Т. М. Нэмени. В московском ГУМе накануне нового го

Тибор Нэмени
Т.М.Нэмени.

В московском ГУМе накануне нового года.

За день до праздника, т.е. 30.12.17, шляясь по матушке Москве, я зашел сначала в  Торговый центр на Охотном ряду и нельзя сказать, чтоб я собирался что-нибудь там купить.
Так сяк, поглазеть, как оно протекает.
Но на Охотном ряду – ну слишком уж много народу всякого.
И тут я вспомнил, что буквально рядом на Красной площади расположен давным давно известный великий знаменитый на весь как бы мир магазин под названием ГУМ.
А я, кстати, так давно там не был.
С некоторым преувеличением – почти что с Советских незабвенных времен.
Ну не дурак ли есть?
И вот – сказано-сделано. Через несколько минут – я в ГУМе!
К моему удивлению, общий вид этого громадного магазина мало изменился.
Проведен хороший ремонт, обновлен общий антураж и по другому организована покраска помещений, всюду теперь инофирмы, обновлены лестничные переходы и все имеет очень приличный современный вид.
Видны плакаты – не только с Новым годом, но и с Новым ГУМом!
По прежнему, как и в СССР, организована на первом этаже широкая продажа мороженного, пользующегося популярностью, также, как и было принято тогда, причем некоторые виды – почти в традиционной для тех лет упаковке.
Естественно, исчезли теперь те громадные очереди покупателей с девизом «Что дают?», которые с таким злорадством не устают нам показывать в кине наши, так сказать, друзья.
Но как они  сами-то бесятся в свои «черные пятницы» у себя в родных краях, готовые продать душу за пару долларов?
Но не будем о грустном.
На всех этажах расположено в переходах и проходах там, где это удобно, множество сидений в виде небольших скамеек разного формата, некоторые из которых украшены для разнообразия юмористическими разноцветными рисунками, так что есть где отдохнуть посетителю.
И над всем этим в музыкальном плане царствует громкое на весь магазин и всюду слышное музыкальное сопровождение, изредка прерываемое объявлениями диктора.
Кстати, соблюдая давнюю традицию еще Советских времен, диктор время от времени напоминает слушателям: «Кто потерялся, встречайтесь в центре ГУМа у фонтана!»
Это впечатляет.
Так как ГУМ  – очень большой магазин, в нем все же всегда несколько просторнее, чем в обычных торговых центрах, и это оставляет приятное впечатление.
Но на меня особенно большое впечатление произвело музыкальное сопровожде-ние, которое в основном состояло из музыкальных хитов Советской эпохи.
Но вся фишка в том, что эти Советские перлы и шедевры доходят до уха слушателя в сильно искаженном виде, как будто их специально осовременили дисгармонической обработкой современные авторы.
Или причиной этого является неподходящая акустическая форма потолка и стен помещений магазина, или и то и другое, но  в целом слушатель с удивлением слышит не совсем знакомую ему музыку того времени и это производит большое впечатление.
Так или иначе в как будто знакомой давно музыке он слышит нечто совсем новое и непривычное и это доставляет большое удовольствие.
Вот так оказывается можно осовременить старую музыку!
Я поднялся по близлежащей лестнице на второй этаж, присел на первую свобод-ную скамейку – и заслушался.
Но этого мало.
Вдруг, как по мановению волшебной палочки, я ощутил в себе, во всех членах, некоторое успокоение и, если хотите, благость, что бывает очень редко.
Мне стало вдруг так хорошо, спокойно и приятно как редко бывает.
И ничего мне больше не надо, и ничто меня больше не беспокоит, как обычно это бывает с нами в каждую минуту бытия.
Ничего не надо, только сидеть и слушать и слушать, и ничто более не волнует смятенную душу!
Но ведь это наваждение!
Я ушел от этой скамейки, все вернулось на прежние позиции.
Но стоило мне присесть в следующем месте, заслушаться – и эффект повторился.
Это чудо!
Благостное полное отдохновение от забот и тревог давала мне эта волшебная ситуация на некоторое время.
По видимому от этих музыкальных эффектов у меня крыша поехала!