11. Тропа Трояня

Игорь Еремеев Труды
Имя Трояна встречается в тексте 4 раза. Приведём эти фрагменты в порядке их следования.

1. ТРОПА ТРОЯНЯ
«О Бояне, соловію стараго времени!
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!» (14)

Этот фрагмент кровно связан с первым определением Мысленного древа:
«Боянъ бо в;щій, аще кому хотяше п;снь творити, то раст;кашется мыслію по древу, с;рымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» (3)

Сравнивая эти два фрагмента мы можем догадаться, что слово «рыща» из верхнего фрагмента относится к волку, который прямо не называется, но подразумевается.
Образ «рыскающего волка» напоминает фрагмент,:
«а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.» (159)
(из Киева в Тмутаракань рыщем волком)
Здесь слово «рыскать» с разными приставками упоминается три раза, что является его подчёркиванием.

Этот фрагмент в свою очередь связан с другим путешествием из Киева в Тмутаракань:
«Се бо два сокола сл;т;ста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя…» (109)
(из Киева в Тмутаракань летим соколом)
Кстати, из ответа бояр Святославу можно заключить, что целью Игорева похода было пройти сквозь половецкую степь и взять Тмутаракань.

Во фрагментах с Тмутараканью имеем двоицу «сокол – волк», которая много раз встречается в тексте, и которая началась всё с того же Мысленного древа.
Из сравнения отрывков, предварительно заключаем, что «тропа Трояня (кто бы ни был Троян) через поля на горы» – это дорога (возможно, не реальная, а только мысленная) из Киева в Тмутаракань.
Что касается гор, то почти всё черноморское побережье окружено «горами» (учитывая, что и Киев стоит на «горах», эти горы могут быть также невысокими). Буквальный смысл не исключает иносказания «из мира дольнего в мир горний» (возносясь).
Буквально «через поля на горы» понимает и Лев Гумилёв:
«Это последнее выражение объяснено Д. С. Лихачевым как "переносясь воображением через огромные расстояния", но попробуем понять это буквально, т. е. считать, что источник веры в Трояна лежит на горах за полями. Поля - в данном случае Половецкая степь, а горы - или Кавказ, или восточная окраина Кыпчакской степи - Тянь-Шань.»
(Лев Гумилёв считает, что под «Олега коганя хоти» автор подразумевает Бояна (также как и Домнин). Таким образом, Олег каган – Олег Святославич, а Боян – его друг. С секретной миссией Боян от имени когана Олега «рыщет через поля на горы», по Гумилёву он связывается с несторианами в поисках альтернативного христианства для Тмутараканского княжества. Очень эстетичная гипотеза.)

Непосредственно за данным отрывком следует:
«П;ти было п;сь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады б;жать къ Дону Великому»».(15 – 17)
Обращает на себя внимание повторение «через поля». Считая это совпадение неслучайным, полагаем, что под полями в обоих случаях подразумевается одно и то же:
Через поля на горы = через поля к Дону Великому.
Убирая общую часть «через поля», получаем:
«на горы» = «к Дону Великому» (который Игорь хочет «испить шеломом»).

2. ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ
«Уже бо, братіе, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла.
Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила д;вою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на син;мъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена.» (75 - 76)
В этом фрагменте слово «убуди» («пробудить»), как «не имеющее смысла» и противоречащее контексту обычно заменяется на слово «упуди» (при этом ссылаются на мнение замечательного филолога и знатока фольклора Потебню), которое означает «гнать», «прогонять».
В целом получается образ персонификации русской Обиды, которая восстаёт как душа из тел павших русских воинов, идёт на родину и прогоняет там «жирные» времена. В угоду такому «пониманию» приносится в жертву слово «убуди». Оправдывается это, как всегда, ошибками переписчиков. (Это стало настолько обычным, что читая «древнерусский» текст в современных изданиях мы читаем «упуди», а не «убуди».)
А между тем, слово «убуди» («пробудил») встречается в тексте, причём в сочетании со своим антонимом «успил» («усыпил»), и во фрагменте, очень сходном по смыслу с данным. Вот это место:
«Тіи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убуди, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозный великый кіевскый грозою.» (88)
Фрагмент этот, в отличие от предыдущего, довольно прост и понимается со времён Мусина-Пушкина в общем правильно:
«Эти два храбрые Святославича, Игорь и Всеволод, уже ложь пробудили, которую усыпил отец их Святослав великий киевский грозою».
Восстанавливая, уже хотя бы из соображений экономии, «убуди» в первом фрагменте, мы способны догадаться, что обычное понимание является неверным и что «земля Троянова» –  это не Русская земля и находится совсем в другой стороне.
– Где?
– Там, где сказано в «Слове» - «на синем море у Дону».
– Как идёт обида на «землю Трояню»?
– Как дева-лебедь. Это фольклорный образ, означающий невесту. Невеста переходит жить из родного дома в дом мужа, в «землю незнаемую». В данном случае русская обида идёт невестой к половцам, пробуждая их «жирные» времена. В случае победы русских всё было бы в точности наоборот.
Этот фрагмент перекликается с плачем Ярославны. Она также хочет омочить «бебрян рукав» (крылья) в синем море. (Кстати, может быть тоже лебедем? «кычет» – лебединый крик.)

3. ВЕКА ТРОЯНЯ
Следующие фрагменты рассмотрим вместе, поскольку они относятся к двум зеркальным друг другу фрагментам про Олега Святославича и Всеслава Полоцкого.

«Были в;чи Трояни, минула л;та Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стр;лы по земли с;яше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ град; Тьмуторокан;. То же звонъ слыша давный великый Ярославь сынъ Всеволожь…» (57 – 61)
(путь звона славы от Тмутараканя до Киева)

«На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребій о д;вицю себ; любу…
… Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя»
(рысканье волка из Киева в Тмутаракань)

Прежде всего заметим, что века Трояна называются вместе с Тмутараканью, точнее, вместе с путём между Тмутараканью и Киевом, который, предположительно, и является «тропой Трояновой».
(Опять же Киевский князь Ярослав Мудрый воевал с братом Мстиславом Тмутараканским, а Олег Святославич Тмутараканский воевал с Киевом в лице сначала своих дядьёв Ярославичей, а затем Владимира Мономаха).
Что касается веков Трояновых, то у нас есть точное указание – княжение Всеслава в Киеве, т.е. 1068 год с Р.Х. Отнимая от времени этого события 7 веков получим раннюю дату события, послужившего началом летоисчисления, о котором говорит автор «Слова». Отнимая 6 веков, получим верхнюю границу того ключевого события. Итак, начало эпохи Трояна должно быть в границах 368 – 468 годы, причём психологически оно должно быть ближе к первой дате.
1.
В рамках этого периода лежит образование Византии (395 год).
Крестившаяся Русь стала преемницей Византии, также как та стала преемницей Рима. Византия – позднее название, сами себя жители Византийской империи называли «Римской империей» или «Империей римлян». На руси Византию называли «Греческим царством», а Константинополь – Царьградом.
(Почему Образование Византии связано с именем Трояна, обожествлённого императора или полководца или кого-то ещё – другой вопрос.)
Кому принадлежала интересующая нас территория Тмутараканского княжества в то время?
«Боспорское государство существовало до начала VI века. В течение второй половины V и начала VI века над Боспором распространялся «протекторат» гуннского племени утигуров, вернувшихся из Европы после распада Гуннского союза…
В 520—530-х годах Византия устанавливает над Боспором прямую власть. Античный период его истории плавно переходит в византийский без разрывов в эволюции материальной культуры. В 576 году территорию от современной Грузии и до Крыма завоёвывает после войны с Византией Тюркский каганат.»
2.
Поскольку Тмутаракань относилась когда-то к Хазарии, а в конце «Слова» упоминается «Олег Каган», то стоит поискать ключевое событие и в Хазарском Каганате.
Считается, что Тюркский каганат, предшествовавший Хазарскому (650 – 969), был создан примерно в 5-6 веках на Алтае племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина (кстати, «Ашина» переводится как «благородный волк»). Начало правления первого кагана датируется 542 годом. Считая от этой даты получаем, что Всеслав стал киевским князем всё же на 6-м веке, а не на 7-м. Но ведь Википедия может всего и не знать!
В любом случае противоречие между Хазарией и Византией может оказаться не столь значительным как это сейчас представляется.

Учитывая неопределённость второй версии, считаем пока, что счёт «веков Трояна» в «Слове» ведётся от образования Византии, кровно связанной с интересующей нас территорией Тмутараканского княжества (части Таманского полуострова и южного берега Крыма).
К сказанному можно добавить, что Олег Святославич прожил пленником (или изгнанником) 4 года в византийском плену (или изгнании), откуда явился в Тмутаракань византийским наместником (см. «Олег каган»). После смерти Олега Святославича Тмутаракань была Русью утеряна и отошла к Византии.

4. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ЭРА (ДЕНЬ СЕДЬМОЙ)
Посмотрим, не было ли в самой Византии какого-то вновь созданного исчисления, полагающего своё официальное создание за точку отсчёта.
В Византии, а вслед за ней и на Руси, было установлено считать годы, начиная от сотворения мира.
При этом, католическая и православная системы счёта времени антогонистичны – Римская система счёта исторична, а Византийская – символична. Тогда как западная Римская церковь высчитывала годы жизни патриархов и получила примерно 4000 лет, то восточная Византийская церковь рассуждала примерно так:
«За исходную точку летоисчисления была принята христианская эра от «сотворения мира», причём существовало около 200 различных вариантов, важнейшим из них является византийская эра, созданная в 353 году. В основу многих эр было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему <…> И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1:27-31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8). Основываясь на этих библейских утверждениях, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира».
«Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру (в латинском переводе Вульгата, в отличие от Септуагинты, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе, поэтому дата получалась другой — 4713 или 4000 лет.»
«Начиная с VII века, постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии.»

За начало мира в Византии была положена суббота 1 сентября 5509 года до н. э. (сентябрьский стиль). В таком случае Византия была образована в 5904 году (5509 + 395) от сотворения мира. Таким образом, по их логике Византия была образована на исходе шестого дня (самый конец шестого дня будет отмечен падением Рима). А потом начнётся седьмой последний день*.
Таким образом, «седьмой век Трояня» – это в том числе седьмое и последнее тысячилетие (день). Предшествующее тысячилетие (шестой день) было Римским**. Христос родился в Иудее, находящейся в составе Римской империи, в середине шестого тысячелетия (дня).
Западная часть Римской империи пала в 476 году, т.е. в 5985 году от сотворения мира, что и ознаменовало собой начало новой Византийской эры римской империи (начало нового тысячелетия и нового дня). Вероятно, соображение о преемственности Византией павшего Рима, сыграли свою роль при утверждении дня сотворения мира.
Таким образом, в самом византийском летоисчислении заложена идея исключительности Византии для истории Мира от его сотворения Богом до конца. Такой позиции очень созвучен "седьмой век Троянов" из "Слова".

* Подражая этой логике Лихачёв и переводит «седьмой век» как последний, что является естественным для Византийского мышления, но вот понимание Трояна как некоего славянского языческого божества делает всю конструкцию неверной.
** «Может оказаться, что Византия - это Восточная Римская империя, реликт былого величия, на протяжении 1000 лет стремившийся к упадку» (из статьи Льва Гумилёва)

5. ТРОЯН
Что касается имени «Троян», то перечислим несколько возможных вариантов его понимания:

1. Имя Троян образовано от числа «три». От числа «три» переходим к трезубцу, который является личной печатью Владимира I (ныне герб Украины), который с малыми изменениями переходит к близким по крови к Владимиру I князьям. Трезубец великого князя Владимира связывают с хазарской тамгой или со знаками Боспорского царства. В обоих случаях направление заимствования – государство на территории будущего Тмутараканского княжества.

2. Имя Троян связано с Римом:
– По легенде Рим основали бежавшие с Энеем троянцы. Таким образом, Рим – это возрождённая Троя. Кроме того, откопанная Шлиманом Троя, находится в Турции, во времена Киевской Руси относилась к Византии. Т.е. круг замкнулся – Рим вышел из Трои и вернулся к ней.
– обожествлённый римский император I – II вв н.э. Говорят, он настолько поразил воображение покорённых народов, что вошёл в фольклор как могучий Троян, боящийся света солнца – см., например, польскую «сказку о царе Траяне»*;
– римский полководец Траян (умер в 378 году). Этот Троян погиб незадолго до образования Византии (395 год) и деятельность его была связана с Константинополем. Хотя по годам жизни он и подходит, чтобы от него считать седьмой век Троянов, но, представляется, он был не достаточно значимым для этого.
Преемницей Рима стала Византия. Вскоре за разделением Римской империи на Западную и восточную западная империя пала.
«До конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).»
Преемницей Византии стала Киевская Русь. Киевский храм Св. Софии, а также новгородская и полоцкая Софии символизируют преемственность от Св. Софии в Константинополе (о взаимосвязи новгородской и полоцкой Софий – см. «Новелла о Всеславе Полоцком»).

* Царь Траян в сопровождении преданного слуги ночами посещает свою возлюбленную, которая живёт в другом городе. Траян не выносит солнечного света и поэтому должен уйти от возлюбленной затемно. Однажды он, несмотря на предупреждения слуги, задержался и в результате рассвет застаёт его в пути. Слуга укрывает Траяна плащём, а сам скачет за подмогой. Случилось так, что мимо укрытого плащём царя шёл какой-то бездельник. Увидев дорогую материю, он захотел её поднять, но это ему не удалось, так как Троян, борясь за свою жизнь, крепко вцепился в неё. Тогда бездельник силой вырвал у Траяна плащ. Так погиб могущественный царь Траян.
Не выносящий света солнца царь Траян из этой сказки весьма напоминает графа Дракулу (особенно в версии Вернера Херцога).
Некоторые видят сходство между сказочным Трояном и Всеславом Полоцким, который также любил скакать ночами и который «великому Хорсу путь перерыскивал». Да и «девица себе люба» также есть в обеих историях.

РЕЗЮМЕ:
Из сравнения разных эпизодов «Слова» следует, что:
1. «Тропа Трояня» – путь из Киева в Тмутаракань (а может и дальше – в Царьград) или наоборот из Тмутаракани через половецкие поля на Киевские горы;
2. «Земля Трояня» – предположительно, территория Тмутараканского княжества;
3. «Века Трояни» – века правления в Тмутаракани Византии (или Хазарии).
4. «Седьмой век Троянов» – седьмой век от образования Византии, т.е. от 395 года, принимаемого за точку отсчёта.
5. «Троян» – персонификация римского владычества, возможно, позже канонизированная в фольклоре. Сложно сказать определённо, кто это может быть. Но более вероятным представляется римский император Троян, при котором Рим достиг расцвета (версия Карамзина).