Узнай

Алексей Решетняк
Глава -1.
Прошло много лет. Я снова приехал в свою деревню, там, где я родился. Дом сильно постарел. В нем сейчас никто не живет. Крыша просела. Кто- то вынул рамы. В детстве в окнах, когда я шел в дом видел, как по стеклам бегает солнечный зайчик. Да! Развалилась изба – молодость прошла. Говорили наши предки. Теперь без рам, в темных проемах, мне казалось, дом смотрит в свое прошлое. Там в нем, невидимые для нас ходят наши предки. Я обошел дом, тишина. Сентябрь. Наши предки его называли - рюин, малоруссы – вресень. Венды - деветник. Да, многого мы уже не узнаем. Прислушиваюсь.  В деревни не слышен лай собак. Деревня замерла в ожидании. Я смотрю на поле за домом. В детстве собака, для меня была как колокольчик хорошего настроения. Мысленно возвращаясь в прошлое, я сразу вспомнил, тот страшный случай с нашей собакой.
Глава - 2.
Узнай. Так звали нашу собаку, когда я был маленький и ходил в школу. Она жила во дворе для домашних животных. Он был сделан из бревен, с маленькими окошками и широкими воротами, чтобы можно было заехать во внутрь с сеном и уложить его на сеновал. На улице под крышей вдоль стен были сложены колотые дрова. Там их не мочил дождь. Во дворе стояла корова, овцы, в загородке бегал поросенок. Узнай, спал около ворот на сене. Узнай кличка необычная, бабушка его так звала: « Узнал родимый! Иди, я тебя покормлю».
Утром, когда я шел в школу, она была на другом краю деревни. Узнай, провожал меня. Я любил ходить в школу. Учеников в школе было мало. Учительница много времени уделяла каждому ученику. В одном классе сидели ученики с первого по четвертый класс. Когда учительница рассказывала другим ученикам, я слушал. Я вместе с ними воображал в своем уме весь мир, который мы не знали. Он был далеко от нас, мы смотрели на карту – вот Индия, Китай, Египет. Горы, моря. Все увлекало меня. Мне казалось, что когда я выросту я там обязательно побываю.
Во второй половине дома был клуб. Один раз в месяц к нам приезжал киномеханик и показывал кино. Чаще всего он привозил фильм «Чапаев». Мы сидели на полу, взрослые на скамейках. И как только Чапаев на коне во главе конницы мчался на белых, мы все кричали ура! Махали руками. Как писал Илья Эренбург:
Глаза хватались за винтовки,
И пулемет стучал в виске.
……………………………..
На стенке бушевал Чапаев,
Сзывал живых и неживых ….
После занятий,  Узнай, встречал меня на улице. Мы вместе шли домой. Стояла поздняя осень. За деревней простирались поля с выкошенной травой. На ней не было ни одного цветка. На сером небе темные облака смешивались к горизонту с ночью. Прижимались к земле. В нашем доме бабушка зажгла свет. Освещенные окна, в полумраке как будто прищуривались, всматривались в наступающую темноту. Поужинав. Я сделал уроки и лег спать. Рано утром меня разбудил оружейный выстрел. Я встал, посмотрел в окно. С вечера подмораживало. Утром шел снег. Наступила зима, подумал я. Вышел на кухню, бабушка приготовила завтрак. Я посмотрел на нее, она была сильно расстроена.
- Бабуля что с тобой?
- Со мной ничего, а вот Узная волки покусали. Бедный забился в сено и не выходит. Наверно раны зализывает. Собаки так себя лечат. Ты его сегодня не беспокой. Через несколько дней, сделав уроки и взяв кусочек свежего хлеба, я пошел к своему другу. Узнай вылез из сена и лежал на своем месте. Я подошел к нему. Он не смотрел на меня, как будто рядом и не было никого. Я присел рядом, попытался погладить его по голове, чтобы он понял, что я люблю его.  Побыв с ним, я понял мне надо уйти. Через несколько дней, утром, я проснулся, в окнах темнота отступала, просматривался серый цвет. Я лежал, вдруг мне послышалось, что под окном в тишине, кто то скулит.  Я быстро встал, посмотрел в окно и увидел своего друга. Он стоял у двери, смотрел на мое окно и тихо скулил, просился в дом. Я был счастлив, обув на босые ноги валенки, побежал в сени, откинул крючок, открыл дверь и впустил друга в дом.
Глава – 3.   
 Да! Молодость прошла, так старость будет. Сейчас я стою на тот же месте где много лет назад мой друг Узнай встретил волков. Пытаюсь понять, как это все случилось. Смотрю вдаль и представляю. Волки стояли на краю поля. Вспоминаю, я еще тогда днем на снегу видел их следы. Всматриваясь, я будто видел их острые морды, круглые блестящие глаза. Чувствую, что то мрачное довлеющее гнало их к человеческому жилью. Понимаю, они были голодные и злые. Они стояли и дрожали, постоянно оглядываясь по сторонам. Запах жилья, манил их в перед. Эта колеблющаяся на ветру  живая нить, чего то теплого, живого касалась волков и пропадала. Больше не прислушиваясь к свисту ветра, летящему снегу над головой. Они галопом побежали к домам. Около дома старый волк остановился, принюхался. Пошел за сарай. Волчица медленно пошла по дороге ближе к дому. Она тихо подвывала. Узнай почувствовал приближение волка по тревожному звуку, по запаху. Он высунул морду из под ворот, залаял. Волчица медленно, как бы в испуге повернулась и стала удаляться от дома. Узнай услышал хруст снега, вылез из под ворот на улицу и залаял очень громко. Оповещая всех об опасности. Но вдруг Узнай увидел, как из за сарая кто то выскочил. Прежде чем он успел повернуть назад во двор и броситься в щель под воротами, он почувствовал, что то жгучее и острое вцепилось ему в левую заднюю ногу. Он обернулся чьи - то желтые, светящиеся от ярости глаза  нависли над ним. Он понимал, надо влезть под ворота. Они сбились в один рвавшийся к воротам комок. Они рычали, у них сверкали глаза. Окровавленная морда волка держала собаку. Рывок и Узнай подлез под ворота. Он не чувствовал своего тела, заполз в сено. От страха и боли тихо заскулил.  Волк, с клоком шерсти, стоял у ворот. Злоба крепко сжигала его худое тело. Даже ветер не мог его отогнать от двора. Рядом застучали, чьи то ноги. Крик. Выстрел. Волк бросился в темноту. Отец с ружьем и фонарём выбежал на улицу. Свет фонаря осветил улицу. На снегу валялись оборванные клочья шерсти, пятна крови. Ни чего не было видно во тьме.
Те события стали историей. Я смотрю на наш дом, на поля. Над головой, высоко в небе птицы улетают на юг. Оставив свое место жительство, они стали бродягами, что для птиц это естественно. Но это не то, что для людей?
Ведь птицы небесные не сеют и не пашут, а Господь питает их. Мы россияне оставили свою землю предков, это что – то другое.