальной коммуникативной оси EG). Такой синтез отвергается, поскольку он также заключает в себе опасность гордыни и тем самым вступает в противоречие с делом индивидуального спасения.

10. Самодостаточность контекстного поля смысловых ориентаций/выборов К и отсутствие дальнейшего месономного/актономного движения от К к М компенсируются вертикальной связью между К и J (где J это верхнее центральное месономное контекстное поле смысловых соответствий/резонансов, связанное с седьмым смысловым принципом резонансности). Отсюда напряжённое внимание ко всему сверхъестественному и чудесному в аскетической литературе, которое резко возрастает по мере перестройки духовной жизни на индивидуалистический лад, особенно с конца 6-7 вв. Чудеса здесь дают необходимую религиозную санкцию индивидуалистическому подходу к религиозной жизни, они обеспечивают его оправдание.

11. До этого времени индивидуалистические настроения не были столь сильны и в ранних памятниках аскетической литературы, таких как Древний Патерик можно порой найти и критику религиозного индивидуализма с его увлечением чудесами и идеей о том, что монашество как таковое приближает индивида к Богу и избавляет от необходимости исполнять заповеди о любви к ближнему.

12. Развитие независимых городских республик в позднесредневековой Италии и возникновение светского гражданского гуманизма в эпоху раннего Возрождения в 14-15 веках сопровождалось ростом критического отношения к религиозному индивидуализму и у такого теоретика новой политической сферы как Никколо Макиавелли это критическое отношение начинает перерастать в критику политической роли самого христианства как религии.

13. Иными словами "свято место пусто не бывает": обусловленное религиозным индивидуализмом отсутствие религиозного наполнения правого бокового региона общественных структур и форм (важным исключением из этого положения вещей было, если брать только позднее средневековье, гуситское движение в Чехии, сторонники Виклефа в Англии и конечно удивительная Жанна д'Арк во Франции, в Италии героическую попытку заполнить эту брешь предпринял в конце 15 века во Флоренции современник Макиавелли неистовый доминиканец Джироламо Савонарола, но эта попытка так и осталась изолированным эпизодом)с необходимостью вело к появлению в 16-17 вв. светских или неортодоксальных религиозных идеологий, которые с большим или меньшим успехом стремились удовлетворить этот общественный запрос. В следующих главах мы посмотрим как это было сделано и что из этого вышло.

14. Конечно в данном случае мы рассматриваем личностные и общественные проекты на уровне (более или менее осознанной, устойчивой и типической)экзистенциальной конфигурации идентичности, а не на уровне отдельных парадигм и социальных ролей или же отдельных исторических ситуаций. Поэтому. за пределами нашего изложения остаётся (в рамках Западной Европы) и довольно утонченная и влиятельная куртуазная рыцарская культура и мещанско-купеческая и крестьянская культура и мощный городской патриотизм и сектантские движения (например катары и вальденсы, бегинки и бегарды) и безусловно не укладывающееся в рамки религиозного индивидуализма раннее францисканство с его новым чувством природного и социального всеединства и этикой любви к Богу и к ближнему.

15. Но если приходится сделать так много оговорок имеет ли смысл само сделанное выше обобщение насчет религиозного индивидуализма и его роли внутри средневекового иерархического космизма (характерное для средневекового общества представление о целостной лестнице природных и социальных сущностей, каждая из которых имела собственную природу и связанные с этой природой правила поведения)?

16. Думается, что имеет и прежде всего потому что такое обобщение позволяет лучше понять сложившуюся в эпоху позднего средневековья (то есть накануне появления трансцендентальной субъективности) ситуацию постепенного подрыва иерархического социального космоса горизонтальной рыночной динамикой и связанной с ней новой властной вертикалью государства (теоретиком которого и был Никколо Макиавелли, которому мы уделим немало внимания в следующих главах).

17. Этот начинающийся упадок иерархии и сильнейшая социальная фрагментация, сопровождавшаяся расколом католической церкви и гражданскими войнами в ряде ключевых европейских стран изменили баланс сил внутри непростой комбинации между иерархическим космизмом и религиозным индивидуализмом, который теперь получил новую культурную и общественную значимость и звучание.

18. И если у Герхарда Гроота, "братьев общей жизни" и Фомы Кемпийского этот индивидуализм ещё вписывался в католическую традицию, то у Мартина Лютера с его знаменитым "Здесь я стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог" этот индивидуализм отдельно взятой религиозной совести одинокого "я" покидает нижний центральный месономный контекстный регион HKN смирения и умаления с тем, чтобы утвердить своё новое значение в правом боковом контекстном поле "своих" G, связанном позиционной угловой диагональю GF с верхним экзистенциальным контекстным полем субъекта власти F. Именно в этом поле F находится для Лютера Слово Божие (Священное Писание), которому он только и готов подчинить свою мятежную совесть и волю, через позиционную "здесь я стою" диагональ GF веры и благодати, а не через отчуждённую обязательственную угловую диагональ FE Закона, соединяющую субъект власти F с левым боковым экзистенциальным контекстным полем "чужих" Е.

19. Заметим, что совершая этот решающий шаг Лютер тем самым сошёл с созерцательной месономной и актономной орбиты JLKM и перешёл на меньшую экзистенциальную орбиту FEHG субактономной необходимости. Произошла контракция/сжатие религиозного и культурного сознания: от верхнего месономного контекстного поля смысловых соответствий/резонансов/Блага к расположенному ниже верхнему экзистенциальному  контекстному полю субъекта власти F, от Марии в нижнем месономном контекстном поле смысловых ориентаций К к Марфе в расположенном над ним нижнем экзистенциальном контекстном поле объектов/ценностей Н, от анализа в левом боковом месономном контекстном поле L к отчуждению и отбрасыванию чуждого, как враждебного в расположенном правее его левом боковом экзистенциальном контекстном поле "чужих" Е (ср. замечание Лютера в его известном споре с Эразмом Роттердамским по вопросу о свободе воли, о том, что он сам в отличие от Эразма намерен не рассуждать, а утверждать), от творческого культурного и социального синтеза в правом боковом месономном контекстном поле М к утверждению "своих" (в расположенном левее М правом боковом экзистенциальном контекстном поле G), как лучших и заслуживающих победы, только на том основании, что они "свои" и разделяют твою позицию (не случайна в этой связи апелляция Лютера к немецкому национализму против "итальянского" католицизма, несмотря на то, что среди его католических противников было немало немцев), от месономного опосредования между общим и отдельным к их разрыву и противопоставлению.

20. Громадный сдвиг в европейском культурном и социальном сознании, который был связан с Реформацией и религиозными войнами, проложил дорогу новому конфигурационному проекту идентичности, который я в этой книге называю трансцендентальной субъективностью. История развития и упадка этого проекта и представляет собой историю Европы эпохи Нового времени и без серьезного понимания этой истории вряд ли возможно выйти за пределы того тупика, в котором оказалось сейчас человечество. Историческая динамика экзистенциальных общественных кризисов за последние 2,500 лет показывает, что творческое преодоление таких кризисных ситуаций требует выхода сознания на новый, более глубокий уровень понимания. Насколько разрабатываемый в этой книге и в других моих работах контекстный анализ культурных смыслов может способствовать такому переходу покажет будущее.

ПРИМЕЧАНИЯ

4. Рассказывая об обстановке в России в 1848 г. Хомяков в этих письмах упоминает и об обвинениях в коммунизме против отдельных представителей высшего духовенства, таких как митрополит Иннокентий просто за то, что те осмелились с очень большими ограничениями и оговорками воспроизвести в своих проповедях критику социальной несправедливости в Новом Завете и в сочинениях отцов Церкви: "В эту зиму Петербургское общество негодовало на Иннокентия...Называли его демократом за то, что он защищал необходимость освобождения крестьян и, наконец, в проповеди к зиме прямо находили коммунистические мнения. Кому то на вопрос: говорят, Преосвященный, Вы проведываете коммунизм?" он отвечал: "Я никогда не проповедовал: берите,но всегда проповедовал: давайте". Но обвинение в коммунизме в нынешнем феврале имело большую силу, нежели когда нибудь, и, желая отклонить его от себя, он напечатал свои две проповеди." А. С. Хомяков,Политические письма 1848г. Вопросы Философии , 1991, н. 3, с. 120