Рябченко Тихон Лукьянович

Олег Каминский
Родился 11 (24) августа 1903 года в селе Чепухино Валуйского района Белгородской области (Россия) в семье крестьянина бедняка. Окончил 4 класса сельской школы.
В РККА с 14 ноября 1925 года, был призван Валуйским районным военкоматом Курской области.
Служил мотористом в 30-й авиационной эскадрилье Московского военного округа.
Окончил Ленинградскую летную теоретическую школу (учился с марта 1927 года по 1928 год).
Окончил Оренбургскую военную летную школу (учился с 1928 года по 1929 год).
С 1929 года служил летчиком-инструктором и командиром звена в Оренбургской летной школе.
С марта 1933 года служил в Ленинградском военном округе командиром отряда 2-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады.
Летал на самолетах ТБ-1 и ТБ-3.
В 1934 году в качестве командира корабля на ТБ-3 вылетал с Правительственной делегацией в Италию.
В апреле 1935 года был назначен командиром авиационной эскадрильи 2-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады.
Окончил Высшую летно-тактическую школу города в Липецке (учился с конца 1935 года до 11 сентября 1936 года).
Присвоено звание капитана.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 года по сентябрь 1937 года, выполнял особо важные полеты, в том числе перевозил из Испании в Москву и обратно лидера испанской коммунистической партии Долорес Ибаррури.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В 1937 году присвоено звание полковника.
В начале 1938 года был назначен командиром 2-й тяжело-бомбардировочной авиабригады, с апреля по ноябрь 1938 года командовал 7-м тяжелым бомбардировочным авиационным полком.
В марте 1939 года был назначен начальником штаба и начальником Качинской авиашколы, в конце 1940 года - заместителем начальника по летной части Мелитопольской авиашколы.
Участвовал в Великой отечественной войне с 10 августа 1941 года.
Воевал на Южном фронте, с 12 августа по 1 октября 1941 года командовал 1-й Школьной бомбардировочной авиационной дивизией.
После расформирования дивизии, в ноябре 1941 года был назначен начальником отдела перелетов и заместителем начальника штаба ВВС Приволжского военного округа.
В начале 1944 за плохую организацию перелета Ил-2, приведшую к катастрофам и авариям, был предан суду военного трибунала.
В 1944 году был откомандирован в МАП и направлен на завод № 22 в качестве летчика-испытателя и заместителя начальника Летно-испытательной станции по летной части.
Принимал участие в испытаниях Пе-2, Ту-2.
К 1947 году имел налет свыше 3.000 часов (в том числе ночью более 250 часов), из них более 800 часов налета на ТБ-3.
Летал на 23-х типах самолетов, в том числе АВ, По-2, Р-1, Р-5, И-2, И-3, И-15, Фоккер Д-7, Фоккер Д-11, Локхид, Потез, Драгон, Супер Драгон, Дуглас, Пе-2, Ту-2 и других.
Имел общий налет 4.771 час.
Служил в Мелитопольской военной авиационной школе, в отделе перелетов ВВС Приволжского военного округа.
11 декабря 1953 года в звании полковника вышел в отставку.
Проживал в городе Казань (Республика Татарстан, Россия).
Умер 4 июля 1979 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
 
Награжден орденом Ленина* (15.11.1950), двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937,** 06.05.1946***), орденом Красной Звезды**** (03.01.1944), медалями «За боевые заслуги» (14.11.1938), «ХХ лет РККА» (1938), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.

Примечания:
*     Орден имел порядковый № 121175.
**     Орден имел порядковый № 1084.
***     Орден имел порядковый № 11832.
****     Орден имел порядковый № 1015513.