Чай в осенних сумерках

Дмитрий Маштаков
Ну, что же ты, надежда вечная,
Не приходила так давно?
Осенним дождиком зачерчено,
Уже закрытое oкно,
    Как будто печь уже натоплена,
    Как будто ужин разогрет,
    И речь к любимой приготовлена,
    Только любимой нет, как нет.

Обжёгся? Или только кажимость,
Что кружка чая горяча?
Слова любви друг другу скажем мы,
Котомка соскользнёт с плеча,
    И залетают быстро ангелы,
    Любовь у сумерек отняв,
    И упадём мы будто со скалы,
    Сердцебиение уняв.

И прикоснувшись к вечной жалости,
Предвосхищая звездопад,
Попросим Бога, - ну, пожалуйста,
Перенеси меня назад,
    Туда, где лодочка качается
    В призывно голубой волне,
    Туда, где счастье не кончается,
    Где ты сказала это мне.

И будет длиться эта кажимость,
Переливаясь теплотой,
И голоса услышим даже мы,
О щёку опершись рукой,
    Услышим треск в печи пылающей,
    Увидим сполохи огня,
    И поглядим уничтожающе
    Я на тебя, ты на меня.
   
В подзатянувшемся молчании,
В густом настое пряных трав,
Свои желанья замечаем мы,
Сердцебиение уняв,
    Забрезжится надежда прежняя
    Через туманное давно,
    Дождём зачертится небрежно так
    В осенних сумерках oкно.
___________


Уважаемые читатели, поскольку для меня, помимо удовольствия от самого процесса, интересны и всякие теоретические высказывания по поводу стихосложения, хочу прокомментировать этот текст.
  Форма. Текст построен на большом количестве повторов, придающих ему черты мысленного рассуждения. Имеется также охватывающие текст семантические повторы, образующие вложенные друг в друга кольца.
   Содержание. В нашем сознании существует слой жизни реальной, и слой жизни мыслимой, воспоминаемой и воображаемой. Эти слои трудно разделить, трудно понять, где одно переходит в другое, но заметно, как они движутся друг относительно друга. Вот это движение реального и воображаемого я хотел изобразить.
    Способ написания. Имеется два способа написания стихов - автор ведёт строку, или - строка ведёт автора. Стихотворение написано вторым способом - строки возникают из подсознания, чему я целенаправленно следовал. Кольцеобразные структуры стиха возникали также целенаправленно и естественно - новые восьмистишия возникали в середине того, что уже было в первом приближении готово, и стих при этом как бы расширялся. При этом, помимо движения слоёв сознания, вовнутрь поместилась некая история любви, закончившаяся расставанием и упрёком по поводу такого окончания.
     В тексте заметен символизм, например, "котомка" - символ бродячей неустроенности; имеется звукоподражание - "в призывно голубой волне" слышится лёгкий шум этой самой волны. Имеется и шаблонная рифма - качается, кончается, но я таких рифм не боюсь, более того, я этот шаблон ещё и обыграл, добавив туда cтоль же шаблонное счастье - получился даже и не шаблон, а некая стилизация, и это в общем-то оправдано, поскольку описывается работа подсознания, а оно, увы, не всегда предлагает нам обязательно нестандартные решения. Что принять, а что не принять - выбирает, естественно, автор. Вот мне и показалось. что можно.
    Звуковое единство стиля создаётся неточными, но, зато, глубокими и выразительно выговариваемыми рифмами. Кроме того, каждое восьмистишее в звуковом, в грамматическом и в семантическом плане закончено и обособлено. Это склоняет стихотворение в сторону если не песни, то речитатива, и мелодия этого речитатива явно слышна.
     Вот такие интересные наблюдения за процессом стихосложения. Возможно вам, уважаемые читатели, не понравится общий стиль именно этого стихотворения -  но я пишу и совсем другие стихи, каждый раз нужно уловить стиль, того, что возникает, и не противиться ему, поскольку сие, как говориться, не от нас зависит.
--------