Легенда о Грязной Рудке

Анатолий Бирюковъ
  В стародавние времена, когда курский край заселяли первые поселенцы из числа представителей Северского племенного союза, проживали на территории нынешней деревни Соломино Фатежского района Курской области юноша с девушкой, горячо и преданно полюбившие друг друга. Дома двух семейств находились по-соседству, и молодые люди с родичами с радостью готовились к объединению своих небольших хозяйств в одно целое. Одобрение старейшины рода на брак было получено. Оставалось только дождаться первого снега, когда можно было войти в ритуальное капище священной рощи для проведения брачного обряда.

  Не теряя времени даром, молодые люди готовились к совместной будущей жизни. Девушка готовила тонкую льняную пряжу для будущего свадебного наряда, убирала в доме к предстоящему торжеству и ожидала возвращения с охоты своего суженого. Молодой человек был неплохим охотником и сутками пропадал в лесу, заготавливая самую лучшую дичь для будущей жены и многочисленных членов нового родственного союза.

  Однажды жители соседнего племени, воспользовавшись отсутствием мужчин, напали на небольшое соломинское поселение, чтобы «умыкнуть» себе девушек в жены. В их поведении, согласно традиции того времени, не было ничего предосудительного. Захваченная силой супруга особо ценилась в глазах ее племени, и многие девушки с радостью ожидали прихода молодых мужчин из близлежащих поселков. Понесенный «убыток в живой силе» пострадавшие в свою очередь восполняли, делая набег на поселения других жителей Поусожья, и приводя с собой количество девушек, равное похищенным у них. Обряда сватовства в тот период не существовало и данный «боевой обмен» представительницами слабого пола был необходим с точки зрения генетического обновления у потомков. Несмотря на традиционность и обусловленность «умыкания», нападение происходило по всем правилам военного поединка. И нападавшие, и защищающиеся сражались очень жестоко, и, нередко, подобное «сватовство» заканчивалось смертельным исходом. В этот же раз обошлось без жертв, к радости обеих сторон и молодых соломинских девушек, ожидавших себе женихов. Не рада была только обрученная невеста, мечтавшая соединить свою судьбу с полюбившимся ей молодым охотником. Но напрасно умоляла она пленителей не забирать ее у любимого человека. Только хохот опьяненных набегом молодых людей был ей ответом.

  Понимая, что придется насильно стать женой одного из похитивших ее мужчин и, не надеясь больше на встречу со своим любимым, девушка выхватила у окружавших воинов нож и ударила себя в сердце, чтобы навсегда остаться там, где жила ее любовь. Не ожидавшие подобного исхода «женихи» и их захваченные пленницы в панике покинули место трагедии, оставив молодую женщину лежать у подножия столетнего дуба. 

  Когда молодой охотник вернулся домой с добычей, у разоренного порога его ожидали заплаканные родственники, поведавшие о трагических событиях прошедшего дня. Юноша нашел тело своей возлюбленной, долго ее оплакивал, а затем похоронил на том же месте, под дубом, по традиции насыпав высокий холм для погребальной тризны.

  Через три дня у подножия холма пробился небольшой родничок, с каждым днем становясь все больше и больше, пока, наконец, не превратился в большой ручей со студеной ключевой водой. Покатились воды родника через соломинские поселения, объединились с другими родниками в полноводную реку. До того большую, что даже на картах конца XVIII века она была обозначена как судоходная река в 135 аршин шириной (около ста метров) с многочисленными островами. Из-за того, что история реки началась с упавших на землю капель крови, новый водный объект назвали Рудой или Рудкой («руда» по-славянски обозначает «кровь»).

  Юноша – охотник долго не находил себе места без любимой. Днями и ночами сидел он около родника у могилы девушки, оплакивая ее и свою горькую судьбу. И однажды вдруг понял, что источник у могилы появился неслучайно. Его возлюбленная превратилась в реку, чтобы навсегда быть с ним, сопровождать его в жизненном пути. Не желая больше расставаться с мечтой, юноша радостно вошел в воду, крепко обнявшей и обласкавшей своего любимого, и навсегда остался в ней. Заметили люди, как входил охотник в реку, как сомкнулись над ним волны. И ни самого его, ни его тела больше никто никогда не видел.

  С тех пор речку стали называет Черной Рудкой. В память о трагических мрачных происшествиях, произошедших в соломинском поселении. И долго сохранялось это название. До тех пор, пока жили на берегах Рудки потомки тех самых северян – севрюков. А когда на смену им на плодородные земли деревни Соломино пришло иное население, люди изменили наименование реки с Черная на Грязная, не особо вникая в смысл названия. С тех пор несет свои воды в Черное море речка Грязная Рудка, превратившаяся за много лет в крошечный ручеек, на берегах которого еще продолжают жить люди с интересной занимательной судьбой.