Апология на Третью и Четвёртую книги Царств. Ч. 5

Николай Старовойтов
Четвёртая книга Царств: содержание
 Книга продолжает историю царств Иудеи и Израиля вплоть до их пленений. Она описывает вознесение Илии и служение Елисея. В этот период Амос и Осия пророчествовали в Израиле, а Авдий, Иоиль, Исаия, Михей, Наум, Аввакум, Захария и Иеремия в Иудее.
 Книга начинается приблизительно через 80 лет после разделения царства и описывает параллельно события обоих царств на протяжении 130 лет до падения Северного царства. Затем в ней описываются события Южного царства на протяжении следующих 120 лет до его падения. Книга упоминает 12 царей Северного царства и 16 царей Южного царства. Это охватывет период времени в 250 лет, приблизительно в 850 - 600 гг. до н.э.
 Северное царство, Израильское, пало в 721 г. до н.э. от руки ассирийцев, столицей которых была Ниневия (см. 4 Цар.17).
 Южное царство, Иудейское, пало в 600 г. до н.э. от руки вавилонян, столицей которых был Вавилон (см. 4 Цар.25).
 Илия и Елисей в то время были Божьими пророками, которых Бог послал для спасения Северного царства. Их совместное служение длилось около 75 лет в середине периода Северного царства, около 875 - 800 гг. до н.э. Царями в это время были Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас.

 4 Цар.1(сокр.)
 Снова речь заходит об Илии. На сей раз он побуждаем Ангелом Господним известить о смерти царя Охозии, который, получив ранения, отправил своих людей за советом к жрецам Веельзевула Аккаронского. Послы Охозии, вернувшись, рассказывают господину о встретившемся им пророке.
7-8: «И сказал им: каков видом тот человек, который вышел на встречу и говорил вам слова сии? Они сказали ему: человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин.»
 [Септуагинта: «Aner dasus kai zonen dermatinen periezosmenos ten osfiun autou.» «Кожа животного» — та же милоть. Любопытно, что масонский кожаный фартук по традиции возводился именно к этому архетипу.]
 Охозия послал к Илие, который сидел «на верху горы», пятьдесят воинов, которых Илия попалил огнём.
10: «И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошёл огонь с неба, и попалил его и пятидесяток его.»
 Так повторилось ещё раз, пока начальник третьего пятидесятка, ужаснувшись участи предшественников, не умолил Илию смилостивиться над ним.
15: «И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошёл с ним к царю.»
 [Весь сюжет с троекратным вызовом огня имеет строго символический и инициатический смысл, который продолжает огненную линию миссии Ильи, которая закончится огненным вознесением.]

 Апологетический комментарий
 4 Цар.2
1: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шёл Илия с Елисеем из Галгала.»
 [В Септуагинте выражение «в вихре» переведено как «в землетрясении» или «в урагане», «en susseismo». Следует отметить, что все три предварительных формы «эпифании», которые предшествовали откровению Бога в «голосе тихого ветра» («глас хлада тонка») на горе Хорив —  «великий сильный ветер», «землетрясение» («трус») и «огонь» (см. Цр. III, 19, 11 — 12) —  соотнесены с самим Илиёй. Вначале Авдий боится, как бы дух Господень не унес Илию с земли. Слово то же — pneuma. Об этом говорилось в эпизоде на горе Хорив — «ouk en to pneumati kiriou», «но не в дусе Господь». Здесь говорится о «вихре»=«землетрясении» (susseismo), а в сюжете на горе Хорив — «ouk en to susseismon kuriou», «но не в трусе Господь». И наконец, «огненная колесница и огненные кони», которые появляются в этой главе в стихе 11, соответствуют «огню», о котором также говорилось — «ouk en to puri kiriou», «и не во огни Господь». Такое совпадение не может быть случайным, как нет ничего случайного в сакральном тексте. И особым смыслом наполняется фраза — «kai meta to pur fone auras leptes, kakei kurios», и особенно «kakei kurios», «и тамо Господь». Сам Илия имеет прямое отношение ко всем предварительным формам эпифании, он приближен к Господу максимально возможным для твари образом, но при этом он всё же остаётся вне божественной сущности, вне «хлада тонка». В этом фундаментальное различие Христа (и Христиан) от ветхозаветных пророков, и даже самых высших и избранных среди них: Фаворский Свет — внутренний для Богочеловека, так как он Бог и это его Свет («Вся слава дщери царевой изнутри», по пророчеству псалма Давида). Для Илии (и для пришедшего в его силе и духе Иоанна Предтечи) и для Моисея этот свет — внешний, остающийся в недоступной дали трансцендентного Бога, по ту сторону всех удивительных эпифаний ужаса.]
2-8: «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефили, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесёт господина твоего над головою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите! И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесёт господина твоего над головою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите! И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали насупротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.»
 [Превращение воды в сушу — чудо, свойственное опять же только трём библейским персонажам — Моисею, Илии и самому Христу, который в момент крещения заставил воды Иордана течь вспять. И именно эти три лица открываются апостолам на горе Фавор. И снова в случае Илии чудо связано с милотью, шкурой агнца, которой он закрывал лицо при общении с Богом на горе Хорив, тогда как перед Сыном Божиим воды того же Иордана расступились сами по себе. В любом случае «осушение вод» сопряжено с действием «огня» или «света».]
9: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде, нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.»
 [На этот пассаж существует каббалистический комментарий в “Зохаре” и у Моисея из Лиона в “Reponsa”. Он парадоксально трактуется как “смирение Елисея перед силой духа Илии, поскольку Елисей хочет, чтобы через его собственные грядущие чудеса слава Илии — чьим могуществом всё будет свершаться — возросла вдвое”.]
10: «И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.»
 [Каббала трактует это место, как необходимость проследить траекторию силы Илии “до корня”. Если Елисей сможет увидеть весь путь восхождения учителя, он проследит  таинство его миссии вплоть до самого источника и обретёт знание полноты “духа и силы Илии”, половина которой была явной в самом Илии и его чудесах, а вторая половина оставалась скрытой. В этом продолжается идея того, что “сила  будет на Елисее вдвойне”.]
11: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо.»
 [“Зохар” (“Вайигаш”,209)) комментирует это место так: “Иди и смотри, написано  — “вдруг явилась колесница огненная и кони огненные”, поскольку тогда дух отделился от тела и поднялся в отличие ото всех остальных людей, и он снова стал святым ангелом подобным остальным святым Всевышнего. Он исполнил миссию в мире сем, как было объяснено, поскольку чудеса, которые Святой будь он благословен осуществил в мире сем, он осуществил через его посредничество”. Здесь ясно выступает каббалистическая концепция Илии как ангелического существа. Особенно важна последняя фраза о посредничестве Илии в осуществлении чудес. Это отсылает нас к иной теме о функциональной близости фигуры пророка Илии к домостроительству Святого Духа в Православии. “Зохар” (“Берешит III”) уточняет, что Бог говорит Илии — “Та закрыл за собой дверь, чтобы смерть никогда не смогла завладеть тобой, но мир не может носить тебя также, как остальных людей! Илия ответил ему “ибо сыны Израилевы оставили завет Твой”. Святой будь он благословен ответил: “Клянусь твоей жизнью! Повсюду, где Мои дети находятся и практикуют святой завет (обрезания), ты будешь послан. Учат, что по этой причине на всякой церемонии обрезания готовят специальный стул для пророка Илии, который посылается туда.]
12-13: «Елисей же смотрел и вскрикнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои, и разодрал их на две части. И поднял он милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и она расступилась туда и суда, и перешёл Елисей.»
 [В Септуагинте это место выглядит совершенно иначе. Когда первый раз Елисей ударил милотью Илии по водам, ничего не произошло. И лишь после того, как он провозгласил «Где Бог Илиин» (Pou o Theos Hliou affo), и ударил воды снова, они разошлись. Иными словами, Елисей мог творить чудеса только при участии самого Илии, хотя тот и оставался невидим.]
14-15: «И взял  милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешёл Елисей. И увидели сыны пророков, которые в Иерихоне, что опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему и поклонились до земли.» Так завершается  библейское повествование о деяниях пророка Илии.
 В высшей степени показательно, что сам Ветхий Завет оканчивается словами пророка Малахии, посвящёнными именно Илии. Малахия 4: 5-6: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием».

 (В качестве эпилога к повествованию о пророке Илии:
 1.Священник Сергий Бегиян: «Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии? Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как будто стоишь рядом с небоскрёбом. Рядом с глыбой веры. В чём ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может подражать слону? Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его небоскребом веры наши обители веры — всего лишь жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илиёй, но и мы общаемся с Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же святому пророку в ревности. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно слова нашего Господа: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! (Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность, которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение, гордость, и всё остальное, что стеной стоит между каждым человеком и Христом. Этим же огнём и да даст нам Господь попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.»[70].
2.Протоиерей Андрей Ткачёв: «Илия – помощник, Илия силён, Илия велик, Илия до сегодняшнего дня защищает нас и помогает нам. Кстати, у нас есть то, чего нет на Западе: у нас в день пророка Илии празднуется День Воздушно-десантных войск. 2 августа 1930 года было первое десантирование наших воинов с парашютами – тогда ещё они с крыльев прыгали. И с тех пор эта небесная пехота является славой наших Вооружённых сил, и мы с любовью думаем, насколько храбры и сильны эти парни, не боящиеся воевать с превосходящими силами противника. Так что Илия и здесь помогает: и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело, и всем, кто чувствует дух антихриста и ненавидит его, кто хочет Духа Божия и призывает Его на душу свою.»[71],
 «Имя «Илия» составлено из двух слов: «Элийя» и «Яхве». «Элийя» – это Бог, а «Яхве» – это Господь. То есть имя значит «Бог мой Господь». Имя это говорит: нет другого Бога, кроме Яхве. И Илия берёт на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Яхве. И любой, призывающий Илию по имени, по сути призывает Имя Бога Живого.»[71],
 «Илия – новозаветный святой в том числе и потому, что он так сильно хотел увидеть Славу Божию и истину, дождаться Мессию, что ему и Моисею была уделена такая милость: на Фаворской горе, где Христос преобразился перед учениками, пришли к Нему два собеседника из другого мира – Моисей поднялся из преисподней душою своей и Илия пришёл из тайных, нам неизвестных мест, явился перед Иисусом Христом в теле, чтобы беседовать с Ним о Его исходе, который Он собирался совершить в Иерусалиме. Так на Фаворе со Христом собрались небесные, земные и преисподние: небесный – Илия, земные – апостолы, из преисподней – Моисей. И всякое колено поклонилось о имени Христовом, как и сказано: «Всяко колено поклонится», подтверждая и исповедуя, что Господь Иисус во славу Бога Отца.»[71].)

Елисей. 4 Цар.2-13
 По Божьему велению Илия помазал Елисея быть его преемником (3 Цар.19: 16-21) и взял его в обучение. При взятии Илии на небо его накидка упала на Елисея, и после этого Елисей начал творить чудеса, при участии Илии (см. выше (ранее) комм. 4 Цар.2: 12-13). Для Елисея, как и для Илии, расступились воды Иордана (4 Цар.2: 8-14); вода Иерихонского источника была оздоровлена (4 Цар.3: 21-22). Около Вефиля 42 ребёнка - идолопоклонника были растерзаны двумя медведицами (4 Цар.2: 24). Не Елисей, а Бог послал медведиц. Вефиль был центром поклонения Ваалу. Может быть, подростки насмехались над Богом Елисея.
 Бог сказал Илии, что не огнём и не мечом совершается Божье дело (3 Цар.19: 12). Но поклонники Ваала не разумели иного языка. Елисей помазал Ииуя в цари, чтобы истребить поклонение Ваалу (3 Цар.19: 16-17; 4 Цар.9: 1-10). Ииуй мужественно выполнил своё поручение (4 Цар.9-10).

Апологетический комментарий: 4 Цар.3: 4-27
 Война против моавитян
 Историчность Амврия, его сына, Месы
 Крупнейший царь Израильский Амврий подчинил себе Моавитское царство и в течение сорока лет взимал со своего вассала огромную дань - сто тысяч баранов в год. В царствование Иорама Меса, царь Моавитский, взбунтовался и отказался платить дань. Тогда Иорам в союзе с Едомом и Иудеей двинулся против Моава. 4 Цар.3: 25 сообщает, что их объединённые войска победили Месу и опустошили его страну.
 В свете этого несколько странной казалась библейская фраза о том, что победители «отступили от него и возвратились в свою землю» (4 Цар.3: 27).
 Эту загадочную фразу объяснила археология. В 1868 г. немецкий (эльзасский) миссионер Ф.А.Клейн в 32 км на восток от Мёртвого моря, в развалинах древнего города Дивона, северной столицы Моава, нашёл огромную (32;65;125 см) глыбу голубого базальта с надписью на моавитском языке (44 строки). Клейн предложил арабам за этот ценнейший памятник 40 долларов Но, прежде чем сделка состоялась, об этом проведало французское правительство и предложило 1500 долларов. Тогда арабы пришли к заключению, что базальтовый камень обладает какими-то магическими свойствами. Они жгли под ним огонь и поливали водой до тех пор, пока не раскололи его на мелкие куски, которые стали продавать как талисманы. Лишь ценой огромных усилий и за большие деньги удалось французским археологам выкупить обломки и собрать камень заново. В настоящее время он хранится в Луврском музее[72].
 Из надписи на камне следует, что вначале Меса действительно терпел поражения и, запершись в крепости Кир-Гасероф, принёс своего маленького сына в жертву богу Кемосу, чтобы расположить его к себе. В следующих строках сообщается с ликованием, что Меса разгромил захватчиков и «Израиль погиб навсегда».
 Итак, как мы видим, обе стороны хвастались победой. Но поскольку Иораму не удалось окончательно покорить Моав и он, как признаёт Библия, «возвратился в свою землю», то можно заключить, что война была жестокой, но окончательную победу так и не удалось одержать никому. Но всё же Меса действительно освободил свою страну от многолетнего ига.
 На камне написано: «Я, Меса, царь Моавитский, соорудил этот памятник Хамосу [божеству Моавитскому - Н.С.], чтобы отметить избавление от израильтян. Мой отец царствовал над Моавом 30 лет, и я воцарился после моего отца. Царь израильский Амврий порабощал Моав долгое время и его сын [Ахав - Н.С.] после него. Но я восстал против царя израильского и изгнал его, и взял его города: Медеву, Атароф, Нево и Иоацу, которые он построил во время войны со мной. Я разрушил эти города и посвятил добычу Хамосу, а женщин и девушек Астарте. Я построил Корхаг руками Израиля». В надписи на стеле Месы упоминаются многие имена из Священного Писания, а Бог израильтян называется Яхве [73].

 Главы 4-7. Чудеса Елисея
 Елисей начал своё служение чудесами, о которых читаем в 4 Цар.2. Его чудеса следуют очень быстро одно за другим. Масло вдовы не убывает. Сын сонамитянки воскресает из мёртвых. Отравленная похлёбка оздоравливается. Хлебы умножаются. Нееман исцеляется от проказы. Топор всплывает на поверхности воды. Самария освобождается невидимыми колесницами. Сирияне изгнаны и избиты Божьей конницей и колесницами (4 Цар.7: 6). Почти все записанные подвиги и дела Елисея состоят из чудес. Большая часть его чудес состоит из подвигов добра и милосердия. Исцеление Елисеем прокажённого Неемана Иисус Христос объяснил как предсказание, что Он послужит средством исцеления для других народов (Луки 4: 24, 27).

 Глава 8: 7-15. Елисей помазывает на царство Азаила
 Израильский пророк помазал на царство иностранца, чтобы наказать народ пророка. Таково было Божье повеление (3 Цар.19: 15), чтобы наказать Израиль за его ужасные грехи (3 Цар.19: 17; 4 Цар.10: 31-33). Азаил захватил престол сирийского царя Венадада.

 Апологетический комментарий: 3 Цар.19: 15,17; 20; 4 Цар.8: 7-15; 10: 32; 12: 17-18
 Историчность Венадада и Азаила (см. также выше (ранее))
 Рассмотрим ещё одно ветхозаветное событие, касающееся смерти злейшего врага Ахава сирийского царя Венадада (греч. и слав, текст — «сына Адерова». — Н.С.). В Библии сказано, что он был убит неким Азаилом (4 Цар. 8: 11-15). Этот факт подтверждается археологически. В текстах ассирийского царя Салманассара III, жившего в одно время с Ахавом, говорится об Азаиле как о человеке низкого происхождения, узурпировавшем престол Венадада[74]. Сведения об Азаиле мы находим также и в надписях на украшениях из слоновой кости, обнаруженных в Хадату, в северо-западной Месопотамии. На одном из них начертано имя дамасского царя Азаила[75].

 Елисей
 Елисей начал своё пророческое служение во время царствования Иорама (4 Цар.3: 1,11), около 850 г. до н.э. и продолжал во время Ииуя и Иоахаза. Он умер во дни Иоаса (4 Цар.13: 14-20), около 800 г. до н.э.
 По своему происхождению Елисей был земледельцем из Авел-Мехолы, верхней части Иорданской долины (3 Цар.19: 16,19). Пророческому служению он учился у Илии (3 Цар.19: 21; 4 Цар.3: 11). Своим характером он не был похож на Илию. Илия был подобен буре и землетрясению - Елисей был подобен веянию тихого ветра. Илия был подобен кремню - Елисей был тактичен, грациозен и дипломатичен. Илия был жителем пустыни, «весь в волосах» в накидке из агнчей шкуры, а Елисей был жителем городов и одевался, как и все прочие люди. Всё же милоть Илии упала на Елисея (3 Цар.19: 19; 4 Цар.2: 13).

 Служение Елисея в пророческих школах
 Из 1 Цар.19: 19-20 мы видим, что Самуил основал пророческую школу в Раме. Елисей имел подобные школы в Вефиле, Иерихоне, Галгале и других местах (4 Цар.2: 35; 4: 38; 6: 1, ср.2: 15-16). Кроме этих мест Елисей жил на Кармиле и в Сонаме, Дофаиме и в Самарии (4 Цар.2: 25; 4: 10,25; 6: 13,32). Из его служения видно, что он был своего рода священником - пророком - учителем. Он также был царским советником. Его совет всегда выполнялся. Он не всегда одобрял царские дела, но в трудные времена приходил на помощь царям.
 Служение Елисея в Северном царстве было одновременным со служением Иоиля в Южном царстве. Возможно, что он был учителем Ионы и Амоса, так как они были юношами в то время.
 Илия и Елисей в своей личной жизни и публичном служении могли быть прототипами и олицетворением Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Иоанн Креститель назван Илиёй (Мф.11: 14), а служение милосердия Иисуса Христа было расширенным служением Елисея. Здесь содержится пример, что люди различных характеров могут сотрудничать для достижения тех же самых целей.

Главы 9-10. Ииуй, царь Израиля, 841-814 гг. до н.э.
 Он царствовал 28 лет. Был военачальником телохранителей Ахава. Елисей помазал его в цари, чтобы истребить дом Ахава и уничтожить поклонение Ваалу. Он немедленно и яростно приступил к этой кровавой расправе. Будучи неустрашимым и без сожаления, он как раз подходил для этого дела. Он убил Иорама, царя Израиля, Иезавель, Охозию, царя Иудеи (зятя Ахава), 70 сыновей Ахава, братьев Охозии и всех друзей и соучастников дома Ахава, всех жрецов Ваала, всех поклоняющихся Ваалу. Всё же он «не отступал от грехов Иеровоама» и «не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца».
 Если нам не вполне понятно намерение Бога в поведении Ииуя, то мы должны не забывать мерзость поклонения Ваалу (В Мегиддо в слое времён Ахава и Иезавели были найдены кувшины с останками детей, которых приносили в жертву Ваалу, иллюстрирующие ужасный обряд поклонения Ваалу.). Иногда Бог применяет отдельных людей и целые народы, не служащие Ему, для осуществления Его правосудия и наказания грешников.
 В то время когда Ииуй был занят кровавой расправой в Израиле, Азаил, царь Сирийский, отнял Галаад и Васан, на востоке от Иордана (4 Цар.10: 32-33). У Ииуя были свои неприятности с Ассирией, которая очень быстро укреплялась.

 Апологетический комментарий
 Историчность Ииуя (4 Цар.9-10)
 В конце XIX века архимандрит Никифор пишет: «Имя Ииуя шифровано на многих древних Ассирийских памятниках и, между прочим, на чёрном обелиске, находящемся ныне в Британском музее»[76].
Археология предоставила нам одно очень важное свидетельство, касающееся Ииуя. В 1840 г. английский археолог Генри Лэйярд нашел в Телль-Нимруде на реке Тигр, на месте древней столицы Ассирии Кальху, в руинах палат Салманассара (Священное Писание называет этот город Калахом; см.: Бытие 10: 9-11) обелиск из чёрного базальта высотой 2 м[77]. (Как сказано выше сейчас этот памятник хранится в Британском музее.) Четырёхгранный столб со всех сторон опоясывают пять рядов рельефов, на которых «необычайно живо запечатлены царские особы в великолепных одеждах. Некоторые из них пали ниц на землю. Вереница слуг несёт различные сокровища: слоновую кость, украшенную бахромой материю, полные разного добра кувшины и корзины. Среди животных, запечатлённых на обелиске, привлекает внимание слон с удивительно маленькими ушами. Встречаются также изображения верблюдов, обезьян, антилоп, дикого быка и загадочного единорога»[78].
 Этот чёрный обелиск был создан в память о победах ассирийского царя Салманассара III (859-824 гг. до н.э.), современника и врага израильского царя Ахава, и клинописные тексты на нём описывают воинские доблести ассирийца. Благодаря этому памятнику мы располагаем важными сведениями и об израильском царе Ииуе, некогда бывшем союзником дамасского царя Азаила. Во втором ряду (сверху) встречается рельефное изображение Ииуя или какого-то из его посланцев (это фигура с весьма заметными еврейскими чертами, в роскошно расшитом плаще), преклонившего колени и касающегося лицом земли, то есть в позе, выражающей покорность и подчинение Салманассару III. В том же самом ряду изображена вереница посланцев с тяжёлым грузом в богато украшенных хитонах и головных уборах удлинённой формы. Рельефы сопровождаются надписью следующего содержания: «Дань Ииуя из Бит-Умри: я получил от него серебро, золото, большую золотую чашу, золотые миски, золотые кубки, золотые котлы, свинец, царский скипетр и благовонное дерево»[79]. «Ииуй из Бит-Умри» — это израильский царь Ииуй[80],- ассирийцы называли Израиль «Бит-Умри», что означает «Дом Амврия».
 В тексте упоминается событие, произошедшее после того, как Салманассар III решил «навестить» земли, находящиеся к западу от его государства. Дамасский царь Азаил, подобно прочим правителям, был уже побеждён и покорён. А цари Тира, Сидона и Израиля благоразумно предпочли выплатить дань ассирийскому владыке. Поза Ииуя перед Салманассаром ясно свидетельствует о том, что Ииуй покинул своего друга и соратника Азаила и добровольно подчинился ассирийскому правителю.
 Тем не менее Ииуй, его сын Иоахаз и весь Израиль не остались безнаказанными за этот поступок. Сразу же после ухода Салманассара в свои пределы Азаил, по отношению к которому Ииуй поступил так вероломно, напал на Израиль. О последствиях этого в Священном Писании говорится, что в те дни начал Господь отрезать части от израильтян, и поражал их Азаил во всём пределе Израилевом (4 Цар. 10: 32). Из Ветхого Завета известно, что Бог наказал Иоахаза (сына Ииуя), и не было у него более армии. У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, оттого что истребил их царь сирийский и обратил их в прах на попрание (4 Цар. 13: 7). А ведь во времена Ахава Израиль располагал двумя тысячами боевых колесниц, в эпоху же Давида у Израиля было 800 000 воинов, а у колена Иуды — 500 000 (2 Цар. 24: 9). Теперь же при Иоахазе у десяти колен осталось только десять тысяч мужей, годных к военной службе. Вот до чего доводят людей грех и отступление от Бога!
 Из другого текста следует, что Ииуй принёс эту дань на восемнадцатом году царствования Салманассара, то есть около 843 года до н.э.
 Библия обходит молчанием тот факт, что Ииуй был вассалом ассирийского царя. Ассирийская же надпись объясняет, почему царь Дамаска вторгся в пределы Израиля и разрушил его города (4 Цар.10: 32-33), косвенно подтверждая историчность этой войны. Это была месть за то, что Ииуй изменил антиассирийскому союзу, заключенному с Сирией, и, когда вспыхнула новая война с Салманассаром, сдался без боя Ассирии, уплатив огромную дань золотом и серебром. Эта трусливая политика имела роковые последствия, о чём уже было сказано выше: после долгих и ожесточённых боёв с Дамаском Израиль в царствование Иоахаза потерпел полное поражение, а его мощная армия была в принудительном порядке сокращена до пятидесяти конников, десяти боевых колесниц и десяти тысяч пехоты.
 «Чёрный обелиск» показал нам, насколько близорукой и пагубной была политика израильских узурпаторов. Сирия, брошенная своим союзником на произвол судьбы, вынуждена была в одиночку бороться с могучей Ассирией и потерпела поражение. Израиль, ослабленный войнами со своим естественным союзником, был в конце концов завоёван Саргоном II. Самария была разрушена, а десять племён (колен) израильских угнаны в Месопотамию, где они безследно исчезли.
 Румяна Иезавели (4 Цар.9: 30)
 Иезавель «нарумянила лицо своё» (4 Цар.9: 30). Экспедиция, предпринятая Гарвардским университетом, Еврейским университетом в Иерусалиме, Британской археологической школой и Палестинским исследовательским фондом, в 1908 - 1910 и 1931 гг. обнаружила в руинах Самарии, в доме Ахава «из слоновой кости» блюда, небольшие каменные коробочки, в которых Иезавель размешивала свои румяна.
 В них были краски: чёрная для краски век, зелёная и красная, а в середине углубления для размешивания красок. В них ещё хранились остатки красного цвета.
 [4 Цар. 10:11]
 См. выше (ранее) комментарий на 3 Цар.18.
 Историчность Иоаса (4 Цар.11:21; 12)
 Важной археологической находкой была стела Адад-Нирари III (811-783 гг. до н.э.), обнаруженная в 1967 году в Телль-эр-Ри-махе в Северном Ираке. В надписи на этой стеле упоминается имя царя Иоаса, сына Иоахаза. Надпись сделана по указанию ассирийского царя, в ней сообщается о том, что в первый год своего правления он «получил дань от Я'асу (то есть Иоаса) самаритянина, от правителя Тира и правителя Сидона»[81]. Таким образом, историчность ещё одного израильского царя подтверждается археологически.
 [4 Цар.12: 17-18]
 См. выше (ранее) Историчность Венадада и Азаила (дважды)
 Историчность Иеровоама (4 Цар.14: 23-29)
 В Мегиддо, в 1903-1905 гг., в слое времён Иеровоама, Шумахер обнаружил красивую мраморную печать, на которой было написано: «Собственность Шемы, слуги Иеровоама». Печать передана на хранение в сокровищницу турецкого султана.
«Отдельный дом» Азарии (4 Цар.15: 5)
 В 4 Цар.15: 5 мы читаем: «И поразил Господь царя [Азарию], и был он прокажённым до дня смерти своей, и жил в отдельном доме».
 Библеисты и археологи предподагали, что Азария жил в подземелье своего дворца, в то время как от его имени правили по очереди его сын Иофам и внук Ахаз. Правда, согласно библейскому праву, прокажённым не разрешалось оставаться в Иерусалиме, но для царя могло быть сделано исключение.
 Однако это предположение было опровергнуто, когда в местности Рама обнаружили развалины какой-то крепости, о которой не упоминает ни один исторический источник (кроме Библии). Она была окружена стеной почти трёхметровой толщины, а ворота, насколько можно судить по сохранившимся следам, были отлиты из меди или бронзы. На обширном дворе стояло три строения. В одном из них была сзади потайная дверь, позволяющая незаметно покинуть крепость.
 Кто и зачем построил крепость так близко от столицы? Всё говорит за то, что её построил для себя Азария. Среди развалин найдено огромное количество статуэток Астарты, а именно царя Азарию пророки обвиняли в культе финикийской богини. Кроме того, на одном из черепков изображена фигура сидящего бородатого мужчины. А поскольку сидящими изображали только богов и царей, не подлежит сомнению, что крепость была царской резиденцией.
 Теперь понятно, почему Библия называет местопребывание Азарии «отдельным домом», «свободным домом» или «домом свободы». Несчастный царь не пребывал в заточении, как другие прокажённые, и пользовался относительной свободой в своём уединённом дворце, откуда благодаря близости к столице он мог следить за делами государства.
 Историчность Менаима и Фула (4 Цар.15: 16-22),
 дань Менаима Фулу (4 Цар.15: 19-20)
Историчность Озии (Азарии), Ахаза, Факея, Осии
 На одной надписи Фула написано: «Дань Менаима из Самарии... я получил». Здесь же упоминаются имена: «Озия», «Ахаз», «Факей» и «Осия».
 Пленение Северного Израиля Феглаффелласаром (4 Цар.15: 29)
 Пленение Северного Израиля Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III), царём Ассирийским (4 Цар.15: 29). Его надпись гласила: «Народы земли Амврия я отвёл в Ассирию с их имуществом».
 Историчность Факея (4 Цар.15: 27-31) и Осии (4 Цар.17),
 дань Осии царю Ассирийскому (4 Цар.17: 3)
 Осия убил Факея и воцарился вместо него (4 Цар.15: 30), а также платил дань царю Ассирийскому (4 Цар.17: 3). В записках Феглаффелласара говорится: «Они свергли своего царя Факея. Я поставил над ними Осию. От него я получил 10 талантов золота и 1000 талантов серебра».
 Историчность Салманассара (4 Цар.17: 3-5; 18:9)
 Архимандрит Никифор в конце XIX века пишет: «По новейшим изысканиям, имя Салманассара, как обладателя многих покорённых земель, находят на многих Ассирийских  памятниках»[82].

Источники автора:
[70] http://www.pravoslavie.ru/63201.html
[71] http://www.pravoslavie.ru/95745.html
[72] Keller W. (Вернер Келлер) «Библия как история» (греч.), афинское изд. 1968 г., стр.318-320.
[73] См. этот текст в: Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd., 1973, p.112-123.
[74] Thompson J.A. Op. cit., p.127. Keller W. Там же, стр.326.
[75] Free J.P. Archaeology and Bible History. Wheaton-Illinois, 1954, p.188.
[76] «Библейская энциклопедия» (автор - архимандрит Никифор), издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 (репринтное воспроизведение московск. издания 1891 года: «Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия», стр.341.
[77] Price I.M. The Monuments and the Old Testament. Philadelphia: Judson Press, 17th ed.,1985, p.274, picture 140.
[78] Keller W. Там же, стр.324,325.
[79] Pritchard J.B.The Ancient Near East. Vol.I. Princeton, 1973, p.191,192.
[80] Caiger S.L. Bible and Spade. L.: Oxford Univ. Press,1936, p.141.
[81] Thompson J.A. Op.cit., p.128-129.
[82] Указ. выше (ранее) «Библейская энциклопедия», стр.616.