Коварная ваза

Елена Кулиева
 
     Все мы, взрослые, эгоисты. Ведь в первую очередь, чтобы облегчить себе существование, а во вторую очередь, чтобы облегчить существование в нашем мире ребенку, мы приучаем его cобирать игрушки, завязывать шнурки в ботинках, заплетать косички, заправлять постель, пользоваться столовыми приборами…
То есть, вырабатываем у ребенка динамические стереотипы.

     Говорят, что они составляют основу человеческого поведения – до 95% автоматизма. Пока мы вырабатываем стереотип, допускаем ошибки в последовательности действий, информация находится на уровне коры мозга. Мы контролируем себя, корректируем свое поведение. Добиваемся, в конце концов, автоматизма действий.  Добились – информация перешла в подкорку,  значит, стереотип выработался и закрепился.

     Как же хорошо, когда у тебя множество стереотипов! Вообще не надо думать: поступил первый сигнал, кора среагировала, а дальше на автомате опирайся на шаблон,  не трать драгоценное время на принятие решений, экономь силы и энергию, действуй!

     Мозг  самый ленивый и коварный приспособленец нашего организма: выработает как можно больше стереотипов и, знай себе, отдыхает!

     Но если вдруг не нравится нам что-то в поведении, решили перестроить, перепрограммировать стереотип, ох, как он, мозг, сопротивляется. Не согласен работать, лентяй этакий!

    -Мамочка! Это моя комнатка? Ой, какая она большущая! – Верочка подпрыгивала и вертелась вокруг своей мамы. И бантики в косичках  тоже весело подпрыгивали и легонько били ее по плечам.

     Мама посмотрела еще раз на кроватку дочурки, пианино, письменный стол, бабушкин комод, который стоял рядом с пианино. Подумала: «Хорошо, что не выбросили комод. Еще послужит».

     Наконец-то мужу дали временное жилье. Комнатки маленькие, но очень высокие. Соответственно и выключатели тоже расположены очень высоко. Как Верочка будет включать и выключать свет? Ну ладно, как-нибудь приспособится. Муж твердо обещал, что скоро они переедут в большую квартиру.

     Но как же часто временное становится постоянным. Вместо обещанных двух – трех месяцев в этой квартире они прожили 3 года.

     Площадь квартиры была столь маленькой, что вещи просто невозможно было распаковать и разложить. Вот и приходилось из старого комода доставать сезонные вещи, а те, которыми сейчас не пользовались, складывать в комод.

     Несколько недель у Верочки ушло на то, чтобы приспособиться включать и выключать свет. Многофункциональный комод и тут ей помог.

     Вечером Верочка забиралась на стул, с него смело поднималась на комод, дотягивалась до выключателя и в комнате становилось темно. Теперь она уже точно знает, как надо поставить ногу на стул, чтобы не упасть. Становится на стул и в этот же момент опускает руку, чтобы для уверенности ухватиться за спинку стула и не упасть в темноте. И каждый раз, когда рука опускалась, локоть задевал в темноте вазу из органического стекла, которая стояла на пианино. Ваза падала. Верочка спрыгивала со стула, поднимала вазу и ставила ее на пианино.

     Прошло еще две недели. И у Верочки выработался и закрепился стереотип: вечером она забирается на стул, потом на комод, выключает свет, опускает руку, локтем сбивает вазу и тут же подставляет ладошки, ловит вазу и ставит на место.

     Прошло несколько месяцев. Верочка повзрослела. И однажды она поняла, что вазу можно переставить на подоконник, чтобы не сбивать ее локтем и не ловить в темноте.

     Настало время ложиться спать. Верочке надо было выключить свет. Она забралась на стул и вспомнила, что хотела убрать вазу с пианино. Спрыгнула со стула, перенесла вазу на подоконник. Ей даже очень понравилось, как ваза смотрится в просвете между шторами.

     Верочка забралась на стул, затем на комод, выключила свет, опустила руку. И хоть локоть не ощутил прохладного стекла вазы, она подставила ладошки, чтобы подхватить ее. И тут же вспомнила, что вазы уже нет на пианино.
    
     Очень долго Верочка не могла уснуть. Она взбивала подушку, распрямляла простыню, подкладывала ручку под щечку, сладко потягивалась, закрывала глазки. Но ей все время что-то мешало уснуть, не покидало ощущение, что осталось какое-то не завершенное дело. И вдруг она поняла, что мешает ей уснуть.

     Верочка вскочила с кровати, забралась на свою баррикаду, включила свет, поставила вазу на пианино. Поднялась на стул, с него перебралась на комод, выключила свет, толкнула вазу локтем, опуская руку, подставила ладошки, ваза упала точно на них, водрузила вазу на пианино, спрыгнула на пол, вздохнула с облегчением, упала в свою кроватку  и сладко уснула.

     Наконец семья переехала в просторную квартиру, в которой не было баррикад, выключатели были расположены очень удобно.
    
     И у нашей девочки случилась бессонница. Только продолжительное лечение у опытного психотерапевта помогло Верочке вернуться к нормальной жизни.

     Вот и судите сами, хорошо это или плохо, когда вырабатываются и закрепляются прочные стереотипы.