Яхту Абрамовича

Максим Гулин
                *  *  *
       Зависть опаляет души тех, кто завидует. Как оказалось и тем, кому завидуют... Пришлось пройти выжженную пустыню, чтобы понять, казалось бы,  такую простую истину.
                *  *  *
       Странные жабы одолевают родню...
                *  *  *
       Червоточинки в душе открыли путь тем странным жабам...
                *  *  *
       Помню тот разговор на юбилейном вечере завода с Риммой до мельчайших подробностей. Видимо, останется в памяти до самого смертного часа.
       Вот и открылась тайна полишинеля. Оказывается не случайно братья Володя и Олег бортанули меня во время свадьбы племянницы Кати. Задержался я тогда: заехал на рынок купить розы для невесты. По времени я успевал подъехать в дом невесты в назначенное время. Однако по настоянию Володи, родня невесты не стала меня дожидаться. Эскорт гостей промчался мимо меня и рынка раньше назначенного времени на полчаса. Оказалось: Володя сделал так, лишь бы меня уязвить. За что?..
       Видимо, за то, что снохе Наде с племянницей Катей  я добился получения однокомнатной квартиры на берегу Волги в престижном районе через обком партии...
       В то время, когда сотни тысяч афганцев в стране остались вообще без-каких либо льгот, ранее широко декларируемых бывшим руководством Советского Союза. При Ельцине было шиком уязвить афганцев "Мы вас в Афганистан не посылали"...
                *  *  *
       — Римма, как ты сказала про свадьбу Алины, теперь-то я понял, почему Володя не пригласил меня на свадьбу своей дочери... Это же он тогда не захотел, чтобы я попал на свадьбу племянницы Кати. А Олег поддакивал и хорохорился, как августовский петушок...
       До сих пор жаба душит Володю: на свадьбу своей дочери — моей племянницы Алины не пригласил...
       И не только его...
                *  *  *
       Душит та жаба от того, что помогал братьям и сестре без всякой на то корысти. И не просил от них помощи. Мне удавалось находить решения там, где братья и сестра и помыслить не могли: квартиры, дом и прочие радости жизни... К примеру, годами их водил на экскурсии по музеям и памятным местам Москвы и Подмосковья...
       Душит жаба... Странная жаба: помогал братьям и сестре. Выпадали им тяжкие страдания от моей помощи — душит их жаба, терзает завистью... За...
                *  *  *
       — Скажи, Римма, что я должен был ещё сделать, чтобы братья, сестра, сноха хотя бы один раз в жизни откликнулись на мою просьбу сделать ремонт моей квартиры. Материалы уже купил. Осталось лишь их профессиональные навыки строителей-ремонтников приложить. Разве это дорогая цена за то, что с моей личной помощью сестра Тоня в Зеленограде получила трёхкомнатную квартиру, сноха Надя – однокомнатную квартиру в престижном районе на берегу Волги, брат Валера получил долгосрочную ссуду по 10% на строительство дома. И это в то время, когда через несколько месяцев, проценты за ссуды стали стремительно расти до 360, триста шестьдесят, процентов годовых. Отказался от наследства по дому родителей в пользу Олега…
                *  *  *
       Пока братья и сестра росли, помогал всячески родителям, после смерти отца — маме: ежегодно закупал уголь, дрова на зиму. Пока они учились: им всем покупал школьные формы и учебные принадлежности...
                *  *  *
       По мелочи. Целый месяц  во время очередного отпуска бегал по адвокатам и следователям, когда у сестры Тони гражданского мужа Кронида посадили. Упросила меня Тоня и старшая сестра Кронида... Адвокаты, следователи... Оттоптал Кронид зону в самом престижном месте: на кухне был раздатчиком баланды...
                *  *  *
       Перед самым увольнением с комбината, по просьбе мамы и Олега помчался в Москву с искренней помощью безработному брату Володе: центнер колбасных изделий, не считая картошки и разнообразных овощей. Сноха Гюльшат морщилась... Водитель Иван был поражён от её "милой" непосредственности. 
       В первый раз в своей жизни я рассказал тете Марии об этом случае.
       Сколько ей пришлось пережить в жизни, оставшись с четырьмя малыми детьми, когда дядя Алексей по малодушию сбежал... Вырвалось у нее:
       — Надо же! А нам всякая годилась. Спасибо тете Дусе, вашей маме: всегда делилась с нами вашими гостинцами...
                *  *  *
       Тяжёлые физические испытания настигли брата после того, как он повредил позвоночник: сместились позвоночные диски. Я пригласил его пожить у меня. По личной договорённости, месяц врач-иглотерапевт Дубов приходил ко мне домой, чтобы поставить Володю на ноги. Массаж, иголки, подбор физических упражнений для реабилитации...
       Когда Дубов через полгода спросил меня, как самочувствие брата, я ему передал от него благодарность. Не стану же...
       Лучше промолчать...
       Чтобы кому не говорил Володя, а уже более четверти века он продолжает точно также заниматься тяжёлым физическим трудом строителя-ремонтника, как и ранее. И в этом на 99% заслуга врача Дубова.
                *  *  *
       Жаба душит Володю...
       Боже мой, из-за наших отношений с Гульнарой-Гулей вся её родня с ума сходила. И ничего не могли поделать с ней и отступали от нас: не было ни фальши, ни притворства в ее любви. Всегда было удивление: за что Господь преподнес мне столь щедрый небесный дар поразительной красоты, ума и такта?..
       Оказалось и моя родня тоже сходила с ума из-за наших отношений с Гулей. И не только Володя.       
       — ...Как я завидую вам, — выдохнула в телефонную трубку мне любимая двоюродная сестра, услышав мои слова о гибели любимой.
       — Таня! Ты не слышишь меня! Гуля погибла, чему ты завидуешь?!..
       — Ты не понимаешь меня. Вы были счастливы эти семь лет. Как я завидую вам...
       Не понимаю. Видимо, зависть долговечнее счастья.
                *  *  *
       Мама заметила неровное отношение Володи к моей Гуле и просила меня не выКазывать наши отношения дома и на людях...
       — Не давай повода для чёрной жгучей зависти, что сродни ненависти. И страшнее,  — говорила мне мама не раз.
       Как же ты была права, мама.
       Зависть опаляет души тех, кто завидует. Как оказалось, и тем, кому завидуют...
                *  *  *
       Этого Володя точно не помнит, ему было тогда шесть дней от роду, а мне девять с половиной лет. Был день Советской Армии, 23 февраля. Отец был навеселе. Два дня, как привезли его из роддома. Праздничное настроение отцу портил плач младенца. Отец накричал на маму: "Уйми малыша"... Назревал привычный сюжет...
       Мама улучив момент мне шепнула:
       — Я отвлеку отца, а ты спрячься с малышом на сеновале. Я чуть позже приду к вам...
       Всю морозную ночь просидели втроём на сеновале, грея друг друга, пока отец не угомонился и заснул...
       Всего-то не пересказать...
                *  *  *
       Помог Володе реально спасти основную часть сбережений, вложенных  в банк «СБС-Агро» А.П.Смоленского после объявленного правительством киндер-сюрприза С.В.Кириенко дефолта 17 августа 1998 года.
       Звонит мне Володя через три дня и спрашивает:
       – Что делать? Все свои сбережения держу в банк «СБС-Агро». Было 1 к 6... Сейчас меняют рублёвые вклады  1 доллар к 9. Голова кругом. Брать-не брать вклады, менять на доллары, не менять. Столько денег теряю... И проценты...
       – Забирать немедленно. Прямо сейчас, не раздумывая. Иначе, не то что проценты, но и сам вклад потеряешь...
       Володя послушался меня: забрал вклад из банка, поменяв на доллары. И вовремя. Рубль резко дешевел: с 6 рублей за доллар перед дефолтом, через 4 месяца, до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года.
       Банк «СБС-Агро» с двумя миллионами вкладчиками обанкротился. А ведь накануне финансового кризиса 1998 года «СБС-Агро» занимал второе в России после Сбербанка место по количеству вкладчиков — физических лиц (2 млн человек). Банк входил в десятку крупнейших российских банков по размеру собственного капитала. Но кризис (дефолт в России) привёл банк к фактическому банкротству.
       Брат легко отделался. Вот что проделывал хозяин банка: «Смоленский о своих кредиторах: «Они, наверное, идиоты» http://www.compromat.ru/page_9588.htm
       Полностью сняв вклад, поменяв рубли на доллары, Володя чувствовал счастливчиком. Благодарил, что вовремя подсказал ему. Радовался, что послушался меня...
       Трёхкомнатную квартиру на Окружной в Москве он обустроил до конца. Затем начал строить дом Калужской области для себя с женой, чтобы жить там после выхода на пенсию.
       Ну да ладно... 
                *  *  *
       Мама всю жизнь меня учила: ты – старший. Теперь твое время младшим помогать. Придёт их время – все младшие тебе будут помогать.
                *  *  *
       Щас! Помогли.
                *  *  *
       Правильно говорят: полученное даром никто не ценит. А ты знаешь, Римма, что мне сестра Тоня ответила на мою просьбу?
       — Ты же просишь ремонт сделать бесплатно, а мы за это время можем деньги заработать... Получается, что мы на тебе не сможем заработать, как на других.
       — Я же тебе помогал, не задумываясь.
       — Это же когда было. Во времена царя Гороха. Сейчас другое время.
       — Не знал я. Оказывается, мы теперь чужие...
                *  *  *
       Вскоре после смерти видел маму во сне. Стоит она на нашем пригорке и смотрит на юго-восток, мимо кладбища соседней деревни. Хочу к ней обратиться. Не могу, что-то стылое останавливает меня. Так и ушла. Не оглянулась мама: растаяла. Исчезла словно в туманное августовское раннее утро после Ильина дня...
       Тётя Мария полагает: хорошо, что покойная мама не позвала меня с собой, не оглянулась. Значит не пришло ещё твое Время — Божий срок. 
       Была жива мама, она поддерживала семейные традиции. А теперь...
                *  *  *
       Вновь и вновь вспоминаю первые слова дочери, после похорон мамы:
       — Дом опустел — бабушки не стало...
       Вот тогда и призналась мне дочь, как двоюродные братья Саша и Максим относились к ней, когда она батрачила в деревне. Я ведь дочь, в простоте сердечной, учил, что надо делиться с братьями, когда привозил в деревню продуктовые гостинцы. И Саша делился с ней по-братски. А вот Максим:
       — Представь себе, папа. Мало того, что Максим уединится, спрячется от нас, чтобы слопать всё тайком, так ведь он залезет в спальне под одеяло. И слышно как он чавкает, давится... Конфеты и печенюшки постоянно пересчитывал...  Видимо, боялся, что мы без спроса возьмём...
       Зачем он так поступает? Срамно всё это. Да и не собирались мы у него ничего ни просить и отнимать. Ни я, ни Саша... Вот с тех пор у меня нет желания общаться с Максимом, ни дядей Володей, ни тётей Гулей. Они какие-то чужие, не родные. Если бываю в Москве, то я сразу еду в гости к двоюродному брату Саше...
                *  *  *
       Отец Максима — любимый брат Володя, я так думал и считал, удивил меня безмерно в субботу 2 июня 2012 года, когда приехал в родительский дом на празднование Святой Троицы:
       — Кто ты такой для меня? Ты нам чем-нибудь когда-нибудь помог?
                *  *  *
       Единственный человек среди родни, помнящей добро, оказалась тетя Нина. Пришла поблагодарить меня за полученную ею однокомнатную квартиру. Я ведь разобрался тогда в её ситуации: она более 20 лет была первая в очереди на квартиру. Однако квартиру получали вместо неё другие: администрация постоянно исключала из списка получателей под различными предлогами. После моего письменного обращения (как всегда, точно к адресату) квартиру тёте Нине выделили в течение трёх месяцев. А так бы тётя гнила вместе со своим бараком на улице Железнодорожной...
                *  *  *
       Это вы, Римма вдвоём вместе с тётей Ниной, пришли на мой день рождения незадолго до её смерти. Её простое поздравление на листе обычной бумаги и те пятьсот рублей мне дороже всего на свете.
                *  *  *
       — Что не так я сделал братьям и сестре Римма?..
       — Совсем немного: надо было купить для них яхту. Как у Абрамовича...
       Римма помолчала и добавила:
       — Да и вряд ли бы они остались довольны и на сей раз: вдруг яхта по размерам не подойдёт. Да мало ли им какая блажь придёт в голову...
       Помолчали.
       — Бог им судья, — сказали друг другу и разошлись.
                *  *  *
       Как и говорила мама: видимо, время тяжкое пришло. Да вот сущий пустяк: братья и сестра о том, что время пришло так и не узнали. Видимо, помешал им войлок, что накрыл их сердца: не слышат...
                *  *  *
       И не услышали.
       Забыли они заветы мамы...
       Жаба их задушила. Жаль...
                *  *  *
       Бог испытывает нас любовью.
       Прости нас, Господи!
       Не ропщу. Все в Твоей власти.
                *  *  *

       PS. Все персонажи являются вымышленными.
       Любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.
                *  *  *

       Фотография мне не принадлежит. Размещён без цели коммерческого использования. Может быть удалён в любое время по требования автора (правообладателя). Находится здесь://img-8.photosight.ru/b61/4764505_large.jpg