Директор цементного завода О. П. Ливен

Сергей Шило 4
 
С.Шило

ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НОВОРОССИЙСКА


Малоизвестные страницы из жизни господина директора цементного завода «Общества Черноморского Цементного Производства».

Новороссийско-Сухумское шоссе - заботами Оскара Павловича Ливена.

Оскар Павлович Ливен был вторым директором цементного завода «Общества Черноморского Цементного Производства». В 1894 году он сменил на этом посту своего брата Виктора Павловича Ливена. Новый директор был моложе своего брата на 5 лет. После учебы в Мюнхенском и Гессенском университетах, в возрасте 24 лет, стал доктором химии.
Первоначально свои организаторские способности он проявил в Пунане-Кунде, где строил первую в России электрическую перегрузочную установку. Став директором завода«Общества Черноморского Цементного Производства» (ныне цементный завод «Пролетарий»), развил бурную организаторскую деятельность, в результате чего производство цемента возросло до 200 тысяч бочек в год. Этот результат в 5 раз превышал средний показатель по отрасли.
Оскар Ливен был не только прекрасным заводчиком, но и хорошим администратором. При его бытности и участии начинается реконструкция завода и новое строительство. Но не только развитию производственных мощностей уделял внимание Оскар Павлович. С интересом и пониманием относился он к проблеме социального обеспечения рабочих. При нем строятся жилые дома для рабочих и служащих. К домам по трубам подводится чистая ключевая вода. Строится больница и школа для детей рабочих.Таким образом, возле цементного завода возникает рабочее поселение под названием "Уютная Колонка". Постоянная забота директора о социальном благополучии рабочих и служащих снискала в их среде неподдельную любовь и авторитет.
Администраторская деятельность директора цементного завода была отмечена местными властями. О. П. Ливен назначается членом городского ведомства лесной охраны и фабрично- заводской комиссии при Черноморском губернаторе [1].
Такое чуткое отношение к нуждам людей не заканчивалось только заводской территорией, о чем и поведало обнаруженное в городском архиве письмо.
В своем письме, от 29 мая 1910 года О.П.Ливен пишет.
« Его высокородию господину городскому голове города Новороссийска.
Движение автомобилей в нашем городе развивается все более и более, и хождение по улицам, не имеющим тротуаров, делается в высшей степени опасным, в особенности для детей, больных и слабых. Зимой же, когда вследствие Норд-Оста люди ходят закутанными и обвязывают уши башлыками, приближение автомобилей делается неслышным и сторониться от них затруднительно, тогда опасность является для каждого.
Сознавая это подведомственное мне Заводоуправление Общества Черноморского Цементного Производства, провело на территории Общества панель* вдоль Новороссийско – Сухумского шоссе. Между тем в части города, т.н. Балке Адамовича, где панели отсутствуют, прохожие подвергают свою жизнь опасности.
Между этими прохожими есть рабочие, живущие в городе и много жителей заводов, посещающих церкви, школы, присутственные места и магазины.
Поэтому считаю своей обязанностью обратить на это обстоятельство внимание Вашего Высокородия и просить Вас, сделать всё от Вас зависящее, чтобы по обеим сторонам Новороссийско – сухумского шоссе в границах Балки Адамовича были проложены панели.
При обсуждении затронутого вопроса Вы заметите, что в конце шоссе, вдоль набережной, где находится Отделение Портового Управления, городская улица вымощена слишком большим голышом с сильно выпуклою поверхностью и к улице примыкает вымощенная канава глубиной в один аршин.
В таком виде эта улица не имеет ни типа городской, ни деревенской улицы. Езда по этой улице возможна только шагом и всегда с опасностью для целостности экипажа и жизни проезжающих.
Было бы весьма необходимо переделать глубокие канавы в плоские городские стоки и заменить существующую мостовую более мелким голышом, дабы избежать порчи лошадиных копыт, экипажей и автомобильных механизмов.
С совершенным почтением О. Ливен»[2].
Через два дня письмо было получено Новороссийской городской Управой. Слушание было назначено в докладе Управы на очередное заседание городской Думы.
Заявление Оскара Павловича Ливена по каким то причинам пролежало в канцелярии Управы всё лето, и только осенью этому делу был дан ход.
После рассмотрения городской Думой этого вопроса, городской голова 15 октября 1910 года посылает запрос в управление Новороссийского торгового порта, вместе с запросом препровождая предложение отремонтировать указанный участок дороги.
27 октября 1910 года за подписью заместителя начальника порта Н. Ильина последовал ответ « Милостивый государь имею честь сообщить Вам, что указанный Вами ремонт мостовой близ отделения порта не может быть произведен средствами Управления порта вследствие того, что таковая является частью Новороссийско-Сухумского шоссе, которым владеет особое учреждение»[3].
На этом дело о ремонте мостовой не закончились. Поиски хозяина шоссе продолжились и 3 ноября городской голова отсылает ходатайство самому начальнику Кавказского Округа Путей сообщения, его Превосходительству Действительному Статскому Советнику- Станиславу Дмитриевичу Гофману.
В котором пишет «Препровождая при этом копию письма господина директора цементного завода «Общества Черноморского цемента» в Новороссийске. О дефектах в существующем сообщении по Сухумскому шоссе в границах балки Адамовича и в конце шоссе вдоль набережной».
Далее городской голова приводит следующие аргументы.
«Со своей стороны, разделяя взгляд, О. П. Ливена на необходимость улучшения этого сообщения, обращаюсь к Вашему Превосходительству с просьбой: не признаете ли возможным сделать зависящие распоряжения, о производстве необходимого ремонта, приняв во внимание мотивы, приведенные в письме господина директора цементного завода»[4].
Начальник Кавказского Округа путей сообщения не замедлил с ответом и 12 ноября этого же года дал ответ:
« Уведомляю Вас, что устройство тротуаров не входит в обязанности ведомства путей сообщения, и что прилегающий к черте города участок Новороссийско-Сухумского шоссе от здания «Русского Общества Пароходства и Торговли» до портовой ветви железной дороги вымощен крупным голышом для его прочности, чтобы избежать ежегодного ремонта. Вымощенные канавы на этом участке не могут быть заменены лотками, так как в них не поместится протекающая вода. В виду изложенного ходатайство Ваше не может быть удовлетворено»[5].
Дальнейшая история ремонта Новороссийско-Сухумского шоссе так и осталась невыяснена. Было ли отремонтирована мостовая и сделали ли тротуары для пешеходов или нет, история умалчивает. В отличие от ремонта дороги, погрязшего в чиновничьей переписке, хорошо просматривается роль О. П. Ливена как человека, гражданина и общественного деятеля, действия, которого были направлены на улучшение быта людей, порядка и эстетизации улиц нашего города в начале прошлого столетия.







Библиогрфические сноски.
1. «Исторические записки исследования и материалы» вып №4. Л. Н. Корнеева. л 237-238.
2. ААН. Ф2. оп1. д 540. л 37.
3. Там же. л 68.
4. Там же. л 69.
5. Там же. Л 70.
*  тротуар-бетонированная дорожка для пешеходов.