Блок. Брожу в стенах монастыря... Прочтение

Виталий Литвин
1. «Брожу в стенах монастыря…»





                Брожу в стенах монастыря,
                Безрадостный и темный инок.
                Чуть брежжит бледная заря, —
                Слежу мелькания снежинок.

                Ах, ночь длинна, заря бледна
                На нашем севере угрюмом.
                У занесенного окна
                Упорным предаются думам.

                Один и тот же снег — белей
                Нетронутой и вечной ризы.
                И вечно бледный воск свечей,
                И убеленные карнизы.

                Мне странен холод здешних стен
                И непонятна жизни бедность.
                Меня пугает сонный плен
                И братии мертвенная бледность.

                Заря бледна и ночь долга,
                Как ряд заутрень и обеден.
                Ах, сам я бледен, как снега,
                В упорной думе сердцем беден…
                11 июня 1902 С. Шахматово


     Дата и место написания… «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».  Ранее практически все подчеркнутые стихотворения описывали прорывы мистики – теургии! – в реальность… А здесь?.. Описание сна? Или теперь его – как солдата, пойманного в самоволке – бросили на гауптвахту?  Из роскоши подмосковной июньской ночи – в бесконечную зиму «на нашем севере угрюмом»? Из уюта шахматовской усадьбы в «стены монастыря»?
Были у тебя в твоей самоволке «травы зеленые», были:

                "  …святого забвения
                Кругом недвижная тишь, —
                Ты смотришь в тихом томлении,
                Речной раздвинув камыш…"
                42.Когда святого забвения  (Май 1902)
 
ну, так будет:

                …холод здешних стен
                И непонятна жизни бедность.
                …И братии мертвенная бледность.


     В этом мире – на Севере «у разлива вод» зимой  он уже бывал:

                «Мы живем в старинной келье
                У разлива вод.
                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет.
                18 февраля 1902»

     Это мир, где он не один, это мир совместного служения, где каждый – опора всех. Мир, в котором:

                «Нет меры нашему познанью…

                И каждый раз, входя под своды,
                Молясь и плача, знали мы:
                Здесь пронесутся непогоды,
                Снега улягутся зимы.
                Февраль 1902»
 
Но зимой он видел здешнюю весну, а теперь, летом:

                Чуть брежжит бледная заря, –
                Слежу мелькания снежинок…

                Один и тот же снег – белей
                Нетронутой и вечной ризы…

     Гауптвахта.


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     Впервые: I1. С. 119, в отделе "Ущерб".
Публикации: I2. С. 112-113; I3. С. 164 и I4. С. 139 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 137
    »




*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к первой  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

                Сцена первая.    Разномирье.
         Сцена вторая.    Иное новоселье
         Сцена третья.    Чужая свадьба
         Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
         
*

         Разномирье:

                1. «Брожу в стенах монастыря…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/29/932 )
                Ссылка в мир на Севере угрюмом.
2. «На ржавых петлях открываю ставни…»             ( http://www.proza.ru/2017/12/29/951 )
Прорыв в мир Италии Возрождения.
3. «Золотокудрый ангел дня…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/30/971 )
Преступный сон о божьем гневе.
4. «Пробивалась певучим потоком…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/30/980 )
Возвращение в мир на Севере угрюмом. В котором – весна!
*