Шидские трубачи

Гаянэ Добровольская
Иллюстрация: "Шидские трубачи", работа автора.

Я написала эту картину по впечатлениям, полученным во время состязания духовых оркестров в сербском городе Шид, где была на пленэре.

Каждый год в августе проходит фестиваль "Шидское лето". По вечерам горожан бесплатно развлекают разными концертными программами. На двух представлениях мне посчастливилось быть.

Сцена располагается возле одной из центральных улиц, а зрители сидят прямо под открытым небом.
В первом увиденном мною концерте участвовали фольклорные ансамбли многочисленных  землячеств, живущих в этой части Сербской Воеводины: юноши и девушки в национальных костюмах исполняли народные песни и танцы. Было здОрово!

Но соревнование двух духовых оркестров, происходившее следующим вечером,  меня неожиданно потрясло.

Сначала ансамбли играли по очереди. Одни были в клетчатых рубашках, другие в белых. В обоих оркестрах было по тубе, несколько валторн, много труб, а может быть, корнетов или горнов, мне не отличить, и медь сверкала в свете софитов. Сквозь аранжировки угадывались народные сербские мелодии, или ещё какие-то.
Белые мне нравились больше, но и клетчатые были хороши. Под конец оба коллектива находились на сцене вместе… Я вскоре забылась, подхваченная музыкальным ветром.

Что касается музыкантов... Мне было видно: в глубине сцены, за спинами оркестрантов, стоит столик, а на нём - бутылка… Пока одни играли, другие толпились у столика… От номера к номеру градус общего настроения повышался. Зрители, отдававшие должное пиву и не только ему, тоже заметно разогрелись: часть публики, двигаясь в ритме музыки, оказалась на сцене, остальные танцевали возле, и вот уже девчонки сцепили руки, ноги выделывают несложные па народного танца, и их хоровод ручейком скользит в толпе. Трубачи тоже выдвинулись вперед, один горнист слез со сцены и, выгибаясь, дудит в лица окружившим его людям.
Я же так опьянела от музыки, что и без алкоголя чувствовала себя растворённой в сверкающем потоке звуков.

Мне захотелось найти этому чуду живописный эквивалент, но задача оказалась непростой.
Каким должно быть изображение, чтобы зритель ощутил хотя бы толику испытанного мною восторга?

Работа над картиной затруднялась тем, что во время состязания трубачей я была до того захвачена музыкой, что забыла про наброски, и даже фотоаппарат достать поленилась.
Просто сидела, обалдевшая,  слушала во все уши и смотрела во все глаза.
И пользоваться мне пришлось, кроме своих воспоминаний, разными материалами.

...Я писала картину в Москве. В  какой-то момент вдруг перестала  её чувствовать… Решила, что если окажусь снова в Сербии, связь с источником вдохновения восстановится.

На следующий год попала-таки на пленэр в Шид. Стала дописывать привезённое из Москвы полотно, оно казалось слишком ярким и кричащим: много красного, жёлтого, оранжевого;  в принципе, впечатление от живописи было сопоставимо с впечатлением от той музыки.
Возможно, мне следовало так и оставить! Но - увы! Этот вариант погребён под наслоениями краски. Одна надежда: лет через триста слои масла станут прозрачными, и красный кадмий фона снова засияет!

Картина казалась мне незаконченной, но я не знала, что с ней делать. Тут один из коллег угостил меня райской смесью, которую он с вечера предусмотрительно положил в морозильник: ракия(1) и кока-кола в соотношении один к десяти. Парень отличался щедростью и налил мне изрядную порцию золотисто-коричневой жидкости, в волнах которой плескались некрупные айсберги.  Я разложила краски в тени деревьев, отхлебнула ледяной "коктейль"… Алкоголь немедленно пробрался, куда смог, и в сочетании с сорокаградусной жарой оказал волшебное, вдохновляющее действие. Напряжение исчезло, глаза и руки заработали, кисти заплясали над холстом, краски сами ложились, как им следует…

Полотно осталось в городе Шид.
--------------
1 - ракия - балканский крепкий алкогольный напиток (бренди), получаемый дистилляцией ферментированных фруктов.Обычная крепость 40 %, но домашняя ракия может быть более крепкой — от 50 до 60 %. В Сербии её изготавливают из слив.