Память компьютера, куры, я и раввин

Рудольф Иоффе
      Я очень похож на тех, кто любит рассказывать анекдоты больше, чем их слушать, и кто свой рассказ всегда деликатно начинает словами: «Кстати, по этому поводу могу рассказать анекдот, правда боюсь, что вы его уже слышали» и тут же, не дожидаясь ответа, начинает рассказывать.
      Так вот. Сначала я хочу рассказать анекдот, который вы, скорее всего, знаете, но я этого не боюсь.
      У одного еврея стали умирать куры. Он долго мучился, а потом пошел за советом к раввину. «Ребе, куры дохнут!» Раввин его внимательно выслушал и спросил: «А чем ты их кормишь?» Еврей ответил: «Овсом. Как и все». «Это неправильно» - не согласился с ним раввин и посоветовал: «Ты должен на меру овса добавлять стакан пшена». Еврей поблагодарил раввина и ушел.
      Через неделю он снова пришел к раввину. «Ребе – говорит – куры дохнут». «А чем ты их кормишь?» - спросил раввин. «Овсом и пшеном, как ты велел» - ответил еврей. «А чем ты их поишь?» - поинтересовался раввин. «Водой. Как и все» «Это неправильно» -опять не согласился с ним раввин и опять посоветовал: «Ты должен на ведро воды добавлять стакан молока». Еврей поблагодарил раввина и ушел.
      Если вы не знаете этого анекдота, то дочитайте мой рассказ до конца, а если у вас на это нет желания или времени, то сразу загляните в конец рассказа.
      После того, как анекдот про кур и раввина я вам почти весь рассказал, можно начать и случившуюся недавно со мной историю про память компьютера.
      Сейчас, когда я по свежим следам пытаюсь ее описать, я начинаю понимать всю свою вину. Скорее не вину, а свою слабость. Проявляется эта слабость в неумении держать язык за зубами и желании при первом же удобном случае поделиться с кем-нибудь своим очередным «достижением».
      Около года назад, когда я начал заниматься расчетами вероятности в бридже, мне понадобилось вдвое увеличить операционную память своего компьютера. Когда я это сделал, причем легко и без всякой помощи, то не удержался и при встрече рассказал об этом Жанне. Тогда-то она видно решила, что я большой специалист по компьютерам, а точнее по компьютерной памяти, и «записала» на мою беду сей факт в свою совсем неплохую память.
       Впервые я услышал от Жанны, что у нее появились проблемы с памятью, три месяца назад. За пару недель до этого мы встречались, и тогда мне показалось, что она все хорошо помнила, помнила даже то, что, на мой взгляд, ей было бы лучше давно забыть или просто выкинуть из головы. А тут вдруг проблемы. Конечно, я немного расстроился и попросил ее рассказать мне о них подробнее. Я совсем не разбираюсь в медицине и естественно помочь ей ничем не мог. Но очень хотел. Даже не помочь, а хотя бы посочувствовать. В отличие от раввина из того анекдота никаких советов давать я не собирался. А когда узнал про ее проблемы подробнее, понял, что все оказалось совсем не так, как я сначала подумал. Оказалось, что с памятью у самой Жанны было все в порядке, а вот с памятью компьютера, как сама она решила, появились проблемы. Впрочем, может быть, и с памятью компьютера на самом деле никаких проблем не было, а придумала их сама Жанна. Когда я, наконец, понял, о чем идет речь, успокоился и перестал переживать за Жаннину память. Успокоившись, сообразил, почему она мне позвонила. С Жанной мы были знакомы давно, и я знал, женщина она решительная и настойчивая, и уж если что-то решит сделать, то обязательно сделает. Я знал, когда ей что-то нужно, она опрашивает разных людей, которых, Жанна, по каким-то известным только ей причинам, считает «экспертами» по интересующему ее вопросу. Очевидно, мое имя было в ее списке «экспертов» по компьютерам, и, наверное, я в этом списке занимал не последнее место. К сожалению, это было не так, и никаким «экспертом» по компьютерам я не был, но Жанна видно этого не знала и обращалась ко мне за помощью совершенно искренне. Ведь я сам рассказывал ей, что увеличил память своего компьютера. Тогда, правда, я ей сказал, что сделал это по совету одного моего знакомого, который, в отличие от меня, действительно понимал что-то в компьютерах.
      - А почему ты решила, что у тебя, извини не у тебя, а у компьютера проблемы с памятью? - осторожно спросил я.
      - А он очень медленно работает, - ответила мне Жанна.
      - И ты решила, что дело в памяти? Раньше работал нормально, а сейчас медленно, и виновата память? Так? Тебе кто-то это сказал?
      - Да. Сеня так сказал. Он вчера заходил, посмотрел и сказал, что память плохая.
      - Была хорошая, а стала плохая. Склероз? Как у нас. Может быть, но сомнительно. Ведь там же не серое вещество, а какая-то пластинка с медным покрытием, и вряд ли с такой памятью что-то могло случиться. Если только медь заржавела. Но маловероятно. Откуда ржавчине взяться дома? Ведь ты на своем компьютере под дождем не работала, а в квартире у тебя сухо. Давай сделаем так. Я спрошу своего знакомого и тебе отзвоню.
      - А ведь у себя-то ты память увеличивал. А мне не хочешь.
      - Но ведь ты же на компьютере ничего не считаешь. А мне пришлось. Для этого и увеличил. Чтобы считать больше и быстрее. Но готов тебе помочь. Дело это не хитрое. Только давай я сначала проконсультируюсь. А потом все сделаем.
      На этом мы в тот раз и расстались.
      В тот же день я поговорил с приятелем, рассказал ему все, что узнал от Жанны, и он мне кое-что посоветовал. После разговора мне показалось, что помочь ей можно.
      На следующий день позвонил ей и все, что узнал у приятеля, честно рассказал. Мой приятель, а он действительно в отличие от меня и Жанны понимал в компьютерах, посоветовал мне передать Жанне, что ее компьютер может работать медленно по разным причинам и заставить его работать быстрее можно по-разному.
      - Самый простой способ, - с этого я посоветовал Жанне начать, - почистить жесткий диск, удалив из компьютера все временные файлы.
      - А как мне это сделать? А ты не можешь? -  спросила Жанна.
      Тут я должен заметить, что сам уже знал, как это делается, и мог бы легко помочь Жанне. Беда была в том, что мы живем в разных городах. Можно было, конечно, сесть на машину и съездить к ней. Но ехать ради этого сто миль туда и сто обратно не хотелось, и я сказал Жанне, что под моим руководством по телефону она может легко это сделать сама. Жанна замахала руками (этого я, правда, не видел, но в этом уверен) и работать со мной по телефону отказалась, сказав, что свою помощь ей предлагал Сеня.
      - Сеня, так Сеня, - я знал, что Жанна никому, кто ей предлагает помочь, не отказывает, и что Сеня, которого я никогда не видел, живет с ней в одном доме, и поэтому легко согласился, добавив: -Позвони мне потом. Если ничего не получится, попробуешь переустановить операционную систему компьютера. Надеюсь, что дискета у тебя сохранилась.
      - Чего? Чего? Переустановить операционную систему? А что это такое? - испугалась Жанна, - но с этим-то ты мне, надеюсь, поможешь? Или опять просить Сеню?
      - Никого ничего пока не проси. Пусть он только почистит, а потом обсудим, что делать дальше. Несколько дней поработай, а потом позвони.
      И мы с Жанной опять расстались на некоторое время.
      Следующая наша встреча, опять заочная, по телефону, состоялась через неделю. Выяснилось, что чистка жесткого диска компьютера ничего не дала, и компьютер по-прежнему работает плохо: часто зависает, медленно включается, долго соединяется с Интернетом.
      По совету моего приятеля я предложил Жанне переустановить операционную систему. Как я и предполагал, она, будучи женщиной осторожной и умной, категорически отказалась.
      - Я боюсь, - сказала она, хотя, как я знал по своему личному опыту, была женщиной не робкой и способной на решительные поступки. Но мне показалось, что ее испуг был не искренним, а имел какую-то определенную цель, догадаться о которой было нетрудно. Просто она хотела, чтобы это сделал кто-то другой, а лучше всего я.
      Ехать к ней мне не хотелось. Я продолжал убеждать ее, что дело это совсем нехитрое, и она сама с ним может легко справиться. Но Жанна меня не слушала и продолжала настаивать на том, что сама она это делать боится.
      - А что, если опять это сделает Сеня? - спросил я.
      - Я с ним уже говорила. Он сказал, что можно потерять какую-то информацию. И делать мне этого не советовал. Я ему верю, и делать не буду.
      - Тогда я сдаюсь.
      - Но что же мне все-таки делать. Может быть все-таки памяти добавить?
      Тут я совсем растерялся и немного задумался.
      - Ты чего молчишь? Ты меня слышишь? - забеспокоилась Жанна.
      - Слышу, слышу. А молчу, потому, что не знаю, что сказать. Я, конечно, могу дать тебе совет, но боюсь, он тебе не понравится.
      - О чем ты? Говори. Не бойся.
      И тут я решился и как раввин еврею в том анекдоте опять дал ей совет.
      - А не купить ли тебе новый компьютер? Ведь этот ты купила давно. Лет десять прошло. Сейчас совсем неплохой компьютер можно купить очень дешево. И устанавливать новую операционную систему тебе не нужно будет. И с памятью проблем не будет. А если хочешь, я могу спросить у своего приятеля. Они иногда на работе меняют компьютеры, а старые раздают.
      - А как быть с тем, что у меня уже есть на этом компьютере? Все равно придется что-то переносить на другой. Нет, твой совет мне не годится. Я хочу свой привести в порядок. Давай все-таки с памятью что-то сделаем, - продолжала настаивать Жанна.
      - Ну, как хочешь. Хотя сохранить информацию - дело плевое. Нужно просто переписать ее на диск или на флэш-память. Если захочешь, я тебе дам, у меня есть. А дополнительную память поставить можно. Знаешь, что? Я все равно собираюсь приехать через пару недель, тогда и сделаем. Перед поездкой я позвоню, и ты закажешь память по Интернету. Какую, я скажу. А пока потерпи.
      - Договорились, - согласилась Жанна.
      И мы опять расстались на какое-то время.
      Не прошло и недели, как Жанна снова позвонила.
      - У меня к тебе просьба. Тут у меня дома сейчас один молодой человек из России. Приехал по визе на пару месяцев поработать у нашего знакомого. Говорит, что в компьютерах хорошо разбирается, и пришел мне помочь. Поговори с ним.
      Решив не рассказывать Жанне анекдот про дающего советы раввина, я спросил:
      - А о чем?
      И добавил:
      - Если разбирается, сам все поймет. А если я ему буду нужен, тогда и поговорим. Я всегда готов.
      В тот день Жанна больше не звонила. По каким-то причинам наша поездка к ним сорвалась, и потом мы долго с ней не разговаривали. Я подумал, что все проблемы с памятью у нее успешно решены, и искренне за нее порадовался. Но оказалось, что я ошибался.
      Как-то утром раздался телефонный звонок, и я услышал взволнованный голос Жанны.
      - Надеюсь, что не разбудила тебя. Ты можешь сейчас со мной разговаривать?
      - Конечно. А что случилось? Ты давно не звонила. Надеюсь, что с памятью у тебя все в порядке и компьютер работает нормально.
      - Да нет. Не нормально.
      - Как так? А разве твой специалист из России тебе не помог?
      - Помог. Посмотрел память и сказал, что сейчас там двести пятьдесят шесть мегабайт, а для XP надо больше.
      - Подожди. Ты ничего не путаешь? Ведь он у тебя с этой памятью нормально работал. Да и мой с такой же памятью нормально работал. Что-то я сомневаюсь, что он прав. Впрочем, дело твое. Я точно не специалист. Купи еще память, хуже не будет. Да и стоит это удовольствие не так уж и дорого.
      - А я и купила. Заказала по Интернету с его подачи. Вчера прислали. Он вечером приходил.
      - Ну и что? Все сделали?
      - В том-то и дело, что ничего не сделали. Оказалось, что память, которую нам прислали, для моего компьютера не годится.
      - Ничего не понимаю. Прислали не то, что ты заказала?
      - Да нет. Прислали то, что я заказала, но не то, что мне нужно.
      - Хорош твой специалист. И что ты собираешься делать дальше?
      - Буду им звонить и просить обменять на другую.
      - А ты знаешь на какую?
      - Не знаю. Для этого тебе и звоню.
      - А что твой советчик?
      И в этот момент я опять вспомнил анекдот и про еврея, кур и раввина.
      - Да ничего. Я ему вчера сказала спасибо, и он ушел.
      - Ладно. Сейчас разберемся. Напомни марку своего компьютера. Я посмотрю, а потом тебе позвоню.
      Через полчаса я позвонил Жанне и сказал, какую память нужно купить для ее компьютера. Никаких других советов Жанне не давал. Ни по поводу операционной системы, ни по поводу покупки нового компьютера.
      Она все записала и сказала, что будет звонить туда, откуда ей прислали ненужную память.
      Мы попрощались, но я прекрасно понимал, что на этом мое участие в решении проблем Жанны с памятью (точнее с памятью ее компьютера) еще будет иметь продолжение. Уж слишком сильным характером она обладала. И обычно всегда добивалась поставленной цели. Но мне очень хотелось, чтобы мое участие было минимальным и лучше всего телефонным, тем более что рядом с Жанной всегда находились Сеня и специалист из России.
       Жизнь не стоит на месте и дальнейшие события с памятью компьютера Жанны развивались (с ее слов) следующим образом.
      На фирме, откуда, как ей казалось, прислали не то, что она хотела, к ее глубокому разочарованию, сказали, что она ошиблась номером. Этого можно было ожидать, поскольку покупала она память через eBay. Она написала в eBay письмо, и, оплатив посылку, отправила им по почте ненужную ей память.
      Через неделю eBay вернул деньги, и после того, как на ее счет вернулись сорок восемь долларов, она, наверное, немного успокоилась и решила взять передышку.
      Однако, передышка длилась недолго, и в очередной понедельник я снова, как специалист, разговаривал с Жанной по поводу ее компьютера. Жанна опять попросила меня ей помочь.
      Понедельник для всех день тяжелый. И я, забыв про еврея, кур и раввина, расслабился и опять стал давать Жанне советы. Я был настолько в плохой форме, что даже не спросил у Жанны про Сеню и российского специалиста.
      В разговоре неожиданно (не для Жанны, а для меня) выяснилось, что у нее на экране компьютера периодически появляется сообщение о том, что ей (опять ей, да не ей, а компьютеру) не хватает какой-то (по ее словам) виртуальной памяти. Что такое виртуальная память ни она, ни я, естественно, не знали. Но, как я уже сказал, был понедельник и я, забыв все свои благие намерения и закрыв глаза, отважно бросился в омут и решил разобраться с виртуальной памятью. Отложив дальнейший разговор с Жанной на пару часов, я полез в Интернет и быстро убедился, что в намеченную мною стратегию помощи необходимо вносить коррективы. Для большей уверенности я позвонил своему приятелю, рассказал ему про виртуальную память, и он согласился со мной. В итоге мы решили, что сначала обязательно нужно убедиться в том, что Жанна сделала то, что я ей советовал в самом начале (почистить компьютер и удалить из него все временные файлы). А потом, если она это сделала, а виртуальной памяти ей (тьфу, не ей, а компьютеру) все равно не хватает, купить и установить на жаннин компьютер дополнительную память.
      Вооруженный этим набором советов, я позвонил Жанне.
      Нужно отдать ей должное. Она меня внимательно выслушала, сказала, что ни с Сеней, ни с русским экспертом она больше связываться не будет, но обязательно купит дополнительную память.
      После понедельника был вторник. Обычно для меня это хороший день. И в этот раз он оказался хорошим. Жанна позвонила рано утром и с гордостью порадовала меня.
      - Ты даже не можешь себе представить, как я счастлива. Сегодня мой компьютер через минуту после включения уже нормально работал. Но дополнительную память я все равно куплю, и ты мне ее поставишь.
      - Обязательно, – согласился я, поздравил Жанну с успехом, попрощался и осторожно положил трубку.
      Но как оказалось поздравил я Жанну с успехом несколько преждевременно. Буквально через минуту Жанна снова позвонила мне.
      - Ты чего трубку бросаешь? Я тебе не все рассказала.
      - Извини. Говори.
      И она мне рассказала, что иногда во время работы у нее на дисплее появляется надпись «not responding» и все зависает.
      Мое время пошло назад, и вторник превратился для меня в понедельник. Но видно не до конца, потому, что я быстро нашелся, никаких советов не давал и ограничился тем, что напомнил Жанне о дополнительной памяти.
      Мне повезло и больше в тот день (все-таки это был не понедельник, а вторник) Жанна мне не звонила.
      Следующие две недели прошли спокойно, без всяких проблем с памятью. Жанна позвонила в воскресенье и сразу же поделилась со мной своей радостью: память прислали, прислали то, что нужно и теперь все дело за мной.
      - А ты уверена, что пока без дополнительной памяти обойтись не можешь? – робко спросил я.
      - Ни в коем случае. А зачем я тогда ее покупала? – Жанна была как всегда настойчива и категорична.
      - А ты сама с помощью мужа не можешь поставить ее на место? Там ничего хитрого нет. Я могу вам все рассказать по телефону, – уж очень не хотелось мне ехать в Филадельфию.
      - Нет. Я доверяю только тебе, – порадовала меня Жанна.
      - Ну, хорошо. Давай договоримся, когда нам лучше приехать, – окончательно сдался я. 
      Про нашу поездку в Филадельфию рассказывать особо нечего. Доехали быстро, дорога была свободной, нас хорошо принимали и кормили вкусно. Установка в компьютер Жанны дополнительной памяти заняла у меня не больше пятнадцати минут. Нормально работающий после этого компьютер привел Жанну в полный восторг, а предложенный по этому поводу тост в мою честь заставил меня смутиться и почти покраснеть.
      На этом мой длившийся несколько месяцев «компьютерный» роман с Жанной благополучно закончился. Решение всех ее проблем бесплатной чисткой и дешевым увеличением памяти (подчеркиваю в который раз, не Жанны, а ее компьютера) позволило мне сэкономить кучу денег на покупку нового компьютера, который я по собственной глупости собирался ей подарить. Но боюсь, что благодаря моей мизерной помощи и многочисленным «умным» советам Жанна не только не задумалась глубоко о смысле старого анекдота про еврея, кур и раввина, который она, впрочем, могла и не знать, но еще больше поверила в меня, как в «эксперта» по компьютерам. А если это так, то я нисколько не исключаю того, что в ближайшее время мне снова придется как-то решать компьютерные проблемы Жанны. Отказаться от этого мне, очевидно, уже никогда не удастся, остается только надеяться, что она позвонит мне не в понедельник.
      В заключение – обещанный конец анекдота, который вы, вероятно, знаете. Прошла еще одна неделя, и еврей в третий раз за последний месяц пришел к раввину. «Ребе, - говорит, - все куры сдохли». «А как ты их кормил и поил?» - поинтересовался раввин. «Все делал так, как ты велел: кормил овсом и пшеном, а поил водой с молоком». «И что? Все сдохли?» - удивился раввин и с грустью добавил: «Очень жаль, ведь у меня было еще так много хороших мыслей».
      И последнее. Я очень надеюсь, что, прочитав мой рассказ до конца, вы, во-первых, избавились от недоумения по поводу его названия, а во-вторых, поняли, что куры, у которых вообще нет никакой памяти, и компьютер, у которого, кроме оперативной, есть и виртуальная память, еврей, который верил только раввину, и Жанна, которая верила многим, я, под чьим руководством Жанне удалось привести свой компьютер в порядок, и раввин, который давал советы еврею, у которого все куры сдохли, - чем-то напоминают друг друга. 
      Постскриптум
      Тот, кто в отличие от меня, действительно что-то понимает в компьютерах, естественно никогда не поверит, что установка дополнительной памяти решила все Жаннины проблемы. И правильно сделает. На самом деле Жаннин компьютер стал работать более или менее удовлетворительно только после переустановки операционной системы и многочисленных обновлений, которые по мере преодоления страха и приобретения опыта работы в Интернете вошедшая во вкус Жанна начала делать самостоятельно. Справедливости ради нужно отметить, что с учетом почтенного возраста компьютера и странной самоуверенности и одновременно легкомысленности его хозяйки некоторые из обновлений принесли компьютеру больше вреда, чем пользы и потребовали от Жанны больших физических и нервных затрат на их устранение и вмешательства в решение возникших проблем работающих в Индии специалистов из Microsoft. И поэтому вопрос о покупке нового компьютера все еще остается для Жанны достаточно актуальным. Несмотря на интенсивные консультации со «специалистами» она все еще окончательно не может решить, какой компьютер ей следует покупать. Когда она поинтересовалась моим мнением по этому поводу, я ей честно ответил, что не знаю, но думаю, что все зависит от ее материальных возможностей, и что в этом смысле компьютер, конечно, принципиально отличается от кур, но ничем не отличается от автомобиля: кто-то предпочитает Лексус или Мерседес, а кто-то Форд или Тойоту.
       И еще. Когда этот рассказ прочел один из моих приятелей, он мне честно сказал, что рассказ ему не понравился из-за путаницы и большого количества логических неувязок. И спросил, не знаю ли я более простого анекдота про советы, кур и евреев. Я напрягся и вспомнил еще один «советский курино-еврейский» анекдот. Я рассказал его приятелю, а сейчас расскажу вам.
       Пришел еврей к раввину с проблемой. Всего богатства у него - два петуха, черный и белый. Живут у него долго и очень привыкли друг к другу. Да и он к ним тоже привык. Но в доме уж совсем есть нечего, так что придется зарезать одного из них, но какого? Зарежешь черного - белый будет скучать, белого - черный от тоски плакать будет.
       Раввин задумался и велел еврею прийти через несколько дней, а сам начал усердно искать ответ на вопрос в Талмуде. Искал дни и ночи. Через три дня еврей пришел за ответом и спросил:
- Так какого же петуха мне зарезать?
- Режь черного, - устало ответил раввин.
- Но ведь белый будет плакать.
- Хер с ним, - сказал раввин, - пусть плачет.
       У этого анекдота есть и другой конец
       Раввин не на долго задумался, и сказал, что он еврею ничем помочь не может, но посоветовал сходить в церковь на другом конце деревни и попросить совета у очень умного, по его словам, отца Николая. На другой день еврей пошел к отцу Николаю, рассказал ему про свою проблему и спросил:
- Так какого же петуха мне зарезать?
- Режь черного, - недолго думая, ответил отец Николай.
- Но ведь белый будет плакать.
- Ну и хер с ним, пусть плачет.
       В отличие от рассказа с первым «советским курино-еврейским» анекдотом второй анекдот моему приятелю понравился, и он обратил внимание на то, что качество совета совсем не зависит от вероисповедания.