8. «Говорили короткие речи…»
Говорили короткие речи,
К ночи ждали странных вестей.
Никто не вышел навстречу.
Я стоял один у дверей.
Подходили многие к дому,
Крича и плача навзрыд.
Все были мне незнакомы,
И меня не трогал их вид.
Все ждали какой-то вести.
Из отрывков слов я узнал
Сумасшедший бред о невесте,
О том, что кто-то бежал.
И, всходя на холмик за садом,
Все смотрели в синюю даль.
И каждый притворным взглядом
Показать старался печаль.
Я один не ушел от двери
И не смел войти и спросить.
Было сладко знать о потере,
Но смешно о ней говорить.
Так стоял один — без тревоги.
Смотрел на горы вдали.
А там — на крутой дороге —
Уж клубилось в красной пыли.
15 июля 1902
Предыдущее стихотворение, предыдущая сцена: он, отрок, зажигающий свечи, – ждет «Невесту», ждет, когда «Падет туманная завеса / Забрежжит брачная заря».
И вот завеса падает, заря сгорела, он оглядывается и…
Я стоял один у дверей.
Что это?!
Подходили многие к дому,
Крича и плача навзрыд.
Все были мне незнакомы,
И меня не трогал их вид…
Где он?!
Все ждали какой-то вести.
Из отрывков слов я узнал
Сумасшедший бред о невесте,
О том, что кто-то бежал.
В первоначальном наброске прописаны другие подробности:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
Ждали какой-то вести.
Я увидел бледность лиц.
Я вспомнил о той невесте,
Исполнившей долг любви.
Так где же он?!
Ему не дают ни сосредоточиться на «мольбе», ни на «обрядах», ни уйти побродить по измерениям, по вероятностям, а заместо – кидают, куда придётся, в мир без начала и конца, в жизнь без памяти:
Говорили короткие речи,
К ночи ждали странных вестей.
…его выбрасывают к людям… к людям? – – нет, к существам, не отличимых друг от друга, с бледными пятнами вместо лиц::
...И, всходя на холмик за садом,
Все смотрели в синюю даль.
И каждый притворным взглядом
Показать старался печаль…
…где нет ни прошлого, ни грядущего, а только предчувствия о кошмаре красного:
…Так стоял один — без тревоги.
Смотрел на горы вдали.
А там — на крутой дороге —
Уж клубилось в красной пыли.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– « …Никто не вышел навстречу» и след. – Образы, возможно, восходят к эпизоду, отраженному в помете Блока (ЗК1[«Записные книжки»]): "15 июля. Из Боблова. Не видел", т.е. к несостоявшейся встрече с Л.Д. Менделеевой.
– «... Уж клубилось в красной пыли.» – Образ апокалиптической значимости (ср. появление Всадников, предшествующее "концу света". Иррациональный характер образа подчеркнут бессубъектной формой предложения.
[
При появлении Всадников не заклубится ни “красное”, ни “пыль” (см. Апок.5.). Но Редакция, очевидно, сравнивает не фактографию, а впечатление на читателя.
Во мне клубы пыли вызывают воспоминания о немощённой дороге. И соответственно, вся эта картина “апокалиптической значимости” выглядит так: дом, толпы мечущегося, о чем-то кричащего народа, а на пороге стоит “я”, которому вся эта суета безразлична: “я” глядит на зубчатую гору и ведущую к ней дорогу. Глядит на дороги, ведущие от неё во все стороны света! Не только нашего.
]
Впервые: I1. С. 94-95, в отделе "Перекрестки".
Публикации: I2. С. 115-116; I3. С. 169 и I4. С. 144 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 142.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка
*
Чужая свадьба:
7. «Я, отрок, зажигаю свечи…» ( http://www.proza.ru/2017/12/31/929 )
Готовность остаться лишь другом жениха – шошбеном.
8. «Говорили короткие речи…» ( http://www.proza.ru/2017/12/31/936 )
Переполох на свадьбе безликих.
9. «Сбежал с горы и замер в чаще…» ( http://www.proza.ru/2018/01/01/774 )
Побег.
10. «Я и молод, и свеж, и влюблен…» ( http://www.proza.ru/2018/01/01/777 )
«Я» все-таки «с тобой», но лишь как «зеленеющий клен».
*