Случай на полигоне

Александр Горбунов 3
                Случай на полигоне.

   Армейская жизнь тем и отличается от иной другой, что в ней все четко расписано и спланировано.  И такая постановка вопроса исторически обоснована, она прошла апробацию временем . Боеготовность  армии всегда держалась и держится на 4-х основных критериях – это воинская дисциплина, обученность солдата и моральный дух и обеспечение  личного состава  армии и флота.

   Цель моего небольшого рассказа не предполагает  раскрытия каждого из этих слагаемых армейской жизни. Задача автора показать в нем несколько  иные аспекты воинской службы курсантов.  Те, что до предела насыщенны множеством мероприятий ,  как непременной стороны армейской службы. И при всей четкости, плановости и отлаженности действий всех ее участников, при всем этом, существует скрытая, невидимая опасность для основного участника всех событий – человека.
 
    Расскажу читателю одну историю, которая при определенных обстоятельствах могла иметь драматический финал. Но волею судьбы закончилась элементами комедии. Итак, располагайтесь поудобней вокруг мониторов и представьте себе суровую, снежную, но с ярким солнцем, сибирскую зиму.
 
   По учебному плану у нас курсантов второго курса предстоял  выезд в Томский военный лагерь. Этот полигон окружного подчинения  был местом, где военные Сибирского Военного Округа (СибВО) круглогодично ковали  свое мастерство- «учились военному делу настоящим образом».  На территории  данного  окружного полигона можно было проводить весь комплекс занятий по огневой, тактической, инженерной и другим дисциплинам подготовки военнослужащих, от отделения  до  дивизии.
 
   Данный армейский полигон был основан  еще во времена Российской империи и пользовался у военных   доброй славой. Военнослужащие нашего курсантского батальона располагались в казармах, по ротно, находящихся под землей. Да, да, уважаемый читатель, именно под землей. Сверху глаз человека мог наблюдать только одно: летом – зеленый покров невысокой возвышенности, зимой снежный единый настил. С высоты птичьего полета, тем более с самолета, все это виделось как единый  ковер земли. Казармы   располагались недалеко от сибирской реки Томь, где в летнее время руководство оборудовало для военнослужащих места для купания.

   Эта история произошла  зимой. На очереди были занятия по огневой подготовке. Выполнение курсантами батальона учебных стрельб из автоматов, пулеметов различных систем, гранатометов, метание ручных боевых гранат и еще множество других занятий, требующих своего проведения в условиях зимы, именно на Томском полигоне.

   В очередной заезд на БТР-152 (с открытым верхом)  в него погрузились два очередных курсанта. Доложили руководителю стрельбы, находившемуся тут же в БТРе о свой готовности. Тот  запросил  разрешение  на начало упражнения по огневой подготовке, на ходу из боевой машины, от руководителя стрельб огневого направления. И БТР-152 плавно тронулся в глубину полигона.
 
   Поясню читателю, что курсанты, расположенные по  бортам броневика, должны были поочередно стрелять через бойницу только тогда, когда наблюдали цель и докладывали об этом руководителю стрельбы. Стрельба начиналась только по его команде. А вот появиться цели (одиночные или групповые) могли только в одном случае. Это,  когда старший давал команду  солдату  из БОУП училища,  выстрелить  вверх  ракетой зеленого цвета. А была суровая зима в тот год, рекорд температуры в период нашего нахождения на полигоне составлял сорок три градуса ниже нуля по Цельсию.
 
    Именно это обстоятельство привело к следующим событиям. Старший стрельбы, майор Кирсанов,  приказывает солдату  подать ракетой сигнал, чтобы оператор на вышке поднял  соответствующие цели. Тот берет ракету, располагает  ее в руках вертикально  и дергает за шнур с кольцом, являющегося для нее своеобразным спусковым  элементом. Но заряд ракеты не вышел из ее гильзы, не полетел в небо.А  пороховая стартовая струя работала. Солдатик отбросил ракету от себя, но не за борт БТР,а в десантное отделение. Она начала там метаться, угрожая выстрелить фосфорным зарядом, а там и  до беды  недалеко.

    Но в  десантном отсеке находились курсанты. Правда они не растерялись и мгновенно покинули броневик через  борта. Тоже мгновенно сделал и солдат из обеспечения. Водитель забился под руль броневика, накрыв голову руками  и на виду остался только старший стрельбы. По какой-то причине он не стал покидать автомобиль и чуть за это не поплатился. Ракета залетела ему под армейский зимний полушубок сзади  и  продолжала,  источать заряд.

   - Ох, ты, ох, ты! - кричал преподаватель, бегая по десантному отделению с" горящим хвостом." – В войну не погиб, а тут можно в два счета - продолжая  делать попытки освободиться от источника опасности.

   В этом и состояла драматическая ситуация, в которой оказалась вся смена огневого упражнения.Но во всем этом присутствовали  и элементы комедии.
   А теперь представьте состояние тех, кто наблюдал за  сменой с вышки, где располагался общий руководитель стрельбы на огневом направлении. Наблюдатель, видя как покидают военнослужащие боевую машину, докладывает старшему.

   - Наблюдаю покидание БТР на огневом рубеже людьми в количестве трех человек. Боевая машина  дымится внутри  - докладывает он то, что видит в бинокль.
   - А где старший ? - спрашивает его руководитель общей стрельбы, - Не видишь ли ты его? И где водитель?

   - Этих людей не вижу, может погибли или... - отвечает неопытный солдат.
   - Этого не может быть- прервал его доклад начальник. -Майор Кирсанов не может погибнуть. Он не раз выходил из опасных ситуаций! - взволнованным голосом отвечал ему руководитель стрельбы.

   - Встают с земли покинувшие БТР, товарищ подполковник, они идут к машине. А вон и старший стрельбы, машет Вам красным флажком. Все живые, ура!

   Вот так закончился очередной заезд на огневой рубеж курсантов во главе со своим преподавателем. Что же все-таки случилось в БТРе? Последующие разбирательства руководителя общей стрельбы выяснили следующие обстоятельства. Вероятной причиной явилась ракета, которая в условиях больших морозов,  замерзла.

   Перед началом стрельбы ракеты находились в теплом помещении. На время проведения боевых стрельб их поместили в БТР, а на улице холодище. Пробка в гильзе примерзла к ней и, не позволила заряду вылететь  вверх (куда положено). Заряд пороха(стартового) начал работу.

  Поэтому ракета работала как реактивное устройство, а не как сигнальное. В этом и состоял  возможный трагический исход нештатной ситуации. Ведь осветительный заряд ракеты  мог сработать в любой момент.  И только благополучный ее исход,  дал позже  повод веселому смеху всех присутствующих.  Сам виновник веселой картинки, рассказал им лично о своих действиях и переживании.

  А рассказывать с юмором майор Кирсанов мог, мы в этом не раз убеждались за четыре года нашей учебы в училище. Но, специалистом он был классным!

   Как говорят – было бы счастье, да несчастье помогло!
               
                2017г.