От казаков днепровских до запорожских ч. 69

Николай Мринский
Так гетман с боярским титулом окончательно лишился социальной опоры в своих владениях: «чернь» и вольные запорожцы отказали своему недавнему избраннику в доверии. Брюховецкий стал спешно искать новую силу, которая бы помогла ему сохранить власть. Гетман решает изменить Москве и отдать Левобережную Украину под власть Оттоманской Порты. В Стамбул (Константинополь) были направлены гетманские полномочные представители. В начале 1668 г. начался мятеж. В Гадяче сторонниками гетмана было перебито до 200 «московских людей», в том числе стрельцов. После этого Иван Мартынович Брюховецкий разослал во все концы гетманских владений «листы» с призывом очищать и другие полковые города от московских ратных людей и царских воевод. Однако уже через 4 месяца против гетмана-изменника вспыхнуло народное восстание. Дорошенко сносился с Брюховецким, уговаривая его отказаться от Москвы и обещая помочь ему сделаться гетманом под покровительством Турции и Крыма. Чувствуя непрочность своего положения, Брюховецкий сдался. Он изменил Москве и поднял против неё восстание: прежде всего были изгнаны воеводы. Но и это не спасло Брюховецкого, так как было общее желание иметь гетманом Дорошенко. Последний появился со своим войском на левобережье; оба гетмана встретились на Сербинском поле близ с. Диканьки (Полтавская обл. Украины). Казаки Брюховецкого тотчас же объявили себя сторонниками Дорошенка, схватили Брюховецкого и потащили его к правобережному гетману.
 
ВЕЛИКИЙ ХАРАКТЕРНИК И ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ

Дорошенко распорядился приковать его к пушке и при этом сделал знак рукой: казаки приняли этот жест за смертный приговор и убили Брюховецкого. Таким образом в 1668 г. его страшно обезображенный труп был отвезён по приказанию Дорошенки в Гадяч, где и похоронен с гетманскими почестями (24). Ещё одним из наиболее ярких представителей казачества был знаменитый Иван Дмитриевич Сирко - кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провёл 54 (Д.И. Яворницкий придирчиво насчитал - 55) больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым. Год и место рождения И.Д. Сирко доподлинно неизвестны. Отец Юрий Мыцик, доктор исторических наук из Киево-Могилянской академии, считает, что будущий кошевой родился в семье шляхтича на Подолье. Исследователи в большинстве своём называет его родиной казацкую слободу Мерефа на Слобожанщине (Харьковская обл.). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным: повитухи заголосили, а мать потеряла сознание. Дьяк, который зашёл окрестить ребенка, отказался брать его на руки! Перекрестил издалека и убежал. А тот, кто всех испугал, не заплакал. Он лежал на столе и забавлялся куском пирога. А затем на виду у перепуганных родителей съел его. Мальчик родился с зубами, чем изрядно напугал всех присутствующих. По поверьям появление зубного младенца означало, что родился будущий убийца. Сельчане советовали родителям избавиться от ребенка. Отец спасает мальчика, выносит его к толпе и торжественно провозглашает - этими зубами малыш будет грызть врагов!

Никто тогда не знал – родился украинский дьявол! Но это мало успокоило крестьян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными. За несколько лет Ваня научился останавливать время, ловить пули руками и убивать врага одним взглядом. О нём будут говорить, что он - оборотень. Жизнь этого человека окутана легендами и, он стал самым знаменитым и могущественным характерником. Кошевой атаман Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали урус шайтаном. Запорожские казаки говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко пробравшись в лагерь противника под личиной зверя умел навести на врагов сон. Но Сирко не только побеждал людей – своих недругов, а и нечистую силу. Речку Чертомлык, где базировалась Сечь назвали так потому, что в ней Сирко убил чёрта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Место захоронения атамана-характерника долгое время оставалось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому И.Д. Сирко несколько раз перезахоранивали, и место то всякий раз знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко сначала хранился на Сечи. И даже возили его с собой в военные походы.

Турки рассказывали, что по ночам перед тяжёлым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Умирая, он завещал казакам - побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». И «не бойтесь, что я не православный: я есть православный христианин!» Казаки выполнили завещание кошевого. Они отрубили десницу Сирко и ещё 20 лет возили её с собой в походы. Когда бой был особенно тяжёлым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Поэтому запорожцев ещё долго боялись турки, крымские татары и ляхи. Руку кошевого захоронили в погребальном кургане только после ликвидации царскими войсками ген. Текели Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я». Старые характерники предостерегали Сирка от женитьбы, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой.

Его, лицо историческое, можно считать восприемником мифического Козака-Первопредка и легендарного Козака Мамая. Ибо был он выдающимся характерником и народ, в обход церковных правил, действительно его канонизировал. Сирко – это от серый (сiрий, по-украински), иносказательного прозвища волка. Имеется легенда о превращениях кошевого перед вражеским войском, что отвечает древним – уходящим в индоевропейское прошлое – поверьям и воинскому искусству славян. Народ же возвеличил атамана как Сирентия Иоановича Праворучника. Согласно легендам, не брали его ни пули, ни сабли. Дважды он воскресал из окроплённой чудодейственным соком земли. По преданию, рука Ивана Сирко помогла победить и французов в Отечественной войне 1812 г. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал полководцу Кутузову про победоносную правую руку Сирко.

ЗАПОРОЖСКИЙ ПОЛКОВНИК НА СЛУЖБЕ У КОРОЛЯ ФРАНЦИИ

Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, всё-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии Михаила Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и они были вынуждены уйти из русской столицы. Судьба войны и судьба Великой армии была решена. Так И.Д. Сирко помог русской армии победить французов. А затем великий живописец И. Репин воссоздал образ народного героя-характерника в своих знаменитых «Запорожцах». Летопись жизни Ивана Сирко - это головокружительная одиссея, в хитрых сплетениях которой можно и запутаться. Свидетельств о первых 35-40 годах жизни Сирко почти нет.

Первое из свидетельств о деятельности Ивана Дмитриевича Сирко - интересная, но и по сей день фактически не задокументированная история участия отрядов запорожцев в Тридцатилетней войне (1618-1648) на стороне французов. Утверждается, что в 1644 г. Б.М. Хмеля, как военный писарь Войска Запорожского, встречаясь в Варшаве с послом Франции графом де Брежи, подписал договор о найме 2500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 г. казацкий отряд Балтийским морем с остановкой в Гданьске прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 г. 2000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Сирко, который командовал к этому времени полком, а также 3000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осаждённая крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро. Возглавляли этих кондотьеров полковники Сирко и Солтенко. Впереди их ожидали интереснейшие события - осада и штурм неприступной испанской крепости Дюнкерк (которую называли «ключом от Ла-Манша»). Последнюю неоднократно во время многих конфликтов пытались взять французы, но всегда безрезультатно... Казаки «разобрались» с неприятелем за 3 дня и вошли в неё... В 1966 г.

Продолжение следует в части  70                http://proza.ru/2020/12/15/1459