Новогодний концерт Венского филармонического оркес

Виктор Алёнкин
                (Очерк)

     Предновогодняя ночь – это таинственное настроение в ожидании чего-то особенного. Для 50 миллионов телезрителей в 72 странах, помимо прочего, это ожидание новогоднего концерта Венского филармонического оркестра, который ежегодно транслируют первого января и который по праву считается одним из крупнейших мировых музыкальных событий года. Концерт, вот уже более семидесяти лет, проходит  в Золотом зале Венского общества друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde), куда съезжается аристократическая публика со всего мира.

    Репертуар концерта подбирается с особой тщательностью. В нём неизменно должны прозвучать произведения венских композиторов из семьи Штраусов – вальсы, мазурки, польки, марши. В этот день дирижировать оркестром – огромная честь. Состав музыкантов примечателен тем, что они отбираются из оркестра Венской оперы, где музыканты должны отыграть не менее трёх лет.

    Незабываемое впечатление осталось от концерта первого января 2017 года под управлением нашего соотечественника Мариса Янсонса, кавалера ордена «За заслуги перед Санкт-Петербургом», профессора кафедры дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. На памяти ценителей музыки, Марис Янсонс дирижировал в этом зале уже в третий раз, и его выход к оркестру каждый раз восторженно приветствовался зрителями и самими музыкантами.
 
    До начала праздника остаётся несколько минут. Телекамеры скользят по позолоченным лепнинам балконов зала, по живописным росписям стен и потолка, по гирляндам живых цветов, созданными лучшими флористами Европы. Камеры задерживаются на подчёркнуто-торжественных облачениях мужчин и праздничных нарядах женщин. На секунду дольше, но без лишних комментариев, камеры останавливаются на сдержанных улыбках, прибывших на праздник знаменитостей. Предчувствие праздника во всём: в радужном сиянии хрустальных люстр, в чуть слышном звучании настраиваемых скрипок…
 
    Взмах дирижёрской палочки – всё замерло. Секундная тишина, и зал наполнился мелодией вальса Иоганна Штрауса из оперетты "Цыганский барон". Следить за движениями маэстро – одно наслаждение. Чутко улавливая настроение публики и сливаясь с ним в одно целое, Марис Янсонс придаёт звучанию оркестра особый акцент бравурности и восторга, отчего в зале начинается настоящее музыкальное наводнение.

    Под гром аплодисментов вальс сменяется задорной полькой «Виолетта». Её сменяет ещё одна полька под названием «Поезд удовольствия». Эту шуточную польку созданную Королём вальсов, сопровождают картины городского парка, по которому ходит лилипутный паровозик. Такие же вагончики подбирают гуляющих ребятишек и отвозят их в парк развлечений. Музыкальное наводнение раскачивает зал и шалит, –  в руках у одного из музыкантов появилась шуршащая наждачная бумага, а у Мариса Янсонса – дудочка и, обратившись к зрительному залу, маэстро озорно подражает гудкам паровоза.
 
    Являя незабываемые «новогодние сюрпризы», начало концерта, как и его продолжение, убеждает зрителя в виртуозных возможностях музыкантов и самого маэстро. В музыкальное сопровождение включены несколько связанных одной сюжетной линией незабываемых номеров балетной труппы Венской государственной оперы.

    Представление продолжается около двух часов, которые, кажется, пролетают в одно мгновение. Темпераментной полькой Иоганна Штрауса «На охоте» завершилась основная часть программы Новогоднего Венского филармонического оркестра. Под восторженное рукоплескание происходит вручение дирижёру от благодарной публики букета цветов. Но впереди ещё кульминация торжества – три биса. На первый бис звучит полька «Стремительным шагом». По установившейся многолетней традиции вторым бисом исполняется знаменитый вальс Штрауса-сына "На прекрасном голубом Дунае".

    Говорят, что из песни слова не выкинешь. Слово, конечно, нет, а все слова можно и потерять. Так получилось, что неофициальный гимн Австрии «На голубом Дунае» родился как песня, и сначала не был по достоинству оценён. Лишь при оркестровом рождении вальс прозвучал во всём великолепии и покорил мир. При первых его звуках маэстро останавливается, поворачивается к залу и вместе с музыкантами желает всем счастливого Нового года. Трансляция исполнения вальса сопровождается красочными видами окрестностей столицы Австрии и самой Вены.

    И, наконец, третий бис – «Марш Радецкого» Штрауса-отца. Музыкальное наводнение очаровывает, заполняет весь зал, оно пытается вырваться за его пределы – согласно традиции, публика под руководством дирижёра сопровождает марш ритмичным похлопыванием в ладоши и притопыванием ногами. Говорят, что эта традиция уходит своими корнями к первому исполнению марша, которое произвело сильное впечатление на присутствовавших на нём австрийских офицеров, что те стали невольно притоптывать ногами в такт, вопреки своей культивируемой сдержанности.

    Интересные факты:
   – Раньше попасть на концерт можно было только по пригласительным билетам. В настоящее время билеты организаторы распространяют с помощью лотереи, проводимой на официальном сайте оркестра начиная за год до мероприятия.

   – С 1 января 2004 года в честь Венской филармонии выпускается самая крупная в мире золотая монета — Большой Фил, достоинством в 100 000 евро и весом около одного килограмма.
               
                Ноябрь-декабрь 2017 г


     Коллаж Автора