Деньги, сольди, мани

Анатолий Бирюковъ
  Увлекательны и поучительны стремления изучить историю происхождения собственного языка, основ зарождения письменности, особенности речевой культуры наших далеких предков.  В простых и на первый взгляд обыденных словах и выражениях, зачастую на которые и внимания порой не обращаешь, скрывается тайный (истинный, изначальный) смысл, активизирующий заложенную поколением предков и самой природой энергию. Эти слова мы произносим каждый день по поводу и без повода, сознательно и безсознательно, в разных вариациях, транскрипциях, с различными оттенками настроения.

  Возьмем для примера русское слово «деньга», от которой произошло более употребляемое в нынешнем обществе понятие «деньги». Слово образовано путем слияния русского (славянского) слова «день» и слога ГА – «путь, дорога». Существуют два варианта объяснения данного сочетания. Согласно первому истолкованию деньга (монетка) это был необходимый минимум для человека на день – «на всем протяжении (пути) светлого времени суток». Допустимо и объяснение, что «деньга» это минимальная сумма, которую человек обязан был заработать до конца (на пути) дня. В том и другом случае понятие отражало стремление человека к труду, к успешной в бытовом плане жизни, к обеспечению материального благосостояния его семьи.
 
  У наших ближайших «родственников» по языку, культуре и генотипу – итальянцев понятие «деньги» обозначаются словом «сольди» (soldi). Генуэзские, неапольские, венецианские именитые купцы, ведущие серьезную торговлю с торговыми домами по всему миру, не могли себе позволить обман и нечестную игру, которая бы понизила их торговый рейтинг. Поэтому вели солидную торговлю с солидными людьми, по солидной цене, солидным (качественным) товаром. Правомочно провести параллель между итальянским словом «сольди» и эпитетом «солидный».

  В английской торговле, пример которой мы сейчас наблюдаем по всему миру, и в России в частности, главным приоритетом является обман. И продающий и покупающий стараются с большей для себя выгодой провести торговую операцию. Красивая, ни имеющая отношение к качеству,  упаковка, занижение веса товара, некачественная реклама, усилители вкуса, срока, аппетита, искусственные пищевые добавления, ложные торговые клятвы – все средства хороши, чтобы увеличить количество собственных денежных знаков. ОБМАНИ – главный лозунг современного торговца; принцип, когда ОБА участника сделки имеют для себя бо;льшее количество собственных МАНИ (many).

  У многих народов слово «деньги» связано с понятием «динар»: у испанцев «Dinero», у португальцев «Dinheiro», у словенцев «Denar». Соответствующим названием именованы и валюты ряда государств. В основе слова лежат общеевропейские корни слов «дань» и «Ра» - бог, небо, солнце. Монетка, своим видом напоминающая небесный круг, служила для ритуальных приношений. С корневой основой «Ра» обозначение платежных средств сохранилось у турок «Para», болгар «пара», у финнов «Raha». Наши ближайшие соседи: малороссы и белорусы наличные называют «грошы».