Мир, где ценят красоту

Дария Джумагельдинова
    Несколько лет назад ко мне обратилась женщина. Она поделилась, что песню "Дунган кызы", посвятил ей,  казахский композитор Шамшы Калдаяков. Она рассказала, почему именно ей.


Почти  каждый человек в своем сердце имеет тайну.  У кого-то она остается нераскрытой,  он уносит  ее с собой. А некоторые хранят  долго, она находится у них в самом укромном местечке, спрятанная за  семью замками.  Приходит время, он  открывает ее самым близким – детям.  Однажды дочь спросила Соёру: «Почему ты бросила отца и сама решила нас воспитывать, детям нужен отец, хороший плохой,  он, защитник для них. Ты не интересовалась, как плохо нам было без отца. Возможно, не любила его, но это не означает, выкинуть  его из своей жизни, как ненужную вещь. Ты не жалеешь, что так поступила?
Соёра расплакалась: «Не жалею!  Простите меня, я виновата,  я не смогла жить с человеком, которого не любила».
Соёра поняла пришла  пора признаться себе, что сорок лет назад, она встретила человека который изменил мышление ее, она стала другой, но долгие годы не могла это осознать.
- Зачем  вышла замуж, если не любила?
- Доченька, в то время никто не интересовался моими чувствами. У дунган положено, по договору выдавать дочь замуж, он  неплохим  мужем был, только не смогла я жить с ним.
Мама  ты любила другого человека? Нет, доченька, не любила. Я просто узнала секрет любви. Какой она бывает? Какие слова говорят любимой женщине,  от которых она  расцветает, как цветок. Каждый день у этих женщин радостный и счастливый. 
- Это было очень давно, мне только исполнилось восемнадцать лет.  В то время  мышление восемнадцатилетней девочки, было, как у пятнадцати-шестнадцатилетнего подростка.  Мы жили в  богом забытом ауле под Таразом.  В основном, там жили дунгане, также казахи и  русские, но   их было мало, может, поэтому все  говорили на русском языке. Мой дядя был директором  сельского магазина, он назывался  «Улыбка», туда я устроилась  продавцом. Моя мама тяжело болела, мне приходилось за ней ухаживать, я почти не спала ночами, представляешь, днем работала, а ночью была с мамой,  мыла ее,  кормила, она была лежачей, делала уколы.
Как-то весной дядя пришел с мужчиной, казахом, ему было около сорока  лет. У него были тонкие черты лица, он был невысокого роста,  одет  в светлый плащ, в светлые брюки.  Дядя  сказал: «Этот мужчина будет брать у тебя продукты, ты заведешь тетрадь и будешь туда записывать, сколько чего он взял.  В конце месяцев, я сам буду оплачивать счета. Мы, продавцы были  удивлены, но ни о чем  не стали спрашивать, дунганки являются послушными и покладистыми. Этот мужчина постоянно приезжал  ранним утром, забирал продукты, а я аккуратно вела запись.   На фоне аульских мужчин, он выглядел культурным, интеллигентным человеком, не наглел, брал почти одни, и те же продукты.  Когда он приходил и видел, что мы занимаемся тяжелой работой,  помогал,  пересыпать мешки с сахаром или мукой. Что удивляло,  он был очень аккуратным, одежду носил только светлых тонов.
Изредка, я ходила в  гости к дяде. Однажды   встретила этого человека и  другого дядю -  директора нашего колхоза. Они пили чай и  беседовали, этот незнакомец был с ними, они с большим уважением относились к нему. Увидев меня,  незнакомец соскочил, дядя сказал мне:
  «Знакомься. Этот человек -  известный казахский композитор, его зовут Шамшы Калдаяков. Он мой друг, его любит простой народ, он будет жить в нашем поселке.  Председатель колхоза, выделил ему  землю под строительство дома,  построим ему,  он будет жить здесь в ауле».
Как-то ранним утром я пришла  на работу уставшая, ночь почти не спала, сильно болела мама.  Впервые Шамщы спросил меня,
почему, я такая расстроенная? Я  расплакалась,  моя  мама больна, ночью ей было плохо, я испугалась, что  потеряю ее.
 И обратилась к нему: «Возьмите продукты, чтобы я успела  записать, мне надо успеть на почту сдать деньги.
Он взял продукты и спросил меня: А где находится почта? Я – ответила, что надо пешком пройти три - четыре километра. Шамшы спросил: «Ты каждый день туда ходишь?»
Я кивнула. Он сказал: «Ты сегодня устала, я отвезу тебя?»
Я отказалась. У дунган, не положено женщине  находиться рядом с чужим мужчиной. Как раз в это время,  в магазин зашел дядя. Он тоже обратил внимание, что я выгляжу уставшей и заплаканной. Он сказала: я  разрешаю поехать тебе  с Шамшы.
По дороге я уснула. Он остановился в километре от почты и предложил мне выйти из машины. Я вышла, мне стыдно было смотреть в лицо ему. Он сказал: «Не надо стесняться, ты молодец, днем работаешь, а ночью ухаживаешь за матерью».
Посмотри,  какое голубое небо, когда глядишь на него, оно похоже на океан. Я служил в армии и видел океан. На вид он  безобидный, это для новичка. На самом деле, бывает страшным, когда сильный шквальный ветер, волны бывают высотой десять-двадцать метров. Человек, который видел океан, влюбляется в него. Долгие годы он снится ему, и у него появляется мечта увидеть его  еще хоть  один раз. Вода в океане имеет огромное количество красок и оттенков. Летом при ясной погоде, он голубой, как небо.  Видишь, на небе  алую зарю, она  похожа на твою  газовую косынку, сейчас исчезнет. Я молча кивнула. А он улыбался: «Проснулась?  Скоро почта,  я специально тебя разбудил, чтобы ты не выглядела уставшей на людях».
Мы сдали деньги, он отвез меня в магазин. Я была благодарна ему.
На следующее утро,  его машина уже стояла у магазина. Он сказал, что теперь всегда будет  отвозить меня – разрешил дядя.
- Я ведь должен отрабатывать свои продукты – произнес он тихо. Я отказалась,  стала уверять, что привыкла  ходить пешком. Он открыл дверцу  машины, и я  не заметила, как села.
В машине я старалась не смотреть на него, и боялась уснуть. Он сказал: «Не стесняйся, спи». Не доезжая до почты, он опять предложил мне, выйти из машины. В этот раз он остановил машину у ковыльного поля.  Ковыль под воздействием ветра, качалась, как волны. Вдали виднелись горы, Шамшы не смотрел на меня. Он стоял и смотрел куда-то вдаль, сев в машину, стал что-то писать.  В дороге он напевал какой-то мотив.
- Соёра,  не обращай внимания на мои странности. Если я не слышу тебя. Это значит,  я «поймал» ноту и скоро появится новая песня – объяснил он свое поведение.
Я  стала привыкать, что у магазина меня ожидает машина, сдавала деньги и радовалась,  маме становилось лучше.
Однажды, когда мы возвращались в магазин. Шамшы сказал:
- Ты красивая, умная, заботливая дочь. Тебе надо уехать из аула. Я вижу, что ты много читаешь, у меня был такой грех.
Я знаю, что ты хорошо училась в школе, тебе надо учиться. Твоя жизнь должна быть яркой, насыщенной, ты талантливая, задумайся, почему бы тебе не поступить в институт. Я ничего не могла сказать. Разве могла я пожаловаться, что  меня сосватали,  я должна  выйти замуж, как все дунганки,  нарожать кучу детишек, и жить с нелюбимым мужем, быть покорной.
 Шамшы  все чаще стал уезжать. Однажды признался, что в   Чимкенте у него много друзей.  Он сказала, что я тоже являюсь его другом. Мне приятно было с ним ездить,  общаться, его везде узнавали.  Где бы,  он не был,  к нему подходили люди, обнимали, целовали,  разговаривали и не хотели отпускать.
После очередного  возвращения  из  Чимкента, он спросил меня: «Ты была в Алматы?», Я ответила, что не была.
Шамшы стал убеждать, что человек, живущий в Казахстане,  обязан увидеть Алмату. Она сказочно  красивая, если приедешь, не захочешь уезжать. В  Алматы много   каналов,  в них  журчит вода, это  придает особый колорит столице. В  городе полно фонтанов,  они разбрызгивают мельчайшие частички воды, они как бисер, когда на них падают лучи солнца, сверкают, как брильянты.   Почти у каждого  фонтана посажены  розы, соседство с водой влияет на цветы, они  источают еще сильней запахи, ветер  разносит ароматы по всему городу.  Алматы окружена горами Алатау,  я люблю смотреть на них утром, когда они закрыты легким туманом. Появляется солнце, касается  вершин гор, они сверкают и сияют, как копья стрел, это потрясающее зрелище! Ты должна это увидеть. Я покажу тебе!  Цветоводы каждый год в Алматы устраивают конкурсы цветов,  я мужчина, но  я обожаю розы, девушки так похожи на эти цветы. А ты знаешь, что прародителями роз являются шиповники?
Постепенно, я научилась другими глазами смотреть на природу, на небе я выискивала облака, в виде барашков, когда было холодно, я представляла, что небо – океан, который, возможно, когда-нибудь увижу и я. По вечерам горы принимали различные облики зверей, и я, закрыв магазин, спешила ретироваться домой. Я стала впечатлительной.
Я стала искать везде красоту, могла из окна любоваться на местные горы, у меня развивалась фантазия, я представляла себя принцессой, которую непременно найдет принц.
Наш аул полюбил Шамшы. Я видела, с какой любовью и теплотой относятся к нему жители.
Однажды, я проснулась счастливой и радостной, у меня было чувство, как будто что-то чудесное должно случиться. У магазина я увидела машину Шамшы. Он ждал меня, когда подошла, он вошел в магазин и попросил всех продавцов и покупателей выйти на улицу,  из машины  вытащил добру и спел песню на казахском языке.
Соёра, эта песня называется «Дунган кызы». Песня, посвящена тебе. Он пропел ее, мы стали хлопать, у  магазина собралась толпа, люди просили его спеть еще.
Когда он сел в машину я удивилась, у него  изменилась внешность. Его глаза улыбались, стали  бархатно-черными, он посвежел и был счастлив.  Тогда я поняла секрет творческих людей, почему писатели, художники и композиторы  живут долго. Потому что творчество,  не дает стареть им.
Я была наивной девушкой,  и была довольна своей жизнью, обожала свой аул.  Однажды в ауле прошел слух, что Шамшы вызывают в Алмату, я не поверила. В это утро, он пришел попозже, повез меня на почту и предложил уехать с ним в столицу.
- У меня в Алматы, много друзей, я помогу тебе поступить в любой институт. Хочешь, поедешь со мной. Или найди меня, когда приедешь.
К зиме он уехал. Я была молодой и глупой,  что скрывать мне пришлось снова пешком шагать три -- четыре километра, чтобы добраться до почты. Особенно тяжело было осенью, когда лили протяжные, серые дожди. Я скучала по  рассказам его, он научил меня  видеть прекрасное во всем.
Меня выдали замуж, я мужа своего почти не знала. Мне тяжело с ним было общаться. Я хотела полюбить его,  порой  просила  остановиться, прислушаться к ветерку, угадать ароматы цветов, полюбоваться утренним рассветом. Он был другим. Позже умерла мама. Я родила четверых детей, муж оказался хулиганом, я стала заниматься бизнесом, выгнала его. Прошло почти сорок лет, я благодарна судьбе, что мне повезло встретить великого композитора  Шамшы Калдаякова, который хотел изменить мою жизнь. Если бы,  не его рассказы, возможно, как тысячи других женщин я  жила бы  обычной жизнью. Мне захотелось увидеть Алматы, я  переехала туда, иногда проходя мимо фонтанов, я слышу музыку воды. Вижу силуэт мужчины, который просит присесть на скамейку у воды, отдохнуть.  Благодаря ему я познала другой мир, где люди живут другой жизнью,  любуются природой и учатся видеть везде красоту.