Гимн космонавтов

Сёстры Рудик
   Урока пения давно не было в школе. Учительница переехала жить в другой город. И теперь эти часы либо занимали другими предметами, либо ученики тихо сидели в классе, занимаясь своими делами. В конце концов, это многих даже радовало и устраивало, чем сидеть на пении и горланить песни.
   Но вот как-то однажды в середине ноября прозвенел звонок на урок и в шестой класс «Б» вошёл пожилой мужчина. На его голове сверкала плешь, по бокам смешно торчали седые волосы. На носу сидели большие квадратные очки с увеличительными стёклами. Под носом топорщились серые усы, похожие на пук старой пакли. Новенький учитель здорово смахивал на доктора Айболита. Ещё бы надеть на голову белый колпак с красным крестом и облачиться в белый халат в кармане со слуховой трубкой, и типаж готов! Вместо привычного аккордеона дети в его руках увидели музыкальный инструмент, похожий на балалайку. Все сразу переглянулись и захихикали.
- Здравствуйте, садитесь, - вежливо поздоровался учитель.
   Он бережно положил на учительский стол музыкальный инструмент, классный журнал, нотную тетрадь с песнями, шариковую ручку и представился:
- Давайте будем знакомиться. Меня зовут Пётр Петрович. Я буду у вас преподавать уроки пения и искренне надеюсь на дружбу и взаимопонимание.
   Класс загудел, как потревоженный улей.
- А мы что, теперь под эту балалайку петь будем? – с иронией спросил Ромка Гагрин.
   Все расхохотались!
- Тише, ребята, тише! – поднял руку учитель, призывая к спокойствию.
   Потом бережно взял со стола инструмент и пояснил:
- Это совсем не балалайка. Это мандолина.
- Ещё лучше! Ваще капец! Будем, как казахи в степях теперь петь! – убито произнёс Гошка Чеканов и, закатив глаза, тут же продемонстрировал песенную вариацию противным дребезжащим голосом: - Ялды, колды, бельмес, мельмес… йюу-у-и-и…йю-у-у-и-и…
- Ха-ха-ха!!! – весело закатились смехом ребята.
- Успокойтесь, пожалуйста! Петь будем нормально! – стараясь перекричать шум, заверил Пётр Петрович и приказал: - Откройте свои тетради, запишем новую песню, и сегодня её разучим.
- А у нас нет тетрадей. Мы не знали, что вы сегодня будете вести урок пения, - подняв руку, с места сказала Смешинкина Оля.
- Ну, раз такое дело, тогда пишите на листочках. У кого нет листочков, пусть поделятся товарищи. А дома перепишите песню в тетрадь по пению, - не смутился учитель.
   Зашуршали тетрадями, вырывая листы. То там, то здесь раздавались шутки и смешки. Наконец все взяли в руки ручки и приготовились писать.
- Кто мне скажет, какой сегодня день? – спросил Пётр Петрович.
  Класс с любопытством уставился на учителя.
- Пятница, - ответил Белов Ромка.
- Хорошо, пятница, - согласился учитель и задал более наводящий вопрос: - А какая сегодня знаменательная дата?
   Все молчали. Кольцова Катя подняла руку и, встав из-за парты, уверенно ответила:
- Сегодня День космонавтики!
- Вот! Правильно! Молодец! – похвалил за ответ Пётр Петрович и повторил: - День космонавтики!
   Он начал вкратце объяснять ученикам значимость даты. Небольшое напыщенное пояснение, быстро утомило непоседливых шестиклассников. Послышались вздохи, зевания, нетерпеливая возня и смех. Учитель сразу перешёл к делу!
- Сегодня, ребята, мы с вами разучим гимн космонавтов. Песня наша так и называется «Гимн космонавтов». Пишем в тетрадях, не сидим! – приказал учитель, не обращая внимания на шум, и продиктовал: - Слова В.Войнович, музыка О.Фельцмана.
   Записали название песни, написали, кто писал слова и музыку. Уставились на учителя.
- Пишем первый куплет и припев, - взял в руки нотную тетрадь Пётр Петрович и продиктовал: - Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет последний раз маршрут.
  По классу прокатился непонятный смех, и понеслись ушлые шепотки.
- Ребята, успокоились! Пишем дальше! – сделал замечание учитель и продиктовал дальше: - Давайте-ка, ребята, споёмте перед стартом, у нас ещё в запасе четырнадцать минут. Пишем припев. Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд – от звезды до звезды. На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…
- Ха-ха-ха!!! – несдержанно расхохотались на последней парте Лебедев Андрей и Ремеслов Серёга.
   За ними захохотали остальные.
- Тишина в классе! – сдержанно, но строго попросил учитель пения и спросил: - Что за причина смеха?
   Ученики ушло поглядывали на учителя, не желая до конца успокоиться.
- Поднимите руки, кто слышал эту песню или знает её, - положил на стол тетрадь с нотами Пётр Петрович.
   Поднялось много рук.
- Отлично! – довольно потёр руки Пётр Петрович, сверкнув очками.
- А может мы чего-нибудь другое споём? - предложил Чеканов и возмутился: - Ну, как можно под эту бандуру петь какой-то серьёзный гимн?! Это же преступление!
   Класс снова затрясло от смеха!
- Что ты нам предлагаешь? – воззрился учитель на неугомонного ученика.
- Ну, например, песню чукчи! – не растерялся Гошка и, раскачиваясь в такт своей песне, подёргал губу и пропел: - Биу! Биу! Одна палка, два струна, я хозяин вся страна! Куды еду, ни гляжу, чаво вижу, то пою! Биу! Биу! Биу!..
   Все расхохотались! И Пётр Петрович всей шкурой почуял проверку на выдержку нервов! Как старый педагог он давно знал натуру переходного неугомонного возраста средних классов! Это были уже не младшие ученики, но и не взрослые! Если не найдёшь с ними общего языка, будешь и клятым и мятым! Носи под языком валидол и терпи всякие безобразия! Собрав всю силу воли в кулак, учитель миролюбиво рассмеялся и остановил Гошку:
- Достаточно! Потом споём и про чукчу. Но сначала будем петь то, что положено.
   С этими словами он решительно взял мандолину и заиграл. Смеха стало ещё больше! Проиграв вступление, и не обращая внимания на шум, Пётр Петрович кивнул:
- Поём первый куплет! И!..
- Заправлены в карманы финки и наганы, и банда уточняет последний раз маршрут!..
- Стоп! – остановился учитель и заморгал глазами через увеличительные стёкла: - Чего вы поёте?!
  Девчонок согнуло от смеха! Пацаны ушло поглядывали на преподавателя. Пётр Петрович выдержал строгую паузу и, напоминая, тряхнул головой:
- Поём первый куплет!
   Вступление проиграно!
- И!..
   Вперемешку с неудержимым хохотом класс запел:
- Заправлены в карманы финки и наганы!..
   Учитель прекратил играть на мандолине и, сверкая совиными глазами, прошил класс недовольным взглядом! Подопечные нагло смотрели на него, едва сдерживая хохот. Пётр Петрович попробовал надавить на совесть и патриотизм!
- Я попрошу не искажать слова песни! Мы поём гимн не бандитов, а доблестных космонавтов!
   Дети притихли. После своих высокопарных слов учитель вновь проиграл вступление, кивнул головой и уже вместе со всеми громко запел:
- Заправлены в планшеты…
- В карманы!!! – опять послышалось.
- В планшеты!!! – не останавливая музыки, проорал учитель, продолжая песню: - Космические карты…
- И банда уточняет… - орали мальчишки.
- Штурман!!! – исправляя, орал учитель: - Последний раз маршрут! Давайте-ка, ребята…
- Ограбим пункт проката!!! – ещё громче хором завопили пацаны.
   Девчата не сдержались и закатились смехом! Пётр Петрович разозлился, тренькнул по струнам, прекратив игру, и потребовал:
- Прекратите сейчас же безобразие! Или я поставлю всем за урок двойки!
- А почему это всем? – с испугом жалобно пискнула Макарина Саня.
- Потому что одни чёрти что поют, а другие нагло хохочут! Кто в лес, кто по дрова! – возмутился учитель.
- А мы что, неправильно мотив поём? – невозмутимо спросил Грыниц Валерка, хитро сузив глазки.
   Класс расхохотался над нелепым вопросом Валерки.
- Вы поёте неправильно слова! – недовольно ответил учитель и упрекнул: - Что это у вас за финки и наганы?! Что за банда?!
   Ребята продолжали нагло смеяться. Пётр Петрович, не желая слушать нахальные дебаты, вновь заиграл на мандолине вступление и многозначительно напомнил:
- Поём гимн космонавтов!
   Вступление проиграно, все дружно подхватили:
- Заправлены в карманы финки и наганы!..
   Учитель оборвал музыку и, хлопнув по столу рукой, уставился на хулиганов через увеличительные линзы совиными злыми глазами! Класс притих, едва сдерживая смех.
- Да что это за безобразие, в конце-то концов?! - тихо возмутился Пётр Петрович и пригрозил: - Я буду вынужден удалить с урока всех мальчиков!
- А почему это всех?! – подскочили пацаны.
- Я слова правильно пел! – подпрыгнул из-за парты Вишневский Максим.
   Хотя только что пел со всеми про финки и наганы! Класс затрясло от смеха при таком наглом заявлении Вишневского!
- Хорошо, не всех, но многие покинут класс! – пошёл на уступку учитель и постучал пальцем по столу: - Вы срываете государственный урок! За что вы сегодня прикажете мне выставить вам в журнал оценку? И какую?! За финки и наганы?! Да мне за такое пение даже единицу жалко будет ставить!
   Класс тихо сидел, прекратив шум и смех, глядя на справедливый гнев учителя. Пользуясь наступившей тишиной, Пётр Петрович поднял мандолину и твёрдо отчеканил:
- Гимн космонавтов! Слова Владимира Войновича, музыка Оскара Фельцмана!
   Вступление торжественно проиграно! И вместе с классом учитель вдохновенно запел:
- Заправлены в карманы финки и наганы!..
   Стены класса сотрясло от хохота!!! Учитель швырнул на стол мандолину и схватился за рот!
- Ой!!! Тьфу ты!!! Мать честная, что я пою?!!
   Учеников гнуло до визга от неудержимого смеха над незадачливым новичком-учителем!
- Чёрт знает что!!! – в сердцах ругнулся Пётр Петрович и, сверкая в негодовании совиными глазами, обиженно возмутился: - Вот видите, как можно быстро запомнить всякую околесицу, если её повторять! Я прошу вас, пойте, пожалуйста, правильно слова!!!
   Класс не в силах был успокоиться! Урок грозился сорваться! Учитель с неприкрытой обидой смотрел на угоравших над ним учеников.
«Довели-таки! Теперь издеваться будут постоянно! Что делать? Что делать?!» - лихорадочно думал он.
   И Пётр Петрович решил пойти на хитрость, спасая свой авторитет! Он поднял руку, призывая всех к тишине. Поглядывая на него с ехидными улыбочками, школьники немного угомонились. Учитель выдержал паузу и неожиданно произнёс:
- Ну, хорошо. Я предлагаю мировую!
   С лиц подопечных сползли ехидные улыбки куража, и глаза с любопытством уставились на учителя пения. Пётр Петрович продолжил:
- Если вам так нравится петь про свою банду, тогда давайте споём сначала про неё!
   Ученики в полном недоумении переглянулись и обалдели! Вот это поворот на 360 градусов!!! Одним ходом и шах и мат!!! Учитель в свою очередь, хитро прищурив совиный глаз, поднял указательный палец:
- Но потом будем петь песню правильно! Ну, как? Пойдёт?
   Класс словно очнулся от шока и весело загудел, с восторгом давая согласие:
- Пойдёт!!! Конечно, пойдёт!!! Давайте петь!!!
- Только, пацаны, всё по чесноку! – предупредил учитель, удивляя дворовым жаргоном ребят.
- Конечно по чесноку! Даже не сомневайтесь! - твёрдо заверили его пацаны.
- Только попробуйте что-нибудь неправильно потом спеть! – развернувшись к Лебедеву и Ремеслову, тихо наехал силач Мишка Гроновой, и внушительно пригрозил, показав обоим кулак: - Так оба получите, все финки и наганы из мозгов повылетают!
- Да всё будет тип-топ, Миха! – на полном серьёзе заверил Мишку Андрей.
  Кому же охота получить затрещину от Мишки? Все в школе знают его дурную силу не по годам. Недаром он носит прозвище «Медведь»! Так задвинет, что будешь, как фанера над Парижем лететь по всем коридорам да по лестницам!
   Мандолина вновь проиграла вступление и все дружно и весело запели:
- Заправлены в карманы финки и наганы, и банда уточняет последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, ограбим пункт проката, у нас ещё в запасе один универмаг! Я верю, друзья, что милиция спит, а сторож давно на верёвке висит. На пыльных витринах в пустых магазинах останутся наши следы!
   Проходивший в это время по коридору завуч Фёдор Ильич, услышав непонятную песню, остановился и оглянулся в недоумении на двери шестого «Б» класса. Он немного постоял, прислушиваясь к словам. Но в этот момент на счастье Петра Петровича гимн бандитам был завершён! И Фёдор Ильич, подкравшийся к дверям школьного кабинета, уже услышал совершенно другой текст песни:
- Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, споёмте перед стартом, у нас ещё в запасе четырнадцать минут! – старательно пели ребята, внимательно глядя в написанный текст на листочках.
- И припев! – весело прокричал Пётр Петрович.
- Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд – от звезды до звезды. На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы! – воодушевлённо пели шестиклассники.
   Фёдор Ильич почесал в затылке, пощупал лоб и рассеянно произнёс:
- Может, показалось? Или я старею уже. Ещё только половина второй четверти прошло, а в голове какая-то каша…
   И он, рассуждая, побрёл по тихим коридорам школы в свой кабинет, так ничего толком и не поняв.
   Но с того самого первого урока пения новый учитель, получивший прозвище «Айболит», за свою достойную выдержку и находчивость, возымел от школьников огромное уважение! Он совсем оказался не строгим. Ученики любого класса имели у него одни пятёрки. Его урок всем нравился и никого не тяготил до зевоты. Школьники искренне полюбили учителя пения и больше уроки не срывали. Авторитет был на первом месте с двух сторон. Пётр Петрович дал понять ребятам-озорникам, что уважает их интересы. А поэтому и они должны считаться с его интересами.
   Так был подобран ключ к несносным душам ребят, которые подвергались в свои юные годы переходному, подчас трудному, возрасту. Ведь общий язык учителя и школьника – не самое последнее дело в школе!


гПавл.Посад 2017
(рис.Сёстры Рудик)