Смысл жизни
Эссе
“ Человек не даром прожил жизнь,
если родил сына, посадил дерево и убил змею”.
Древняя персидская мудрость.
В последнее время даже очень начитанные публичные люди, воспроизводят указанный афоризм в разных вариантах, как-то: человек не даром прожил жизнь, если родил сына, посадил дерево и построил дом, или… посадил дерево, или выкопал колодец, и т. д.. Почему такое разночтение?
Давайте попробуем разобраться!
Почему-то распространено мнение, часто на подсознательном уровне, что древние люди были глупы и необразованы и подобные афоризмы были броски , но , конечно , лишены глубокого смысла. А зря! Да, в области материальной современный человек ушел далеко, но в вопросах понимания жизненных( Божьих) законов , древние были не глупее нас, нынешних! Взять хотя бы Библию- совсем не дураки ее писали!
Итак: человек не даром прожил жизнь, если:
1. “Родил сына”.
С возникновения патриархата мужчины, чтобы оправдать свое верховенство в семье, ввели идею ,согласно которой наследственность идет по мужской линии, и эта идея существует у многих народов и по сей день. Но мы-то, здравомыслящие люди, понимаем, что в создании наследственности мужское и женское начала играют одинаковую роль: так в одной семье в одних детях больше черт матери, в других- отца, в большинстве других семей в ребенке есть и черты отца и черты матери Т.е. тезис” родить сына” следует понимать ,как “создать потомство”.
2. “Посадил дерево”
Дерево дает плоды, которые можно есть, с помощью дерева можно развести костер, построить дом, лодку , укрепить стенки колодца, под деревом можно укрыться от зноя, дождя, т.е. дерево символизирует все материальное, что необходимо для существования человека. Т .е., тезис “ посадить дерево” следует толковать как “ создать пищу физическую”.
3. “Убил змею”.
Издревле змея была символом зла, и извечной задачей человека была борьба со злом, угрожающим ему, его семье и его племени. Но, самое большое зло заключено в самом человеке - это зависть, злоба, корысть, агрессивность и т.п. Отсюда войны , разбои, погромы и пр. мерзости. И для борьбы со злом человек изобрел религии, философии ( правда, смотря какие) этику, эстетику, культуру, искусство и т.д. Т.е. тезис” убить змею” означает “создать пищу духовную”. Обобщая, в менее красивой форме, эту древнюю мудрость можно изложить так: человек не даром прожил жизнь, если создал потомство, создал пищу физическую и пищу духовную.
А теперь возникает вопрос: почему люди стали так изменять эту древнюю мудрость?
В середине прошлого века в цивилизованном мире зародилось, если так можно выразиться , экологическое мышление. Люди стали понимать, что в природе существует какой-то закон баланса , который требует, чтобы человек не уничтожал без особой надобности ни хищных зверей, ни ядовитых змей. Вот потому-то, особо не вникая в глубинный смысл разбираемого афоризма, автоматически исключили из него
"убить змею” и изменили этот тезис настолько, насколько позволяла им их фантазия: “построить дом” или “ выкопать колодец”” , тем самым исказив эту величайшую мудрость.
Действительно, мы живые существа планеты Земля, как бы являемся экипажем космического корабля, который по воле Создателя летит из некоевого пункта А в пункт Б. И пусть мы плохо понимаем, что из себя представляют эти пункты, а жизнь конкретного человека ограничена, наша задача-обеспечить полет, а для этого корабль не должен остаться без экипажа, экипаж должен быть обеспечен необходимой пищей физической и, что бы , озлобясь, не пожрать друг друга, экипажу необходима пища духовная !
Да это же один из Божьих законов!
А Божьи законы корректировать человеку не дано!
Александр Гущин Вильнюс. 20.10.2009