Письма Анечки5. Соловьиная трель на рассвете

Скляров Анатолий Николаевич
            А я сегодня всю ночь ворочалась, все думала о тебе и Ольге, поняла, что не все забыто, потому что прежде всего ты думал о ней. Может быть, и меня-то уговорил влезть в эту авантюру с открытием своего сайта с тайной надеждой, правда, не знаю какой, но она присутствовала точно. Мне, честно, тревожно и больно: она все равно тебя найдет и не отстанет...Ну, да ладно справлюсь и с этим... На этой тревожной ноте, продолжу свои воспоминания.


             Время шло...Подрастали сестры и братья мужа, с большим трудом выбираясь из деревни. Кто на работу, кто на учебу и все начинали жизнь с нашего маленького дома. Было тесно, но весело, точно по пословице: "В тесноте, да не в обиде". Назрела необходимость расширить дом. Подсобрав немного деньжат, практически из подручных средств, залили пристройку из шлакобетона размером 7,5 х7,5 м., пристроили веранду на длину деревянного дома.

             Все взяли под одну крышу, получилось очень даже неплохо, работали братья, отец, муж.  Мое дело было кормить эту бригаду. Муж мой вообще обладал хорошими организаторскими способностями и был непререкаемым авторитетом в семье. И после смерти отца он стал главой семейного клана. Слушались его все беспрекословно. И ни одно семейное событие без его, так сказать, утверждения, не проходило, у всех была просто необходимость с ним советоваться. Вот теперь ты понимаешь, почему в деревне у нашей семьи было прозвище -"Пчелы".

              Живя в деревне, я не воспринимала нормально, что. у многих были прозвища и даже целые семьи имели прозвища-дразнилки. У нашей семьи тоже было, это “Килинины (так по-настоящему звали мать) пчелы”. А ведь это было и похоже: трудолюбивые и всегда вместе, то есть роем, потому и говорили, что полетел “Килинкин рой”.

              Вообще имена были незнакомые и у многих они двойные - одно по паспорту (староверское), другое придуманное близко к этому русское имя. Я, например, до самого ЗАГСа не знала, что имя моего мужа Лука. Брата его звали Валера, а он Аверьян, другой брат Игорь (Егорий) Астрат, Евстрат, Елисей, Карп, Никодим. Женские имена в, в большинстве, русские.  Сестер Стерова, ты их видел на видео, кроме старшей Марии (она умерла через 2 года после Лени), зовут: Анна, Зинаида, Евдокия, Любовь и Раиса.

              Я немного отвлеклась...  С веранды на чердак вела широкая удобная лестница, где я сама оборудовала типа комнаты. Набросав на балки доски, застелив домоткаными половичками, поставив две кровати, зеркало. Муж провел свет, радио. Красота! Чердак стал моей любимой комнатой, куда можно было уединиться. Мы спали там чуть ли не с конца апреля и до октября А поскольку ни фронтоны, ни обрешетка крыши не были изнутри обшиты, можно было поутру наслаждаться пением соловьев, щебетанием птиц. И еще я любила засыпать под музыку дождя.

              На чердаке был запрятан мой дневник, который я вела где-то с 9-го класса, изредка дополняя его при жизни уже в Белоруссии, но он безвозвратно затерялся. Все перерыла, но так и не нашла его... А жаль...Интересно было бы почитать его сейчас.

              Вернусь к более ранним воспоминаниям, а то я здорово отвлеклась.
В 1965году приехала в гости мама, привезла те самые половички, которыми в дальнейшем я застелила свой чердак, и привезла аккордеон и авторитет мой в деревне возрос в разы. Я вообще уже стала местной знаменитостью, хотя и играла, считаю, плохо, но для деревенской публики - это был высший пилотаж. Особенно, когда "по слуху" сходу сыграла деревенскую песню "Сине морюшко глубоко" (я тебе ее, кажется, отправляла)

              Мама моя тоже завоевала авторитет и признание всей родни и деревенских женщин, случайно организовав, как сейчас говорят, "мастер - класс".  По стряпне из дрожжевого теста. Представь, стоит вдоль стены длинная скамейка, с другой стороны кровать и на них сидят все соседки, человек десять. Сидят и наблюдают, как она готовит тесто, задают вопросы, некоторые из которых надо было маме переводить.

              Часов через 6 эта компания собралась опять, чтобы посмотреть, какое тесто получилось и как с ним работать дальше (тогда в деревне умели только хлеб печь да делать, как они говорили, пышки, попросту говоря, колобки) Ну, мама моя и показала, что такое сибирская стряпня!  Бабы смотрели, разинув рот, а когда попробовали...

              C тех пор, поняв, что и в Сибири живут нормальные люди, хоть и не староверы, ко мне в моей деревне стали все без исключения относиться очень даже хорошо. Люду из деревни мы забирали только тогда, когда был отпуск или у меня, или у мужа, но с приобретением мотоцикла, виделись гораздо чаще. Забрали совсем, когда я пошла в декретный отпуск, и родила Таню.      
На сегодня хватит, пойду готовить ужин. Обнимаю тебя. Твоя Анька.

               Именно тогда и мои мама с папой, продав дом на Шадринке, переехали к нам, и семья наша стала состоять из 6-ти человек, места уже всем хватало, Спальня родителей, детская, мы спали в зале (это весь бывший наш маленький домик). Но, как только наступало потепление, спали на моем любимом чердаке, опять слушая на рассвете соловьев, вдыхая аромат мяты и веников, которые там всегда висели. Вот такой был Мой чердак и об этом написано вскользь в моем стихотворении "Мужу"...

Соловьиная трель на рассвете
Заливает в округе сады.
Я ищу на вопросы ответы
И со мною сейчас только ты.   
Помню наши беседы неспешные,
Руки теплые помню твои,
Руки теплые и надежные,
Обнимавшие плечи мои.
Домик наш, запах веников, мяты.
Ты и я. Больше нет никого…

               Вот так мы и жили… Мы с мужем работали, мама с папой занимались детьми. Как-то так получилось, что проблем с девчонками не было, еще учась в начальных классах, они уже выбрали себе профессии: старшая была с детства учительницей. Ну, а младшая всех лечила и вела запись всех больных, назначала лечение и в конце обязательно было написано одно слово "помогло". У нас сохранился этот ее рабочий журнал и для поднятия настроения даже она сама иногда читает его.

               Вообще она росла немного другой: в 3 года она уже читала. А в 4 знала всех членов политбюро по фамилиям, именам, узнавала их на портретах и все время терзала деда вопросом: зачем так много членов политбюро, а он терпеливо ей объяснял. Вообще папа был политически грамотным, как требовало то время, хоть и натерпелись они много, (я тебе писала про их мытарства) и все время говорил, что так нужно было. Мы всегда выписывали много газет, журналов и он все их читал.

               Среди этих журналов был журнал и "Здоровье" - любимый журнал Тани. Она его читала, рассматривала картинки и задавала вопросы. Например, спрашивает однажды у бабушки: а что такое загиб матки?  А когда я “попала” к ней на “прием”, по причине отравления грибами впервые (так это у нее было записано), она мне прописала угольные таблетки, которые мне, конечно же, помогли. Но потом она меня пожалела (родная же мать все-таки) и подписала сверху над диагнозом отравление "легкое" и я была “спасена”.

                Когда приехали родители, мы построили баню, снаружи точно такую же, как у нас сейчас на даче (ты видел на фото) и начались у меня субботние банные посиделки. Каждую субботу приходили помыться, попариться, отдохнуть компании минимум 7-8 человек, да нас 6 человек. Всю эту компанию надо было напоить, накормить, а после ухода снова навести порядок. И, как правило, снова идти в баню. Сейчас вот удивляюсь и даже восхищаюсь собой: выдерживать такую нагрузку - это не всякому удалось бы.

               Но я утверждалась и, как сейчас говорят, зарабатывала себе бонусы. Редко, когда в субботу мы были одни. Но, не поверишь, мне уже не хватало этой суеты, если в субботу у нас не было гостей. В течении недели все вкусности, которые приобретались, забрасывались в холодильник, до субботы. Мама с папой тоже были людьми очень гостеприимными. К субботе обязательно была мамина вкусная стряпня, которую все любили и от которой после ухода гостей, практически, ничего не оставалось.

               На работе дела у меня шли нормально, появился уже и авторитет, потому что везде совала свой нос и хотела докопаться до всего сама. Учила и сама училась. И мне нравилась эта кутерьма.  Cтоп! Что-то я расхвасталась...

                В 1973 году отметили золотую свадьбу родителей, было около 60-ти человек. Приехало много гостей, даже друзья по Черемхово, которые к тому времени уже жили в Умани, на Украине. Представляешь, такую компанию поместить в доме. Выручал наш зал, который был когда-то всем нашим домом (около 30 кв.м)…

               Было, как обычно, весело. Мой брат руководил застольем, все мои приобретенные родственники просто обожали его, подхватывали все его шутки, песни. Сейчас сожалею, что не было ни фотографа, ни камеры. Записывали кое-что на магнитофон катушечный, но, к сожалению, ничего не сохранилось. В 1975 году папа умер.