Рождественские ёлки в Перми и не только...

Людмила Синкевич Волегова
Публикуется впервые.
Начала писать о святителе Спиридоне Тримифунтском, о том, как я впервые узнала о нём (а воспоминания "увели" совсем  на другую тему, поэтому и решила написать о возрождении проведения Рождественских ёлок в Перми, у истоков, которых была я, отдельно от информации о святом) от архимандрита Стефана (Сексяева) - наместника Пермского Свято-Торице Стефанова мужского монастыря - одного из первых монастырей, открытых в Перми в 1995 году.

С 1998 года мне посчастливилось потрудится организатором по связям с общественностью. Сейчас даже представить просто невозможно, как было трудно - люди в храм не ходили, а понятия "монастырь", "монахи" - это было что-то из ряда выходящего. Иногда я думаю,что вся моя жизнь до этого была, как подготовка именно к этому служению. Как мне сказал в своё время чиновник: "Вы связующее звено между монашествующими и нами, светскими работниками".
Я не была верующей, хотя моя бабушка - это поистине - Человек! И пришла я в храм из-за болезни - анализы в пределах нормы, а я просто умирала, не было никаких сил.

Я пришла в монастырь имея какой-никакой опыт работы с людьми: преподаватель педагоги/ психологии педучилищ и методист дошкольного образования; методист-педагог одного из ведущих детских комбинатов; работа в кадрах, начальник производственного отдела; преподаватель основ экономики труда и производства в училище + мастер производственного обучения приёмщиков комплексных приёмных пунктов с проведением выездных семинаров в области; заведующая приёмной по жалобам в горисполкоме миллионного города ииии ...

Зная руководителей подразделений, можно было быстрее решить вопросы оформления документов по возвращению земли и строений, ранее принадлежавших до 1917 года храму Пресвятой Троицы, на базе которого и был организован монастырь.

Сейчас никто даже представить не может, какое помещение было получено для возрождения храма после хлебокомбината - в приделах были оставлены старые тестомесилки, посуда, формы для выпекания хлеба, сломанные всевозможные приспособления. А что было в алтаре!!! Сколько было вывезено грязи, мусора!!!

А как нам всё это доставалось!!! Первые радио-телесюжеты, первые частицы мощей святых в мощевиках, которые, Слава Богу, сделал мой муж. Это сейчас можно купить любую продукцию Софрино или других производителей, а ТОГДА - просто не было!

Молитвы переписывали от руки или печатали на пишущей машинке.
Я помню - мы с мужем первые наши Евангелие и Молитвослов покупали в отпуске в Белоруссии.

В 2000 году - мои разработанные первые маршруты паломнических поездок в Пермской области, первые экскурсии в храмы города; первые памятки поведения в церкви. Первый концерт духовных песнопений в Кафедральном Соборе - Пермской художественной галерее в зале знаменитой Деревянной скульптуры. А какое звучание было!!!

Это мы возродили традиции проведения Рождественских ёлок (запрещённых в 1919 году), которые через несколько лет получили статус городских.
 
Я никому вот так во всеуслышание ещё не рассказывала, как мы впервые проводили Рождественскую ёлку. К кому бы мы не обратились, где ранее проводили детские ёлки, нам отказывали - какие такие Рождественские ёлки?

Единственные в городе, кто предоставил нам помещение - это руководители Дома офицеров. Всё остальное было за нами - сценарий, подарки И ДЕТИ, ради которых и проводились эти ёлки.

В монастыре не было ничего. Но Боженька сподобил ВСЁ.

И сценарий, и сувенир для детей, которые выступают со стихами, песенкой или рассказом - благотворительница Марина (весьма далёкая от храма!) выделила леденцы "петушки", от которых дети были в восторге!

С детьми и подарками помогли в отделе социальной работы горисполкома (мои бывшие коллеги) - организовали участие детей инвалидов, с выдачей им подарков. Мы к этому не имели никакого отношения, подарки выдавали работники соцзащиты по специальным приглашениям.

Так прошли наши первые Рождественские ёлки!

На следующий год нам помогали уже монахини женского Успенского (матушки Марии) монастыря.

И к городским ребяткам приехали уже дети из ближайшего района, позаботились из областного отдела по социальной работе, пришлось обратиться и туда (благо, знала, куда можно настойчиво обратиться).

А на третий год - с нами работали уже ответственные работники отдела культуры горисполкома, мои бывшие коллеги.

Так мы вышли с проведением Рождественских ёлок на городской уровень. И в вечернем концерте принимали участие уже многие светские коллективы.

Это я получила "в спину" недовольства коллектива ветеранов Дворца им. Я.Свердлова, когда мы впервые проводили концерты Духовных Рождественских  песнопений 7 января - в день, когда у ветеранов вечером были ежегодные танцы.

Это у НАС впервые в светском учреждении культуры с приветствием выступил владыко Иринарх, поздравив пришедших с Рождеством Христовым!


Сейчас всё забывается. Нет, я не скорблю очень, что моя идея, мой труд забыты.

НЕ это главное, главное, что Рождественские ёлки в этом году вновь будут проведены. Думаю о другом - скоро вход будет на Рождественский вечерний концерт по приглашениям для жителей города. И я могу не оказаться в числе приглашенных.

Это обычная ситуация для тех, кто не афиширует свою значимость и постепенно о нём забывают. Не помнят о твоих телесюжетах, о первых паломнических маршрутах; о первых Постных трапезах на Православных выставках, после которых в столовых исполкомов стали востребованными "постные блюда", а некоторые мои коллеги приезжали в монастырь и потихонечку переписывали секреты ВКУСНЫХ.

НО ВСЁ хорошо! Мы жили в тот период. И мы это сделали. Спасибо архимандриту Стефану, игумену Варфоломею, Вячеславу Дегтярникову за первые телесюжеты, Татьяне Ивановне Марголиной, Коневу Владимиру Серафимовичу, Боталову Сергею Николаевичу за помощь в проведении торжеств к 2000-летию Православия, Надежде Владимировне Беляевой за I концерт Духовных песнопений зале Деревянной скульптуры в 2000 году.

Я обязательно позвоню в Дом офицеров и узнаю фамилию и имя, отчество нашей помощницы в тот период - надо же я забыла! Я обещаю - дополню в январе 2018 года.