Переправа в стиле экстрим

Валерий Неудахин
    Вечерело. На берег реки выскочили четыре автомобиля. Четыре грузовых «газончика». Покрытые пылью от рессор до рулевого колеса, до баранки, как говорили водители. Они резко остановились у уреза воды. Вернее там, где должен быть урез воды, а получилось – льда.
   Не успели!
   Как водители надеялись на своих машинах переехать большую реку по мосту, ведь знали, что здесь наплавной, и на зиму его разводят. Они даже не успели толком подготовить машины к рейсу, к возвращению домой на родную автобазу. Грязные с головы до ног. Ведь говорили председателю колхоза, чтобы пораньше отпустил. Так нет, надо было еще два дня повозить зерно.
   Они были направлены для оказания помощи на уборочной. Уж дивно богат в этом году хлеб на Алтае. Вчетвером были прикомандированы в передовое хозяйство, полтора месяца без выходных трудились на перевозке сельхозпродукции. Председатель обещал хорошие характеристики направить на автобазу и даже поговаривал, что будет ходатайствовать о представлении к государственным наградам. Так и говорил, не просто к медалям, а к наградам.
   Да и действительно отработали шофера  как надо, бездельничать было некогда. Смотрели, с каким удовольствием крестьяне собирали хлеб, как они молились на хорошую погоду. С ними и прикомандированные загорались энтузиазмом. Да и бригадир из шоферов, дядя Коля, не давал повода расслабиться. Он сам прошел войну, колесил по всем фронтовым дорогам. Начинал свой боевой путь на Ладоге, на «Дороге Жизни», а затем и Берлинские автобаны исколесил на «студебекере». Знал технику до болтика и к этому приучал всю шоферскую молодежь. Сам был еще совсем не старый, но обладал большущим авторитетом.
На уборочной бригада трудилась все светлое время, последние рейсы совершали уже с включенными фарами. Часто сил добраться до квартиры, где их определили на постой, просто не оставалось, и они ночевали в кабинах.
   Нет, председатель, конечно, заботился и о своих работниках и о прикомандированных. Баня колхозная топилась всю ночь, в столовой девчонки хоть в два часа ночи готовы разогреть ужин. Но если силы добраться до бани оставались, то до столовой уже нет. Да и днем перекусить не всегда выходило. Кусок хлеба со стаканом молока, вот и  вся пища. Пока машину грузят, проглотишь и вперед. Колхозники ребят зауважали, наперебой предлагали продукты. Да когда ж их готовить при такой раскладке времени.
Отработали почти без поломок, если что-то не ладилось, вчетвером собирались  и делали ремонт, успевали за ночь. Упадут вокруг машины, заснут, а поутру опять в бой. Так и трудились. А что, и зарплата выходила хорошая, да председатель обещал продуктами помочь  и сдержал - таки слово. Порося завалили, картошечки да овощей подкинули и муки со свежего урожая.
   Три дня назад порошу ночью прокинуло, высыпало в низинах на дорогах, на обочинах. Надуло по полям в стерне. А речушку их мелкую сразу льдом успокоило, еще вечером бежала, а утром уж глядь, – каток по всему руслу. Даже забереги не морозило, сразу всю под лед. Колхозники отпущены копать  картошку в своих подворьях  да огороды в порядок приводить, ну а к командировочным с последним заданием: надо еще пару ходок сделать. Говорил дядя Коля:
- Пожалей, председатель, сам видишь, пацаны не прохлаждались. Отпусти, а то не успеем на мост – жди потом переправы неделю.
-Успеете, успеете, там попозже мост разводят,  река большая, сразу не схватится.
Только год какой-то прямо экспериментальный получился: всю осень дождей не было и здесь за три дня морозы под двадцать градусов установились. Схватило реки, капитально подморозило дороги, того и гляди в кювет машину стянет. Хороша предусмотрительность старшего: цепи на всякий случай с собой взяли. Вот и сгодились, поставили их на задние колеса.
   На переправу вот не успели. Они стояли и смотрели на реку. А что на нее смотреть? Лед на ней. Правда, тонкий еще лед, переправу не сдержит. Так домой хотелось, а теперь пока дождешься, все харчи дареные съешь. Не повезло! Да и дома ждут, не дождутся.
Они совсем не знали, что еще два дня назад мостовики ночь не спали и разводили мост. Сводка погоды с края пришла, и говорились в ней вещи совсем не утешительные. Ранние морозы прорвались с массами воздуха с севера и должны стать еще крепче. Попробуй мост оставь на реке, впаяет его стужа в лед и будут мужики ломами понтоны изо льда добывать.
Вот так и получилось, что одни на переправу спешили, а другие эту переправу разбирали. Глаза шоферов становились все тоскливее, выхода никакого не предвиделось. Лед свеженький, встал ровненько, как каток, одно удовольствие – на коньках. И ведь не объедешь нигде, зараза. Да что толку на погоду грешить, надо пробовать.
   Старший кряхтя, полез в кабину, запустил движок, спятил машину назад и потихоньку взялся  на лед выбираться.
   Передние колеса выкатились на ледяное полотно  и оно удержало вес автомобиля. Машина по чуть-чуть двигалась вперед и вот тогда, когда она отошла от берега на метр, лед под ней затрещал. Нет, он не лопнул, не раскололся, а словно голос подал. Словно предупреждал:  аккуратнее, дальше я не выдержу. Машина задним ходом выбралась на берег, двигатель заглох и на землю спрыгнул дядя Коля. Он молча подошел к самому льду и вглядывался куда-то на середину и дальше, словно для чего-то измерял расстояние. Остальные тоже замерли. Была во внешнем виде Николая, какая - то загадка. Замыслил однако какое - никакое дело. Ждали.
- Смотреть будем, какой мороз ночью ударит, утро покажет. А сейчас цепи снимайте  да ночевать на берегу остаемся. Ужин готовьте.
   И сам пошел вверх по течению реки, высматривая невесть что. Одно то, что решение принято, подняло настроение бригады,  и они дружно взялись за дело.
Через полчаса старшой вернулся, три пары глаз с немым вопросов уставились на него. Ужинали молча.
- Подъем в пять потемну, - и полез в кабину.
Ночь толи переспали, толи перемучились. Мороз стоял крепкий.  Однако им казалось - все равно постой искать придется. Утром дядя Коля проводил инструктаж.
- Ну, сынки, будем переправляться. Лед выдержать должен. Становимся интервалом пятьдесят метров. Я пойду первый, а вы за мной погляд имейте, да поступайте так же. На лед выезжать  только когда идущая перед тобой машина на тот берег выскочит, раньше – не сметь. Дело загубите и машину потопите. Будет нам тогда на орехи. На лед выкатывайся уже на скорости и не газуй, а держи газ ровно. Так на средней скорости и поезжайте. Левой ногой стой на подножке,  дверь открытой держи. Да снимите все теплое на всякий непредвиденный случай.
   Встал на колени, помолился, чего за ним раньше не наблюдали. И пошел к своему ГАЗону.
Запустили двигатели, прогрели. На берегу появились зрители – мужики из ближних изб. Никто им ничего не говорил, откуда узнали?
Машины встали чуть подальше от уреза, с указанным интервалом. Первая пошла. Она ровно выехала на лед и, не притормаживая, все катилась и катилась вперед. Со стороны видно, как лед, стараясь выдержать вес автомашины, прогнулся. Чем ближе к середине русла, тем больше прогибался лед, и вот уже трещинки побежали. Но держал! Холодный воздух бил в лицо шофера, а он только щурился в ответ на это.
- Ох, раскудри его, -
сказал, а может выдохнул кто- то из зрителей на берегу.
Вот уж и середину проскочил, и все смелее приближался к берегу. Вскоре уж и грунта коснулись колеса.
   Проскочил.
   Словно взял пример со старшего.  Второй шофер перекрестился, уже стоя на подножке и смело вывел автомобиль на лед. За ним третий и четвертый. Последнему пришлось труднее всего, лед уж слабый. Треснул, когда машина была у самого берега, и задние колеса автомобиля провалились в полынью. Но скорости все же хватило и горемычная  выскочила на берег.
   Они стояли на берегу, рядом. Рычали моторами их машины. Тряслись руки, стучали от переживания зубы, а они пытались перекричать друг друга и все норовили обнять Николая.
   Наконец успокоились, сели за руль и друг за другом стали выбираться на дорогу.
   Часто бывает в жизни страшно, но если есть с кого пример брать, все у вас получится, мужики!