Молитва сына

Матосян Ерануи
- Сурен, Сурен,  где Арен?- лёжа на смертном одре, шептала Варсеник, полуоткрытыми глазами ища сына в комнате.
- Не знаю, Варсеник джан,- еле сдерживая ком в горле, ответил Сурен.
- Сурен, Сурен, я умру не повидав сына. Где мой любимый Арен, Сурен.
- Скоро придёт наш сын, не волнуйся так, радость моя, - стал успокаивать он жену.
   Опять силы покинули Варсеник. Она закрыла глаза и стала молиться в душе: " Господи, прошу тебя, дай мне силы, чтобы дождаться сына. Лишь миг посмотреть на него и можешь забрать мою душу".
  Она погрузилась в сон.
  Сурен убедившись, что жена спит, вышел из дома.
  В деревне не осталось ни одного дома, куда бы не зашёл Сурен, и с каждым разом, он всё больше  хмурился, узнав, что никто не видел его сына. С разбитой надеждой он вернулся домой, в душе браня сына, не имея ни малейшего представления, где он мог быть.
  -  Арен, сынок,- услышав скрип открывающейся двери, прошептала Варсеник.
- Это я, жизнь моя,- откликнулся Сурен.
- Сурен, дай мне глоток воды, чтобы смогла вытерпеть хоть чуть-чуть, пока мой сын придёт домой.
  Сурен от радости подпрыгнул с места и побежал за водой, потому, что уже три дня, Варсеник не ела и не пила.
 -  Пей, жизнь моя!- приподнимая голову жены с подушки и приблизив стакан к её губам, с нежностью произнёс Сурен.
 -  Охай, Сурен джан, пусть Бог даст тебе долгие годы жизни и нескончаемое счастье, как вода, - благословила она мужа, - от огня охладело моё сердце.
  Прошли ещё два тяжёлых часа, но Арен так и не пришёл.
  Сидя рядом с умирающей женой, двумя руками держась за голову, он с горечью подумал: " Сын безумно любит мать, с ума сходит по ней, видимо специально из дома ушёл, чтобы не видеть, как она покидает этот мир. Эх, сынок-сынок, потом будешь жалеть, что не на твоих руках умерла мать. Ах, сынок, шёл бы ты домой, чтобы твоя мама не ушла с тоской в глазах, ожидая тебя".
- Сурен, мой Арен пришёл?
 -  Проснулась, жизнь моя? Ты так не переживай, милая моя, скоро он придёт.
- Мои глаза от слёз скоро ослепнут, Сурен, я хочу видеть сына.
   Ненадолго она притихла. Сурен сидел тихо, боясь даже дышать.
- Сурен, а ну-ка подними меня, хочу сесть,- вдруг попросила она.
 Сурен от радости, чуть не потерял голову, потому, что больше месяца, она неподвижно лежала в постели. Вдруг, как молния, в его голове вспыхнула мысль: " Говорят, перед смертью, многие себя хорошо чувствуют". У Сурена вся сущность сжалась, ощутив страх, терпя дикую боль.
-  Открой окно, Сурен джан, пусть свежий воздух войдет в дом,- неожиданно попросила она мужа.
 Поудобнее поместив жену на подушках, укрыв её плечи шерстяной шалью, он открыл окно.
-  Оо, как хорошо! Я давно не дышала таким свежим воздухом. А не видно сына, Сурен?
-  Нет, не видать, Варсеник джан,- высунув голову из окна и смотря по сторонам, ответил он.
  Прошёл ещё час.
-  Сурен, дай мне кусочек хлеба пожевать, чтобы набраться сил и  дождаться сына.
- Вай, ты моё солнышко , ты моя радость, ты моё чудо Варсеник,   сейчас!
  От радости чуть не танцуя,  Сурен пошёл на кухню.
-  Это что, конец света?-  увидев большой поднос с едой в руках мужа, удивлённо спросила она.
   - Это не конец света, а  начало мира,  цавет танем. Ешь, ешь жизнь моя!
  Смотря на выражение лица мужа, Варсеник улыбнулась.
- Давай вместе кушать!- предложила она мужу.
-  С большим удовольствием, счастье моё, - сразу согласился он.
  Разговаривая и вспоминая прошлое, они даже не заметили, как друг за другом исчезла еда на подносе.
- О Боже! - от удивления округлила свои красивые и большие глаза Варсеник,- мы всё съели!!!
-  Мы же не у других отобрали еду, радость моя!- впервые за последний месяц громко засмеялся Сурен, да так заразительно,   что Варсеник смотря на него, тоже не удержалась и её плечи стали трястись от смеха.
-  Вай, чтобы твой отцовский дом всегда был полной чашей , родной, я давно так не смеялась,- еле восстановив дыхание, произнесла Варсеник.
- Я тоже, солнышко моё,- всё ещё смеясь, ответил Сурен.
  Пока Сурен мыл посуду,  сушил её кхонным   полотенцем  и раскладывал на свои места, прошёл ещё час. Когда он зашёл в комнату, обнаружил, жену спокойно спящей . Впервые она спала спокойно и не стонала во сне . Сурен тихо и осторожно подошёл к ней. К его счастью, она дышала ровно и на её бледных щеках появился здоровый румянец. Сурен опустился на колени и шепотом молился:
- Благодарю тебя, Господи, за такое чудо. Я был бы счастлив, если бы ты закрыл эту дверь горечи и открыл - другую, для радости. 
  Он не поднимаясь с места, голову положил на койку и опять мысленно стал бранить сына: " Ну куда ты пропал, где тебя искать?  Еле матери лучше стало. Сейчас проснётся, увидит тебя нет и опять ей хуже станет. Ну где ты сынок, поспеши домой, прошу тебя!".  В таких тяжких думах, незаметно для себя, Сурен провалился в глубокой сон.
  -   Сурен?- от голоса жены он открыл глаза.
  Варсеник стояла в центре комнаты с веником в руках.
-  Жена, что ты делаешь?- от страха и удивления, но и от радости , спросил Сурен подпрыгнув с места.
-  Убираюсь в доме, а что делать, уже полночь, сына всё ещё нет, чтобы сердце не лопнуло от переживаний, решила заняться делом.
  Сурен сначала с удивлением посмотрел на окно, потом на часы. За последний месяц, он впервые спал так долго.
  Когда дом весь стал блестеть от чистоты, Варсеник пошла принимать душ.
-  Бога ради, только изнутри не закрывай дверь, стал её умолять муж, - вдруг...
- Не закрою, не бойся, Сурен джан, со мной ничего не случится,- поняв страх мужа, ответила она, не давая мужу продолжить свои мысли.
  Всю ночь, сидя перед окном, они ждали сына, с каждой минутой всё больше и больше тревожась. Вдруг поднялся сильный ветер и стал со страшной силой гнуть деревья, с воем отрывая  листья и ветви. Варсеник начала плакать.
-  Не плачь, жизнь моя, ничего не случится с нашим сыном,- стал успокаивать её Сурен.
-  Как вернётся, этим веником я его побью! - от бессилия стала рыдать она.
   А когда начался ливень в сопровождении молний и грозы, она стала причитать:
 -  Вай, чтоб ослепли бы  мои глаза, чтоб забрал  бы Господь душу мою, лишь бы с тобой ничего не случилось, сынок!!!!
  Сурену пришлось долго трудиться, чтобы успокоить жену.  Они, обнявшись, сидели перед окном, как перед телевизором и молча смотрели, что происходит на улице. Так прошёл ещё один тяжелый час и постепенно их одолел сон.
   От ослепительных лучей солнца и скрипа открывающейся двери, муж и жена вскочили с места. На пороге, весь в грязи, промокший,  и от  удивления с  широко открытыми глазами, стоял Арен, трясясь всем телом от холода.
-  Где ты был?- спросила Варсеник и сама не поняла, как схватила веник.
-  Ээ, женщина, ты с ума сошла,- встал между женой и сыном Сурен.
- Отойди я тебе сказала! Отойди! Я его сейчас убью!
    В место того, чтобы защищаться от сильных ударов матери, он улыбаясь плакал, этим жутко испугав родителей.
-  Сынок, ты себя хорошо чувствуешь?- отбросила веник в сторону Варсеник,- что с тобой?
-  Со мной всё в порядке, мама! - ответил он.
     Арен обнял маму и крепко прижал её к своей груди.
- Сынок? - подошёл к ним Сурен,- где ты был, что с тобой?
-  Я был на горе святого  Оганнеса, отец. Я дал обет Господу, что ровно сутки, без воды и еды, без крыши над головой, опустившись на колени перед часовней , буду молиться всем святым, чтобы  сжалились над нами и не оставили нас без мамы. Я просил Бога, наполнить силой руки и ноги моей матери,- отпустив маму из объятий, он посмотрел на следы веника на своих руках и смеясь продолжал,- как видите, Он перестарался.   
  Все вместе стали так громко смеяться, что весь дом дрожал от их хохота.
  С этого дня, Арен даже на пять минут не опаздывал домой, каким бы важным делом не был занят. А Сурен, как всегда, был рядом с женой и помогал ей во всём.
   Господи, какая сильная, могучая и чудотворная молитва сына!!!
 
С безграничным уважением к Вам, достойные сыновья и с  любовью ко всем верным душам, Ваша Ерануи