Самоходка - Прикосновение к истории

Владимир Журбин 2
               
                Мы в измятую кружку нальём
                Мы помянем танкистов вчерашних,
                Это поле с кострами на нём наше всё-таки,               
                Всё-таки - наше!
                (Михаил Калинкин)
 
        В 1989 году дали мне везти в Москву пилораму. Груз внушительный. Станина у пилорамы около трёх метров высотой, по бокам же стояли эл.двигатели. Эл.двигатели эти с ребристыми катками бревно в пилораму втягивают, поверх них пилы туда-сюда бегают, бревно распускают(распиливают) на доски.
Такая техника наверное больше спросом пользовалась бы в Сибири, в таёжном лесничестве, ну никак не в Москве.
       Ну, короче, не моё дело. Моя задача доставка груза.

        Поставщики в ТЭП(транспортное эксплуатационное предприятие) пилораму привезли на своей машине. А теперь, значит, её надо перегрузить на мой КамАЗ. Кран нужен. Вижу, невдалеке козловой кран по  рельсам ездит, сверху на стропах висит будочка с крановщиком. Я снизу крановщику покричал:
- Эй, мужчина, помоги с машины на машину груз перегрузить.
- Да, запросто, подгоняй! – оттуда мне прокричали.

        Мы свои машины подогнали, крановщик подъехал поближе, подцепил пилораму и перенёс ко мне в кузов. А комплектующие к этой пилораме в прицеп погрузили. Полностью загрузили мой КамАЗ.

        Я восхитился с какой ювелирной точностью крановщик погрузку сделал! Думаю, что поблагодарить надо бы его за такую работу. Беру три рубля и поднимаюсь к нему в кабину. Захожу, а там молоденькая дамочка сидит, крепенькая такая. Она поворачивается со словами «Кто пришёл?» и я прям оторопел, чуть дар речи не потерял, назад попятился. Она мои три рубля увидела, заулыбалась и говорит:
- Что ломанулся назад, застеснялся? Думал, наверное, пьяницу-крановщика увидеть?
       Я маленько в себя пришёл и говорю ей, что мол так и так, поблагодарить хочу за ювелирную точность погрузки. Она засмеялась и поясняет:
- Да я целыми днями контейнерА кидаю направо-налево, а тут ты подвернулся. Мне ж тоже интересно работу сменить. А что хорошо получилось, так ты сам мне пальчиком показывал куда подвинуть. Я по твоим указаниям  и двигала груз. Вот и получилось хорошо погрузить. А деньги спрячь, не надо их.
 
        Я спустился, пошёл к машине, там у меня конфеты лежали «Птичье молоко» - для жены купил. Взял я их, опять поднялся и подаю ей со словами:
- Спасибо тебе. Где бы я по городу искал такой кран? А тут ты, да ещё так филигранно погрузила. Мы с поставщиком очень довольны.

        Выехал я из города весь загруженный ящиками. Посередине груз такой, что и не под каждым мостом пройдёт. Мосты у нас по Союзу по четыре метра высотой всего.  Маршрут мне нарисовали через Уральские горы, через Татарию(Татарстан), через реку Белую с паромной переправой. Трудная дорога получилась, один я в этот раз ехал.

        Перед уральским городом Сим, где рябина растет на деревьях пышными  гроздьями, на длинном-длинном затяжном спуске у меня задымились колёса. Это бывает, поэтому я не обращая на дым внимания, въехал на заправку. Вышел из кабины, уже пистолет заправочный в бензобак вставил, поворачиваюсь на дым и вижу что мои  колёса на прицепе прямо-таки огнём полыхают.
      
       Однако, горю я! А тут заправка, бензин рядом, взрыв может произойти! Я кричу заправщице «Выключай колонку!», сам же вскакиваю в кабину и гоню КамАЗа подальше от заправки. Хорошо, что дожди недавно шли, лужи стояли. Я по лужам проехал, колёса притушил, встал у обочины, ещё огнетушителем по ним прошёлся.
Ещё со службы на корабле в дивизионе живучести мне понравились углекислотные огнетушители. Поэтому ОУ-5 у меня всегда с собой, они настоящим снегом тушат. Потушил огонь, разворачиваюсь и заезжаю опять на заправку.
      
       Заправщица смеётся:
- Что загасил пожар?!
- А то!
- Да у нас каждый день так, - поясняет она, - У многих бывает, что после затяжного спуска колёса дымят.
Я около неё постоял, посмеялись мы, да и поехал я дальше.

       Через Татарию подъехал я к речке Белой, к  паромной переправе. Паром -
 это корабль с П-образной конструкцией, посередине которой капитанская рубка стоит. Чтобы вхолостую паром не гонять, машины на обе стороны парома-корабля  трамбовали так густо как селёдку в бочки.
 
       К парому очередь из машин стоит на полдня не меньше. Ну мне не привыкать. Сам себе думаю:
- Подожду, немного отдохну, заодно бензин государственный сэкономлю.
      Нам на бензин талоны давали. Если перерасход, то талонов на весь путь может не хватить, на свои денежки тогда заправляться придётся. Встал в очередь, стою. Вскоре подошла и моя очередь.
 
       Паром к берегу подошёл, старший морячок с парома выскочил, начал машины  направлять кого направо, кого налево. Я подъехал, подхожу к морячку со словами «Кэп, привет тебе с Тихого!» и показываю на свой КамАЗ. Он на меня глянул и говорит: «Понял! Свой брат-моряк. Сейчас я тебя погружу». А как мой КамАЗ увидел, руками замахал и говорит:
- Нет, нет, братишка. С таким негабаритным грузом подожди. Мерить тебя надо. Ты же мне всю ходовую рубку снесёшь. Пока в сторонке постой. Со следующим рейсом тебя первого погрузим.
 
        Я отъехал в сторонку, легковые машины пошли на паром, а ко мне подошёл с мерной палкой другой матрос и начал мерить высоту моего КамАЗа. Замерил он мой КамАЗ и говорит:
- Подожди с часик, браток. Мы вернёмся и тебя первого запустим. А когда вернулись они, кэп сам вышел и закричал, что  вот этот КамАЗ первым заходит. Потом встал на лесенку и самолично следил за тем как я въезжал. Всех тормознул - и легковушки и мотоциклетки. Всех, пока я не въехал на паром. Я своим таким гружённым КамАЗом, можно сказать, шёпотом заезжал. Прямо на нос заехал. Кэп команду давал:
- Давай, мореман, на самый нос. Первым заедешь, первым выедешь.

        И когда я съезжал с парома, то высунулся из окна и в рубку рукой помахал. Вот так благополучно я переправился через речку Белую.

        Нормально, без приключений доехал я до Москвы, ранним утром въезжал в неё. Тогда пробок таких как сейчас не было, спокойно ехал. Тем более что, завидев гружённый КамАЗ всякие легковушки мне дорогу уступали.
        И тут по переходу через дорогу, прямо перед моим автомобилем чёрный кот шмыгнул. А водители вообще-то народ суеверный, поэтому решил я подождать - груз-то у меня нешуточный! Ну значит жду, когда кто-нибудь первым дорогу перейдёт. Рядом встали две девушки – им тоже надо дорогу переходить. Я им машу: «Переходите дорогу», а они мне  в ответ: «Нет, мы первые не пойдём. У нас свидание. Вдруг не состоится». Я стою, они стоят – ждём. Тут из-за крайнего поворота выворачиваются три милицейских жигулёнка. Утро раннее было, наверное с развода ехали. Две проезжают вперёд перед нами, а третий останавливается.
- Чего тут стоишь? - высовывается гаишник в окошко, - Хоть бы на обочину съехал! – затем плюнул на землю и поехал дальше.

       Девчонки со смехом побежали, вслед за ними  и я тронулся. Доехал до нужного адреса, нормально разгрузился и поехал в ТЭП восточного направления.
       ТЭПы на каждое направление есть: на западное, на южное, на северное, на восточное. В ТЭПе поглядели на мою путёвочку с красной полосой и отправили на АЗЛК(Автозавод имени Ленинского Комсомола), где автомобили "москвич" делают.

       Приехал я на огромный завод, цеха здесь необъятные. Начали КамАЗ грузить колёсными дисками, и ехать мне с ними назначили в город Выксу Горьковской области. В Горьком я никогда не был. Это сейчас все ездят по спутниковым навигаторам, а тогда я разложил на сиденье атлас автомобильных дорог, выверил маршрут и поехал.
 
       К ночи подъезжаю, дорога пустая, второстепенного значения, вокруг тайга гудит-шумит. До Выксы каких-то 100 километров оставалось. Решил я заночевать здесь, в лесу. Съехал с дороги, вскипятил чаю, бутербродов наделал, поел, лёг спать. А шум от деревьев такой стоит, что не заснуть. Огромные деревья вверху качаются, вершин не видать, ветками бьются. От них хруст-шум-визг-вой-скрежет такой стоит что хоть святых выноси. Такое ощущение, что в лесу кто-то кого-то кушает, грызёт, догоняет – жуть страшная! Не могу уснуть, страшно. Завёл машину и поехал в Выксу.

       Приехал, завод нашёл, показал документы, меня на заводскую территорию пропустили. Показали где машину поставить, чтобы переночевать. Я въехал через проходную, фарами осветил дорогу, подъехал к куче металлолома, остановился возле неё и встал с рядом стоящим с каким-то очень большим необычным трактором и быстро заснул.

       На рассвете просыпаюсь и вижу что рядом со мной не трактор стоит, а огромная самоходка-танк времён ВОВ. Я из кабины вышел, обошёл кругом самоходки.
        Пока люди на работу не пришли,  я её всю осмотрел, всю облазил. Удивительный танк этот был. Одни только гусеницы у него были метровой ширины. Сама же самоходка была высоченной совсем как та пилорама которую я в Москву отвёз. Это даже не танк был, а пушка на колёсах. Ствол у пушки был такого серьёзного калибра, что в него вполне можно было голову просунуть. Рукой по броне провёл - броня шершавая, пористая, с отметинами от снарядов. Залез по гусенице на броню, походил по башне, заглянул в открытые люки.
        Мощное полевое орудие стояло здесь, возле кучи металлолома. Настоящий боевой танк. Сейчас такие в музеях стоят, за каждой вот такой реликвией охрана смотрит, а тут такую машину и на переплавку… Стало мне его так жалко, как бойца смертельно раненого, но ещё живого. Живой танк стоял здесь, ожидая конца.

      Разгрузился я, опять подъехал к самоходке, погладил броню, грустно было оттого, что военная наша история уходит в переплавку.

      Ехал назад по гористой России. В низинках стояли нарядные русские деревушки. Дома. обшитые досточками, были покрашены в разные цвета, видимо кто какую краску купил, той и красил дом свой. У кого зелёный домик, у кого красный, у кого жёлтый.
      Красивы русские деревни.
   
      Когда Уральские горы проезжал, сорвал там пару горстей рябины пышной в подарок жене и детям.
  А сам ехал и всё вспоминал ту боевую самоходку, действительно боевую.
    Было ощущение, что прикоснулся я к Великой Победе, к Великой Отечественной Войне.