Блок. Говорили короткие речи... Прочтение

Виталий Литвин
8. «Говорили короткие речи…»






                Говорили короткие речи,
                К ночи ждали странных вестей.
                Никто не вышел навстречу.
                Я стоял один у дверей.

                Подходили многие к дому,
                Крича и плача навзрыд.
                Все были мне незнакомы,
                И меня не трогал их вид.

                Все ждали какой-то вести.
                Из отрывков слов я узнал
                Сумасшедший бред о невесте,
                О том, что кто-то бежал.

                И, всходя на холмик за садом,
                Все смотрели в синюю даль.
                И каждый притворным взглядом
                Показать старался печаль.

                Я один не ушел от двери
                И не смел войти и спросить.
                Было сладко знать о потере,
                Но смешно о ней говорить.

                Так стоял один — без тревоги.
                Смотрел на горы вдали.
                А там — на крутой дороге —
                Уж клубилось в красной пыли.
                15 июля 1902






     Предыдущее стихотворение, предыдущая сцена: он, отрок, зажигающий свечи, – ждет «Невесту», ждет, когда  «Падет туманная завеса / Забрежжит брачная заря».
     И вот завеса падает, заря сгорела, он оглядывается и…

                Я стоял один у дверей.

      Что это?!

                Подходили многие к дому,
                Крича и плача навзрыд.
                Все были мне незнакомы,
                И меня не трогал их вид…

      Где он?!

                Все ждали какой-то вести.
                Из отрывков слов я узнал
                Сумасшедший бред о невесте,
                О том, что кто-то бежал.

      В первоначальном наброске прописаны другие подробности:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:

                Ждали какой-то вести.
                Я увидел бледность лиц.
                Я вспомнил о той невесте,
                Исполнившей долг любви.

      Так где же он?!
      Ему  не дают ни  сосредоточиться на «мольбе», ни на «обрядах», ни уйти побродить по измерениям, по вероятностям, а заместо – кидают, куда придётся, в мир без начала и конца,  в жизнь без памяти:

                Говорили короткие речи,
                К ночи ждали странных вестей.

      …его выбрасывают к людям… к людям? – – нет, к существам, не отличимых друг от друга, с бледными пятнами вместо лиц::

                ...И, всходя на холмик за садом,
                Все смотрели в синюю даль.
                И каждый притворным взглядом
                Показать старался печаль…

      …где нет ни прошлого, ни грядущего, а только предчувствия о кошмаре красного:

                …Так стоял один — без тревоги.
                Смотрел на горы вдали.
                А там — на крутой дороге —
                Уж клубилось в красной пыли.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
      
«
     – « …Никто не вышел навстречу» и след. –   Образы, возможно, восходят к эпизоду, отраженному в помете Блока (ЗК1[«Записные книжки»]): "15  июля. Из Боблова. Не видел", т.е.  к несостоявшейся встрече с Л.Д. Менделеевой.

     –  «... Уж клубилось в красной пыли.» – Образ апокалиптической значимости (ср. появление Всадников, предшествующее "концу света". Иррациональный характер образа подчеркнут бессубъектной формой предложения.
     [
     При появлении Всадников не заклубится ни “красное”, ни “пыль” (см. Апок.5.). Но Редакция, очевидно, сравнивает не фактографию, а впечатление на читателя.
     Во мне клубы пыли вызывают воспоминания о немощённой дороге. И соответственно, вся эта картина “апокалиптической значимости” выглядит так: дом, толпы мечущегося, о чем-то кричащего народа, а на пороге стоит “я”, которому вся эта суета безразлична: “я” глядит на зубчатую гору и ведущую к ней дорогу. Глядит на дороги, ведущие от неё во все стороны света! Не только нашего.
]

     Впервые: I1. С. 94-95, в отделе "Перекрестки".
     Публикации: I2. С. 115-116; I3. С. 169 и I4. С. 144 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 142.
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922





*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
         Сцена вторая.    Иное новоселье
                Сцена третья.    Чужая свадьба
         Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
       
*

 

Чужая свадьба:

7. «Я, отрок, зажигаю свечи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/31/929 )
Готовность остаться лишь другом жениха – шошбеном.

                8. «Говорили короткие речи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/31/936 )
                Переполох на свадьбе безликих.               

9. «Сбежал с горы и замер в чаще…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/01/774 )
Побег.
10. «Я и молод, и свеж, и влюблен…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/01/777 )
«Я» все-таки «с  тобой», но лишь как «зеленеющий клен».
*