РАЖА

Чернов Андрей
      

     Пытаясь узнать об  этимологии названия какого-либо явления,  необходимо очень точно представлять ситуацию вокруг его происхождения. Любое явление результат стечения одновременно многих событий и , соответственно, слова — отражение, следствие давно минувших исторических переживаний.

    Русский  академик-лингвист, этимолог О.Н. Трубачев в своих    трудах непременно обращал внимание на результаты археологических исследований,  относящихся событиям прошлых эпох. В своей работе « История славянских  терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя» он отмечает , что « полный учет достижений смежных общественных наук всегда плодотворен для сравнительного языкознания».

   Древнейшие слова никак не могут содержать большое количество слогов по принципу развития от простого к сложному. Следуя этому правилу односложные слова старше двусложных, двусложные слова старше слов имеющих в своём составе три слогзвука и так далее.
  В русском языке самыми распространенными односложными словами являются междометия, предлоги, частицы. Среди них надо искать первые слова, произнесённые человеком.
   Сделать это не сложно. Вздохи «ах, ух, эх, ха-ха, йохо» — варианты первослова ХА. Восклицания «ба, ва, вау, увы»  — варианты первослова ВА.   Утверждение «да, так», указательные частицы «то» и «вот» - первослова ТА. Короткое обращение «ма» - первослово МА. Междометия «ша, чу» и частица «же» в речи русского человека — это слогзвук ЖА. Восклицания же «ура» и «бр-р-р» содержат два слог звука ВА (УА) и РА и по своему составу их можно отнести к более позднему периоду становления речи и появления слогзвука РА.

   Современная лингвистика выделяет эти элементы речи и изучает их:  « Междометие – лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные , ни в служебные части речи и нерасчленённо выражающих ( но не называющих) эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.
   Междометия тесно связаны со звукоподражанием, но являются отдельной частью речи, и выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности. Звукоподражание различным природным явлениям, животным и т. д.
   Для выражения сходных эмоций совершенно разные народы мира, говорящие на совершенно разных языках, используют почти тождественные междометия. И наоборот, междометия в языках, относящихся к одной группе, могут существенно различаться. Каково происхождение междометий? Восходят ли они к праязыку и видоизменяются в диахроническом аспекте по тем же законам, что и остальные элементы языка, или они живут своей самостоятельной жизнью? — этот вопрос до сих пор является открытым среди лингвистов. »

   Жесты и мимика часто неотделимы от междометий. Так, тяжело вздыхая, люди говорят «ух, ну вот… что я наделал?», или вскидывая руки произносят «ба, какие люди»  тем самым добавляя большее значение при выражении определённого чувства.

  Односложные междометия и частицы, жесты и мимика всё это остатки способов передачи информации, применяемые людьми со времен палеолита, со времен появления первой речи.

  Что означает русское выражение « вошёл в раж »? Что такое «РАЖ»?

 « https://phraseology.academic.ru/1814/Войти  в  раж. Входить в раж.  Прост. Экспрес. Быть в состоянии нарастающего исступления, предельной  увлечённости чем-либо.»
   Многие исследователи преподносят это слово как заимствование от франц. Rage – ярость, бешенство. Как тогда быть с русскими  словами кураж, ржать, бражка, кража, стража, поражение, ворожба, вражда, ражать (не смешивать « родить») ?   Правильнее будет предположить, что появлению и французских и русских с одинаковым  смысловым корнем предшествовало общее смысловое слова РАЖА, а присутствие в западноевропейских языках славянских корней свидетельствует об общности их в далеком прошлом.
    Согласно авторской статьи « Происхождение речи. Таблица основных и производных»  слогозвук РА  обозначает «божество» и слогозвук ЖА символизирующий «жизнь», общий смысл слова РАЖА — божественная жизнь (не обычная жизнь, ненормальная жизнь, не повседневная жизнь). Учитывая, что слогзвук ША (Ж*А) - первая производная от ЖА, а  слогзвук СА, ЗА (Ж**А) - вторая производная от ЖА получаем смысловое поле корней: ража, раша, раса, раза, возрастом 15-25 тыс. лет.
     Добавление ещё одного слога в виде приставки или суффикса дает слова более молодые возрастом 10-15 тыс.лет.
     Применение этих карней с смысловым слогом КА, обозначающим аналогию, дает слова смыслового поля РАЖА: каража, караша, караса, караза. В современном звучании это слова: кража, кураж, кружить, харашо, карась, краска, краса, красный, красава , гроза (произносимое, "краза"), грязь (произносимое, "крязь").
      Применение этих карней с смысловым слогом БА(БО), обозначающим величие,  дает слова смыслового поля РАЖА:  баража, бараша, бараса, бараза, которые являются основой для возникновения слов, связанных с обожествлением, либо относящихся к культу : бараш, барс, бражка. Применение закрытого слога «об-», производного от слога БО, дает поле слов с современным корнем «образ-», «ображ-»,  «обряж-», «обряс-»: образ, сообразный, соображать, обряжаться, обрясный (одеть рясу).
    Отступая немного от темы замечу, что слова:  «наряжать, рожать, сооружать, отражать», происходят от смыслового поля слова РАЖА, а слова: «нарядить, родить , соорудить, отродить», от  смыслового поля слова РАДА, несущего   смысл «божья истина» и не допускающего несерьезного отношения. Теперь становится ясным насколько серьезным было ношение «брады» мужчинами в древности.

     Попутно не могу не остановиться на слове "отражение", имеющего два значения: - первое связано с появлением аналогичного изображения; - второе антоним слову "поражение".
     В первом случае очевидно развитие его от глагола "ражать". Сравните высказывание "ты мое отражение", произносимое матерью в адрес своей дочери и имеющего смысл "ты на меня похожа", и одновременно "я тебя родила", "ты от меня отродилась", где возвратный глагол "отродиться" применяем в значении "появиться от чего-либо, кого-либо".
    Синоним возвратному глаголу "отродиться" с корнем "-раж-" применяют только во втором значении обратном действию "поражаться", - "отражаться", например: "войска терпели поражение, но атаки врага отражали".
    Примером применения глагола "отражаться" является фраза: "закатное солнце отражалось в окнах многоэтажки", то есть "окна многоэтажки отражали закатное солнце", или иначе говоря, и по мнению древнего человека очевидно, что "закатное солнце рожалось(появлялось) в окнах многоэтажки".
    Таким образом раздвоение значений  глагола "отражать" произошло исторически не так давно и с появлением производных форм глагола "поражать, отражать" -  "поразить" и "отразить".
    В дополнение к затронутой теме можно заметить, что приставка и предлог "от-" возник в неолите от открытого слога "то-" в значении "это", что раскрывает смысл глагола "отражать", как "то ражать", или "это ражать". 
 

     Применение слога, обозначающего последовательность, последействие или второстепенность, ПА совместно со словом РАЖА дает слова: паража, параша, параса, параза, или в современном звучании слова: поражение, поразить, праздник (дни после ража), проза, просить, параша (после ража, грязь), парася, парсук (боров, кабан), пряжка (элемент празничного убранства), упряж.
      Однозначно можно сказать, что в неолите у древних славян существовал некий культ , в сценарии которого  было «раж» (раж действо) и «параж» (после ража). Первая часть была официальная с «ряженными» (русск. синоним «разными»), с «кружением» ( культовыми танцами). Вторая часть  «после ража» мазание  (парашей), падание и  валянием (поражение), с культовым животным (парася), с мольбой к богам (просьба, просить), с речью простой , не высокопарной  (проза). Всё это действо занимало неделю, или две и называлось « праз дни », то есть «дни после ража».
       Культ свиньи был распространен на разных территориях еще с V тысячелетия до н.э. Среди трипольских археологических находок есть глиняные скульптурки поросят со втиснутым в них зерном, а во многих скифских курганах были найдены фигурки свиней, изготовленные из золота.
     У многих народов сохранились фольклорные сравнения солнца или звезд с золотой свинкой. У германцев на вепре ездит Бог весны Фрейр и Богиня Фрейя (славянская Прия). Чехи накануне Рождества выводят детей на улицу и показывают звезду Зверинницу (Венеру), говоря при этом: «Vot Zlatа prasаtko» («Вот золотой поросенок»).
     На Рождество шведы и датчане выпекают каравай в виде кабана и называют его «праздничным вепрем». Эстонцы также выпекают «рождественского вепря», а кое-где на новолетие (в марте) готовят «мартовского поросенка», которого хозяйка выращивает специально – тайно от всей семьи. Болгары и сербы выпекают из теста рождественское печенье в виде свиней, которое называют божура, божуриця. В Украине косточки из рождественского поросенка закапывали в сокровенное место для повышения плодородия поля.
      Свинья с поросятами в мировоззрении славянских племен отождествлялась с лунным культом Богини-Матери, а вепрь – с началом солнечного круга (Рождественским праздником Круга Сварожего). Не случайно в Древней Руси голова свиньи была обязательным свадебным кушаньем, а беременным женщинам, чтобы роды прошли хорошо, запрещалось пинать ногой свинью.
    Всегда удивляла кубанская свадьба с ряжеными сватами, вывалянных в завершение всего праздненства в грязи на счастье. По всей видимости этому обряду не менее 6 тыс.лет. Обычай мазаться во время праздника характерен для всех индоевропейцев и как отмечает исследователь Н. Р. Гусева "все ритуальные действия праздника неотделимы от магии плодородия и исторически восходят к доиндийскому периоду жизни арьев". 

    Читая работу О. Н. Трубачева « Происхождение названий домашних животных в славянских языках:  « Славянская номенклатура свиньи имеет прочные связи с индоевропейскими названиями. Это относится прежде всего к двум основным названиям слав. *svinьja и *porse, имеющим общеславянское распространение.»,
и далее «Но главной его особенностью, сохраненной, вероятно, от более древнего времени, является то, что слово   svinьja всюду значит «взрослая свинья». Производные и значения типа словин.  svina   «поросенок», очевидно, вторичного, позднего происхождения. Столь же последовательно слав.  *porse употребляется в значении «детеныш свиньи, поросенок», в то время как отклонения вроде болг. прасе «свинья» являются вторичными местными семантическими инновациями.»

     Конечно, именно поросёнок был главным культовым персонажем   праздника Зимнего Солнцестояния.

     Не удивительна привязка  культа ко времени массового заготовления мяса на зиму в канун Рождества, на Начало Сварожьего Круга. Этот момент экономически целесообразен, так как уменьшение поголовья свиней сказывается на экономии кормов в зимний период, тем более что хранение зимой большого количества мяса не затруднительно и, имея элементарные  подземные хранилища-ледники, реально  обеспечиться им до следующего лета.
      Сопоставляя эти факты складывается общая картина культа поросёнка, приуроченная к началу Нового Сварожьего Круга, начинающегося после Зимнего Солнцестояния праздником, или Святками. Христианская терминология с Рождеством и Святками наложилась на более древний экономически обоснованный уклад жизни.

     Примечательно, что слово "рождество", произносимое русскими как "раждество", можно осмыслить как "раждение", или "раж деяние". Конечно же глубинный смысл этого слова "рождение нового года", начало нового годичного цикла.   
 
     Всякий русский с большой радость в душе произносит слово «праздник». Как уже отмечалось это сложно-составное слово имеет  два корня «праз-» и «дни-», и суффикс «-к».

     Варианты современной трактовки слова "праздник" ограничены.
Заимств. Из ст.-сл. яз. Суф. Производное от праздный «праздничный». Праздник буквально — «день, не занятый делами, свободный от работы».
праздный
Заимств. Из ст.-сл. яз. (исконно рус. — порожний). Из общеслав. *porzdьnъ суф. Производного от той же основы, что и лит. Sprugti «лопаться, трескаться» (и становиться всилу этого пустым).
порожний
Восточнослав. Форм  общеслав. *porzdьnъ. См. праздный.
 
     Очень слабо выглядит объяснение современных лингвистов происхождение слова «праздник» от лит. Sprugti «лопаться, трескаться», имеющего , судя по количеству согласных звуков, более позднюю этимологию по сравнению с корнем «праз-».
     Читаем у Шанского Н.М. : "Пра;здный. Заимств. из ст.-сл. яз. (исконно рус. — порожний). Из общеслав. *porzdьnъ суф. производного от той же основы, что и лит. spr;gti «лопаться, трескаться» (и становиться в силу этого пустым)".    
    Происхождение  лит. Sprugti «лопаться, трескаться» скорее видится от русского «спружинить», развившегося в смысловом поле арийского словопонятия РАЖА и имеющего со словом «пружина» один корень «пруж-», который в свою очередь , возможно, имеет общее происхождение с  корнем «праз-», либо происходит вторично от слова «поражать», что вероятнее всего.

     Таким образом становится понятным   слово «поросёнок», как  слова имеющего отношение к празднику и в переводе на современную речь означает « праздничный», либо «праздничное угощение», что полностью подтверждается народными обычаями славянских народов. В дополнение скажу, что на Кубани в обиходе изредка  поросенок обозначался словом  "праздюк".
 
    С корнем «праз-», «прас-», либо «порос-», «прос-», в которых имеется подмена «-ра-» на «-оро-», можно подобрать множество слов: напрасно, просить,  просо, простить, просто . А с основными согласными, для которых звук «с» производный, таких слов очень много: вопрошать, прощать, порожний. Одни из них имеют непосредственное отношение к культу: просить, простить, порося; другие происходят в свою очередь вторично, обозначая предметы и явления, связанные с первичными: вопрос, прощать, парсук, болг. прасе, праща (пружина из поросячей шкуры),  просо (поросячий корм; либо то, чем просят, осыпая божество).
   Глаголы  "просить" означает делать культовое подношение поросёнком с целью приобрести что-то взамен. Обычай рассыпать "просо" на колядках вторичен по смыслу с древним культом поросёнка, хотя "рассыпать просо" это и означает "просить", тем более что просящий (рассыпающий просо) непременно должен быть одарен чем-либо.         
   Наречие «просто» означает «не сложно», «по-свински». Глагол «запростить» в свою очередь означает по-кубански «зробыть просто, абы свыня нэ сбигла».
   Глагол   "упростить" скорее означает "сделать просто", "не усложнять".
   Наречие «напрасно» определенно имеет корень «прас-». Появилось в результате ответа на вопрос: «Как съездили? Напрасно.», то есть попали на праздник, либо смысл выражения «поехать напрасно» ранее был «поехать на праздник». В последствии это наречие в кругу деловых  хозяйственников приобрело смысл «в пустую», точно так же  как с выражениями «зря» и «не зря», происходящее от глагола "зрити"(смотреть, видеть).
   Исконно русское слово — порожний, опорожненный (пустой, опусташённый), вместе со словом испражнённый (опусташённый) имеет тесную связь со словом «рожать» и несет смысл «после рожания», хотя и находится в смысловом поле РАЖА.
   Женское имя Прасковья, Парася, Параска, Параскева, Параша несомненно связано с  Празником Поросенка. Означает оно Празничная и давалось скорей всего девочкам, родившимся во время или сразу после празднования.
Имя Параша — обработка в славянской среде имени Прасковья можно перевести на современный язык как «счастливая».
    Современная трактовка   имени Прасковья подробнее на https://kakzovut.ru/names/praskoviya.html: " Прасковья – это русский вариант произношения греческого имени Параскева, которое означает «канун праздника» (имеется в виду день недели – суббота)". Замечательно, что тоже связывается с понятием «праздник». Отличие лишь в методе отыскания смыслового значения через переводы с греческого языка, забывая, что греческая культура базируется на более древней славянской.   
   
  Англичане не далеки от истины, называя русских «раша», что означает по составленным слогам «божественные, необычные, отличные от обычных». Применяют они и  слово  crazy (русск. "сумашедший"), восходящему к арийскому РАЖА.
 
  ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ и РОЖДЕСТВОМ!

Чернов Андрей. Краснодар. 29.12.2017 г.