Великий летчик

Владимир Жестков
                Цикл Из архивов памяти   

     Шел 1956 год, приближался День Победы. В нашей стране родилась новая традиция. Вот уже второй год в этот день в гости к школьникам приглашали участников Великой Отечественной войны. Помнится у нас спрашивали представителя какого рода войск мы хотели бы видеть. В прошлом году это был отец одного из наших ребят – танкист, а в этом году ребятам захотелось послушать лётчика. Наш классный руководитель попросила выступить моего папу. Папа объяснил, что сам он на фронте не был, но может попросить выступить в классе у сына какого-нибудь знакомого боевого лётчика, а уж тот и проведёт беседу. Наступило 9 мая, день был будний, праздничным он стал лишь с 1965 года, мы все торжественно одетые – девочки в белых фартуках с большими бантами в косах, у ребят таких возможностей не было, но уж чистые подворотнички были у всех, это точно, – сидели после звонка на урок на своих местах в классе и ждали, кто же придёт к нам в этот раз.

     Дверь открылась, вошла учительница, вместо урока которой должна была быть встреча, а следом за ней с лёгким звоном орденов в классе появился человек в светлой парадной генеральской форме с Золотой Звездой Героя Советского Союза на кителе, левая сторона которого была вся завешена боевыми орденами и медалями. Орденов было очень много, одних только орденов Ленина было четыре или пять, сейчас уже не помню, а вот небольшая светлого металла медаль "За отвагу", ну совсем не генеральская, а скорее солдатская награда, запомнилась хорошо. Мы все тогда в лёгкую могли узнать большинство медалей и орденов издали, трудностей в этом не было, могли и все орденские колодки расшифровать, да и до сих пор я многие муаровые орденские ленточки военной поры различаю. На правой стороне кителя был красивый незнакомый знак – серебряные крылышки с синим эмалевым ромбиком и цифрой 1 посередине.

     - Здравствуйте, ребята. Разрешите представиться, - прозвучал не громкий, но очень чёткий голос с металлическими такими нотками, - генерал-майор, летчик-испытатель Первого класса Коккинаки Владимир Константинович.

     Он на секунду замолчал, как бы ожидая нашей ответной реакции, а мы все буквально онемели и не знали, что делать и как себя вести. Кто-то из девочек догадался и захлопал в ладошки, ну тут и мы все тоже принялись аплодировать, и хлопали бы так, наверное, долго, ведь не каждый день к нам в класс генералы, да ещё и Герои Советского Союза при этом, заходят на урок, но Коккинаки поднял руку, и все затихли. 

     - Я не буду рассказывать вам о войне, все вы её, если и не помните сами, маловаты ещё были, но уж наслышались о ней и фильмов насмотрелись, конечно, достаточно. Я расскажу вам о самолётах и о том, как они помогли нашей стране победить в этой очень страшной и нескончаемо длинной войне самого сильного противника, которого только можно было себе представить. Ну, самолёты сами по себе, разумеется, ничего бы сделать не смогли, в них лётчики воевали, так вот, и о том, что такое труд военного лётчика, в особенности на фронте, я вам тоже расскажу.

     Начался неспешный рассказ, не о войне, нет, и не о воздушных боях, а о том, что такое самолёты и как их строят на заводах, и о том, что есть такие люди, которые эти самолёты поднимают в воздух, и о том, что эта профессия очень опасная, потому, что любая ошибка на заводе, где строили тот самолёт, который испытывает лётчик, может привести к его гибели.

     Когда я слушал тот рассказ, у меня перед глазами сразу же возникли картинки из раннего детства. Заканчивалась война, мы жили в офицерском общежитии  в маленьком городке в низовьях Волги, где находилось авиационное училище, в котором служил преподавателем мой папа. Рядом с нами жили семьи лётчиков-испытателей, которые почти каждый день поднимали в небо новые машины только что прибывшие с военных заводов, и каждый день по русскому обычаю они надевали чистое нижнее белье – нательную рубашку и белые кальсоны на завязках. Я часто это видел, потому что именно в таком белье они выходили в туалет перед тем как надеть лётные брюки и куртку. Их жены сидели рядышком у окна и ждали, когда закончатся полёты и мужья вернутся домой, но бывало, и нередко, что они не возвращались, и тогда все плакали, а затем звучала печальная музыка, раздавались залпы выстрелов почётного караула, а на рядом расположенном военном кладбище появлялся новый могильный холмик.

     Прозвучал звонок, но мы даже не дернулись, мы слушали тихий голос и смотрели на  этого уже немолодого человека с очень уставшим лицом. Никакой наглядной информации, всех этих таблиц и картинок у него не было, единственное, на чём он мог нам показать те ситуации, в которые попадает самолёт, ну и лётчик в нём, разумеется, были его руки. Вот, глядя на них, мы и видели всю картинку, как будто она была у нас перед глазами. Прозвучал ещё один звонок, вошла другая учительница, мы машинально встали, приветствуя её, но она только махнула нам рукой и встала у окна, прислонясь к подоконнику.

     Коккинаки как бы очнулся, наверное, его самого этот рассказ увёл в туда, в то время и в те ситуации, о которых он рассказывал, и начал извиняться перед учительницами, что он их задерживает, но тут уж и они и мы хором начали просить его продолжить,  рассказать что-нибудь ещё, и это было не потому, что нам не хотелось сидеть на уроке, а очень уж интересно и о необычных вещах он рассказывал.

     - Ладно, - немного подумав, сказал генерал, - давайте лучше ваши вопросы, и всё, завершим эту тему.

     Первый вопрос был, естественно, а за что он получил звание Героя Советского Союза? И вот тут мы узнали, и даже для меня, который прочитал много книг на эту тему, это было в новинку, что оказывается, не только Чкалов и Громов совершили беспосадочный перелёт в Америку, что и Коккинаки тоже туда летал, и не только туда, а и как героический женский экипаж Расковой, Осипенко и Гризадубовой, он летал к Тихому океану, над всей нашей страной. Вопросов было много, они сыпались со всех сторон, они были самые разные, ведь дети не стесняются, как взрослые, задать самые неожиданные вопросы, но Владимир Константинович на все отвечал довольно подробно. Тут закончился ещё один урок, генерал встал, извинился, что не может уже продолжать нашу беседу, пояснив, что у него сегодня запланировано ещё очень много дел, да и разных встреч тоже, и вышел из класса, провожаемый нашими аплодисментами, обе учительницы хлопали тоже.

     Несколько слов, наверное, надо рассказать об этом удивительном человеке, молодое поколение, наверное, сейчас и такую фамилию необычную не знает. А в то время она буквально гремела, тем более, что их было два брата, и оба лётчики-испытатели, и оба Герои Советского Союза, только Владимир Константинович был генералом, и через несколько месяцев после нашей встречи был удостоен второго звания Героя Советского Союза, а его младший брат Константин Константинович был полковником, и Золотую Звезду имел одну, но ведь он и младший, так что всё правильно, так и должно быть.

     Итак, Владимир Константинович родился в 1904 году в Новороссийске в семье обрусевших греков, откуда и необычность фамилии. К моему изумлению, окончил только 3 класса начальной школы, после чего работал, в том числе матросом и грузчиком в порту. С 1925 года вся его дальнейшая жизнь связана с Советской армией. Началось всё со срочной службы в пехоте, затем продолжилось учебой в Ленинградской военно-теоретической школе ВВС и Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. В дальнейшем, естественно, была служба в строевых частях ВВС, где он себя проявил, наверное, настолько хорошо, что его направили служить лётчиком-инструктором в ту самую Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, недавним выпускником которой он был сам.  С 1932 по 1964 год он служил лётчиком-испытателем ОКБ С.В.Илюшина, подняв в небо все типы и модификации самолётов, разработанные и выпущенные в этом ОКБ, как военные, так в последующем и пассажирские.

     Дальше простое перечисление: им установлено 20 официальных мировых рекордов скорости и грузоподъемности, к ним надо добавить самый первый, ещё неофициальный мировой рекорд высоты, когда он в 1935 году достиг немыслимых по тем временам  14 с половиной тысяч метров, он был первым в мире лётчиком, выполнившим мертвую петлю Нестерова на двухмоторном самолете, до него считалось, что это невозможно. Владимир Константинович – заслуженный лётчик-испытатель, заслуженный мастер спорта, лауреат Ленинской премии, награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, множеством медалей, в том числе иностранными наградами, ну а о медали "За отвагу", я уже упоминал. В 1965 году он был удостоен очень редкого отличия – Золотой авиационной медали ФАИ (Международной авиационной федерации, президентом которой был в течение многих лет).

     Отдельного упоминания заслуживают его дальние беспосадочные перелёты – в июне 1938 года по маршруту Москва–Спасск-Дальний, расположенный  в Приморье, протяженностью по прямой 6850 километров. Именно за этот перелет ему присвоили первый раз звание Героя Советского Союза, а позднее вручили медаль Золотая Звезда за № 77 (дело в том, что отличительный знак в виде медали "Золотая Звезда" был введен лишь в 1939 году).

     В апреле 1939 года он на том же самом самолете ОКБ Илюшина совершил новый подвиг – беспосадочный перелет по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм - остров Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - США (остров Мискоу) протяженностью 6516 километров по прямой.

     Тут надо добавить, что именно этот маршрут признан наилучшим для трансатлантических перелётов и именно по нему до сих пор летают все самолеты из Северной Европы в Нью-Йорк и обратно. В 1965 году решением Международной Авиатранспортной ассоциации Владимир Константинович награжден бриллиантовым ожерельем "Цепь пионера розы ветров", как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

     Умер великий лётчик в 1985 году и похоронен по решению Политбюро ЦК КПСС на мемориальном Новодевичьем кладбище в Москве.

     Вот такой необычайный лётчик приходил в наш класс в далёком 1956 году в День Великой Победы. 

     Совсем недавно состоялась моя вторая встреча с прославленным лётчиком, встреча совершенно неожиданная и необычная. Пришлось мне лететь на Камчатку на большом отечественном самолёте, созданном в конструкторском бюро С.В.Илюшина, все новинки, которого поднимал в воздух Владимир Константинович.

     Возможно, это была случайность, но самолёт носил имя великого пилота. А может быть, так и должно было произойти, ведь не зря в философском словаре случайность описывается, как неосознанная закономерность.

     Ну и напоследок мне хочется заметить, что всё происходящее в этом мире заранее предопределено, иначе, чем можно объяснить появление буквально в сотне метров от той моей школы, в которую давным-давно приходил великий лётчик, улицы, названной его именем - улицы Коккинаки.