Магия и человек. Часть 7. Состояния человека

Лариса Болотова
     Кроме физического тела, в состав человеческого существа входит нечто, оживляющее и приводящее его в движение – это астральное тело, действующее почти исключительно по законам рефлексов.  Как только какое-либо внешнее впечатление достигает импульсивные психические центры, они автоматически приходят в действие, перерабатывают впечатление в идею, которую и передают высшим центрам.  Из органа чувств исходит в момент восприятия ощущения особого рода колебательное движение, которое передаётся нервному флюиду, а от него уже психическому центру. Под влиянием этого колебания психические центры приходят в действие, благодаря чему соответственные идеи получают возможность проявиться. И тот же флюид передаёт, после действия нервного центра, соответствующие колебания в обратном направлении (от психического центра к периферии) соответственным мускулам, чем определяет их сокращение. Но не одно только внешнее впечатление может привести в действие импульсивный психический центр, то же самое осуществляется и влиянием воли. Благодаря запасу нервного флюида, который имеется в распоряжении духа, находящегося в бодрствующем состоянии, он может во всякое время сам воздействовать на соответственный психический центр и остановить любое рефлективное движение.

     Следовательно, импульсивное существо  во всех своих  трёх проявлениях (инстинктивное, сентиментальное, интеллектуальное) поставлено между физическим телом и духом: оно одинаково повинуется импульсам, исходящим как от того, так и от другого, отдавая предпочтение сильнейшему. Вот почему человек, отвыкающий постепенно воздействовать волей на импульсивное центры, тем самым приручает их повиноваться исключительно внешним побуждениям и скоро становиться  рабом  своего физического тела, вместо того, чтобы быть его господином.
   
     Всякое действие, носящее название умственной работы: принятие решения и т.п. – требует активного вмешательства воли  лишь  вначале. Этот начальный толчок приводит в действие импульсивный и психический центры, продолжающие автоматически раз начатую работу, причём на долю воли остаётся лишь общее руководство этими автоматами, что совершается путём медленного выделения флюида.
    
     Рассмотрим состояния человека.

     Как только в распоряжении духа  не оказывается должного количества нервной силы, импульсивные центры выходят из повиновения и начинают преувеличено реагировать на малейшие восприятия. В этом случае причина переданного высшим центрам ощущения лежит в значительной степени внутри организма, и порожденная им идея не соответствует на этот раз внешней  действительности. Таков механизм появления галлюцинаций. Причина этого патологического явления заключается не в болезненном состоянии духа, который, будучи божественной природой, никогда не бывает болен, а в недостаточном количестве нервной силы. Получается, что дух как бы действует изнутри на тело, подчиняя себе душу, а тело действует на душу под влиянием окружающего мира, то есть извне.

     Воображение есть способность воли создавать идеи посредством вибрации нервной силы, направленной в импульсивные центры, и группировать  так или иначе эти идеи действием специальной способности духа.

     Нормальный сон является следствием постепенного уменьшения количества нервного флюида, чем нарушается связь духа с организмом, что выражается в потере чувственности и ослаблении воли. Во время сна астральное тело- план и строитель тела физического – возмещает все потери, происшедшие в сознательных центрах, и пополняет запасы нервной силы. Когда эти запасы достигнут известного размера, восстанавливается сообщение духа с организмом, проявляющегося пробуждением спящего.

     При опьянении человек получает в своё распоряжение громадное количество нервного флюида, поэтому, вначале ум проясняется, воображение  энергично действует. Но эта фаза длится недолго. Психическое равновесие организма оказывается нарушенным избытком нервной силы в импульсивных центрах, и в такую минуту навязчивая идея одна руководит всеми его поступками. Наступает вторая фаза опьянения, в течении которой выступают наружу все дурные инстинкты и страсти, и нередко ведут человека к преступлению и гибели, так как в этот момент рефлексы всемогущи, и импульсивное существо одно целиком завладевает организмом. Наконец, бешеная работа импульсивного существа поглощает последние остатки нервной силы, с трудом удерживая  дух в теле, и оно падает, объятое мирным сном, а если дух был чересчур быстро и грубо оторван от органических центров, - то и мертвым.

     Различные процессы гипноза имеют целью нарушить равновесие между существом импульсивным и сознательным, и отделить на время, путём воздействия на нервную силу, дух от тела. Достигается это с помощью такого сильного возбуждения импульсивного существа, что оно берёт верх над сознательным. Для получения этого возбуждения пользуются, например, ярким светом или сильным звуком. Устное внушение является лишь заменой сильного звука (удар гонга). При наступлении гипнотического сна человек становиться пассивным и тогда гипнотизёр заставляет его совершать определённые действия, и импульсивное существо повинуется так же, как повиновалось бы любому внешнему впечатлению или со стороны собственного духа. Если при этом происходит внушение, то просыпаясь субъект ощущает сознательное влечение исполнить внушенное действие.
 
      Сумасшествие есть постоянное опьянение. Импульсивное существо сумасшедшего окончательно взяло верх над сознательным, которое остаётся лишь слабо связанным с организмом и не оказывает больше никакого влияния на низшие психические центры, следствием чего является отсутствие уравновешивающего начала, разрушение здравого смысла, рассудка и разума и окончательное торжество рефлексов над сознанием. Род помешательства зависит от того, который из центров окажется сверх меры возбуждённым. Если это будет интеллектуальный центр, то получится мания величия или навязчивая идея.
      
       Из выше написанного можно сделать вывод, что нервную силу человек может получать из астрального мира, через душу во время сна, и  из физического мира, через своё физическое тело, путём  переваривание пищи, а так же от души во время бодрствования, через разум и чувства от  впечатлений, возникающих под влиянием  окружающего мира. 

Источник информации книга «Практическая магия» Папюса.