Предновогоднее-2. Детство, НГ в Магадане

Наталия Черн
Итак, моей Музе в конце года захотелось порезвиться. Я не знаю, с чем это связано – она спала целый год, за редкими случаями навещая меня, заспанная и растрёпанная, и вещая: «Ну чё? не пишется? ничё нового? Так ты того… старое редактируй, у тебя там такой бардак, что стыдно и заходить! Приводи свои опусы в порядок – а потом и поговорим!»
И улетала дальше. Или шла дальше спать. Не знаю.
А тут, 30 декабря – она вдруг проснулась, расправила крылья (именно!), встрепенулась, потянулась и села мне на голову – «пиши, пиши!..»  У меня куча дел, мне елку наряжать, уборку делать, салаты готовить, в общем куча всего… А ей- хоть бы что!.. она ПРИШЛА! И всё – радуйся моменту! Иначе ведь снова уйдет!.. вот и строчила – под ее руководством «Предновогоднее настроение». (Хотя там было 10 разных названий, но мы с ней остановились на этом – коротко, скромно и многозначительно.)

И чего она хочет? Ах, да – у неё, видите ли, НОВОГОДНЕЕ НАСТРОЕНИЕ! Ей хочется ярких, красочных, душевных и душещипательных воспоминаний. У меня нет новогоднего настроения – зато у неё есть! Вот такой парадокс!.. и что я делаю? Как видите, села за комп (ноут) и строчу. Почти с космической скоростью. Да, она милостиво разрешила подождать – пока я со скоростью пули, убирала в гостиной, наводила порядок. Поужинала, сьела пол апельсина… и тогда она мне (почти осязаемо) напомнила о себе – «хватит жрать, ты хотела творчества? Вот, я здесь! Пока здесь!» (сделав нажим на слове ПОКА!)

Итак, о чем будем говорить? Конечно, о Новом годе. Даже странно – завтра Новый год и… говорить о том же. Не абсурд ли?.. может, о лете, о Черном море, об Одессе (как раз недавно опус сочинила, почему я без юмора). Нет. Она не хочет. Ей хочется, чтобы я погрузилась в воспоминания. «Вот помнишь…» И когда это было? стыдно даже вспоминать. В смысле, так давно… что лучше и не считать – когда это было.
 
А было ведь хорошо. Так хорошо, что всё казалось волшебным и сказочным. И не только в детстве (наивном и простодушном), а даже лет так в 37-мь – всё ждала чего-то прям чудесного! И именно в Новый год!.. А вот сейчас не жду – а тут Муза посетила. Надо же!.. весь год молчала, игнорировала – а тут возлюбила?..
Ладно, я отвлекаюсь. Она предлагает  сделать продолжение «Предновогоднего настроения». Типа – вот так у тебя сериал и пойдет! Цикл, то есть. Хоть что-то, наконец-то, выложишь на своей странице. А то думают – что у тебя нет идей, мыслей… Муза тебя забыла.  А я вот (Муза говорит) – не забыла, я здесь… могу помочь, если чё…
О кей, договорились.
Хотя я на неё не особо надеюсь, при всех ее положительных качествах, она весьма ветреная, легкомысленная особа (совсем не похожая на меня). Так что – если что, я просто буду выплывать сама (как всегда).

***

Наверное, у кого-то начнется зубовный скрежет, но я была девочкой из обеспеченной семьи, и мы никогда не голодали (то есть макароны не были пределом счастья).  Так что... хотя и советское время, но для меня было нормальным. Мама – торговый работник (продавец, потом товаровед), папа – милиционер. Плюс ко всему – город Магадан.
Если это кого-то насторожило – расслабьтесь. Тогда Магадан был уже областным центром, с красивыми домами, прямыми проспектами, большими магазинами, высокой северной зарплатой. В Магадан все стремились – но не для всех была осуществима эта золотая мечта. Мои родители поехали – по контракту.  Прям, как за границу!.. И я помню тот наш первый Новый год. Потому что мы и приехали под Новый год. На ёлке была гирлянда из пластмассовых звезд, ракет… Она светилась оранжевым, желтым и красным. Это было красиво. И еще игрушки из Венгрии, тоже шикарные. Были друзья и знакомые, весело, шумно. «Ёлка» пахла ёлкой. Хотя это не совсем была ёлка. Потом я к этому привыкла. С какой-то стороны это было даже гуманно: никто ёлочки не рубил (и не выбрасывал на свалку). Это было изделие «под ёлку». В палку с дырками – втыкались ветви стланика. А стланик – он стелется по сопкам, если вы догадались. И быть ёлкой ему просто не суждено. Но люди нашли выход. Какой же Новый год без ёлки? Вот и придумали. Кто придумал – неизвестно. Свое изобретение он не запатентовал.
 
Вот такие у нас в Магадане были ёлки. Перед Новым годом они продавались с машины. Думаете, что  фи! – и это не было похоже на ёлочки средней полосы Советского Союза?.. Еще как были похожи. Шикарные, пушистые, густые!.. Потом,когда увидела «настоящие» ёлочки – была очень разочарована, они мне показались общипанными курами. Что это за тоненькие иголки и ветки? Это какой-то дистрофик, а не ёлка!
Так вот, вернусь к магаданским ёлкам. Да, там не растет ель и сосна, но там есть стланик. И даже шишки на том стланике есть (мы собирали) и они съедобные. А ветви – в длинных, пушистых иголках. Можно сравнить с кедром. Но кедр растет к небу, а стланик – стелется по земле и его кусты не выше метра.

Как без Википедии?! Ну вот:
***Кора ветвей почти гладкая, серая, на стволиках слегка шелушащаяся, тёмно-бурая с серыми пятнами. У стелющихся форм ветви прижаты к земле, их концы приподняты вверх на 30—50 см. Молодые побеги вначале зелёные, густо опушены рыжими волосками, позднее светло-коричневые. Хвоя трёхгранная, сизо-зелёная, от 4 до 8 см длины, собрана в пучки по 5.***
***Шишки созревают на второй год после «цветения». Шишки мелкие, от 4 до 7 см длины, около 3 см ширины, яйцевидные или удлинённые, опадают закрытыми с семенами.***===============

Заглянула в интернет. Вот, оказывается, это сосна или даже кедровый стланик. И пишется именно СТЛАНИК. Что ж, хорошая у меня память, если запомнила.
Да, потом, конечно, выбрасывали эти «ёлки» после Нового года (хотя они долго стояли) – но никогда не щемило сердце, как при виде выброшенных ёлочек в средней полосе России. Их было, действительно, жаль. Растет-растет – а потом спилили и выбросили через неделю?.. Потому я перешла на искусственную ёлку. Запаха нет, конечно. Но выйди во двор – и нюхай: там куча ёлок растет!.. хоть любуйся, хоть обнимайся с ней.

Почему я начала именно с этого эпизода детства? Разве не было до этого других встреч Нового года? что помнят дети? Детский хоровод вокруг огромной елки, подарки, Деда Мороза, которому надо прочесть стишок, чтобы он тебе отдал твой же подарок. Да, есть такие воспоминания. Но в них нет ничего особенного. Я даже не помню – отмечали ли мы Новый год в Венгрии (в военной части, потому что папа был военным в то время, а мама работала по контракту в магазине той части). Мне было 5-6 лет. Много чего помню с того времени – а ёлки не помню. Значит, ее не было. Как не помню – устраивали ли для нас, детей военнослужащих, эти самые «ёлки». Хотя был детский сад и даже начальная школа. Потом меня отправили к бабушке в Новую Каховку, чтобы я пошла в 1 класс. Да, там была «ёлка» – бабушка меня куда-то водила, на какой-то праздник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Но я почему-то помню не это – а то, как проехалась носом по ледяной горке, и у меня был поцарапан нос. Как я умудрилась?..

А потом детство и школьные годы - продолжались в Магадане. (В 1 класс пошла в Гурзуфе.) И там уже всё было по-настоящему – и карнавальные костюмы, и яркие впечатления. Сначала мы жили в пос.Снежный – так как работу папе дали сначала в поселке, участковым. И в новогодние каникулы – школьников возили в Магадан, во Дворец профсоюзов. У нас был отдельный автобус и нас везли – или на «ёлку» или в театр, на спектакль.  Дворец профсоюзов – был огромный, с огромными стеклянными окнами,  в самом центре города. И елка там была большая, и много школьников, и много музыки, игр… Правда, для меня всё это было слегка в тягость, в толпе я терялась… Общее буйное веселье напрягало. Ну, таким я была ребенком. Замкнутым, не особо общительным, наверное. Даже наряжаться в «лису» – мне было как-то неудобно.(Хотя там был шикарный рыжий хвост.) Один раз, уже в 3 классе, вроде бы – я даже не поехала на ту самую «ёлку», костюм мне был уже тесен, я ощущала в нем себя неловко. И осталась дома. Не поехала. Слегка мучила совесть. Села читать чукотские народные сказки. До сих пор помню эту глянцевую обложку. И эти сказки, с рисунками. Там было о великанах. А может, и правда, были?  кто знает?..
 
Дома у нас всегда была ёлка – и всегда встречали в семейном кругу. Приходили друзья, соседи. Мама вкусно готовила, на столе было всё. Была ли красная икра? Не помню. Наверное, была. Это ведь Колымский край, как говорится.  Красная рыба была – мама готовила ее в томатном соусе ("заливная рыба"), холодец, оливье, разные салатики и закуски,жаркое ("горячее" - картошка с мясом), пирог с ягодой (брусникой или голубикой), торт "наполеон". Но дети разве любят есть? Потому я не особо обращала внимание – что там было на столе. Моей едой – были мандарины, конфеты (Мишка на севере – и проч.), яблоки (корейские, которые были в Магадане круглый год).

НОВЫЙ ГОД  В МАГАДАНЕ
А когда переехали в Магадан – тут мама с папой решили отметить Новый год в ресторане. У нас была двухкомнатная квартира (служебная). И вот, меня оставили одну. С двумя большими вазами – мандарины и конфеты. И телевизор. Смотри хоть всю ночь!.. Телевизор у нас был черно-белый. Я обжиралась мандаринами и конфетами. (Мандарины покупали по несколько килограмм (может, по 10-15) – и они были, конечно, не такие, как сейчас, - а настоящие, сочные, вкусные). Чем не жизнь?.. конечно, мне было слегка скучно. Бросили одного ребенка и ушли. Ну, ребенок в 4 классе уже. Ничего, не растает. А родители пошли веселиться. Я смотрела какой-то концерт по телеку – и там всё пели и пели… вроде была Мирей Матье. Мне нравилось. И, по сути, я была даже счастлива – море мандарин и конфет! Лимонад! Чего уж огорчаться?.. Жизнь прекрасна.
Но после полуночи, чуть ли не через полчаса – вернулись родители. Мама вся в слезах, кидается ко мне, плачет, обнимает… «Котенок мой родной! Как я могла тебя оставить одну?!» Короче, ребенок (то есть я) испортил маме праздник – ей было уже не до веселья. Хотя я сама не ожидала такого эффекта (как говорится, хотела как лучше). Ну, любила я делать подарки своими руками (нас этому в школе учили – «лучший подарок – своими руками!» Все уши прожужжали. Вот мы и старались. В меру своих сил и способностей.) У меня тогда, как раз под рукой оказалась вырезка из журнала – фото какого-то хорошенького котеночка, с зажмуренными глазками. Милая такая мордашка. С ушками. Вот я этот «шедевр» и положила в коробочку (сделанную, естественно, своими руками – склеенную из бумаги). И когда родители уходили в ресторан – дала коробочку («сю-ю-р-приз!») маме, со словами – «откроешь в 12 часов! Раньше не открывай, только в Новый год, в 12-ть!» Мама улыбнулась, поблагодарила. И они ушли – счастливые и довольные.

 В ресторане, в 12 часов – ничего не подозревающая мама открывает коробочку, видит фото этого малюсенького, с зажмуренными глазками, котенка и… заливается слезами. Всё. Она больше ни о чем не может думать, кроме того, что котенок – это ее дочура (то есть я), брошенная там одна в квартире, в одиночестве (тет-а-тет с телевизором), скучающая, грустная… Мне-то было нормально – я лопала за обе щеки мандарины (запасалась на зиму витаминами) и конфеты. Но у мамы – был уже другой взгляд на эту ситуацию. Ей не нужен был ресторан, музыка и танцы, шампанское и разговоры с друзьями – она хотела домой! К своему «котенку», так безжалостно ею брошенному!..
Они взяли такси, среди ночи – и приехали домой. Конечно, я была совершенно растеряна – я ведь не хотела огорчать свою любимую мамочку. Я тогда совершенно не поняла – что ее расстроило в том милом котенке, такая милая мордашка. Я думала, что она улыбнется в новогоднюю ночь, а не станет рыдать на весь ресторан, пугая официантов и всех присутствующих. Ну, вот так получилось. Вот так детки могут – совершенно нечаянно – доставить неприятность родителям. Папа тогда тоже, наверное, ничего не понял – вид у него был растерянный. Женщины – загадочный народ. Наверное, он так и подумал. Маму он любил, обожал. Но вот ее «истерики» по поводу «брошенного котенка» – он не понял совершенно. А мама была счастлива, что она дома и рядом со мной. И она меня уверяла, что больше никогда не сделает такой глупости – Новый год это семейный праздник и надо быть дома, всем вместе!.. а не шляться по каким-то дурацким ресторанам!