История написания песни Ах, какая женщина. Помню

Владимир Кабашев
Мемуары неизвесного поэта,
проливающие свет на авторство стихов для песни
"Ах, какая женщина..."
 
Лена, Лена...(Воспоминание 1. от.31.10.2002г.)

   Расскажу, пожалуй, я Вам историю, тайна которой так долго хранилась в моей больной памяти. Многие друзья, знакомые и родственники знали о моей, якобы, болезни 1983 года, поэтому, и не довелось мне раньше рассказать об этой необыкновенной встрече, продолжением которой стала песня.
   В 1978 году,( смотри уточнение от 17.02.2019 г: в субботу 15-го апреля 1978 г.) мы с друзьями: Сашей Филипповым, Шурой, а вообще то, Шарапом Кутуевым и ещё некоторыми друзьями, имена которых, я попросту не помню, завалились в ресторан «Вена», который располагался вблизи от Троицкого поля, вроде даже в Невском районе, где недалеко жил тогда Саша Филиппов, мой «тренер» на поприще токарного мастерства.
   Было весело. Мы зашли в ресторан. Саша Филиппов, завсегдатай этого заведения, организовал стол, мы приземлились, выпили. Саша, в какой-то момент, сказал: «У-у-у, захорошело…» Я сказал: «Шура, ты как хочешь, а я иду плясать…» Встал, …. Голова кружилась… Я окинул взглядом зал ресторана: кого бы пригласить? … И тут я увидел, как вполоборота сидит черноволосая милая женщина, не девчонка, но и не пожилая ещё, молодая женщина, чистый весёлый взгляд которой, меня поразил, обворожил и заставил вымолвить: «Ах, какая женщина,… какая женщина,… мне б такую…»
   Эти мои слова слышали мои друзья и люди за ближайшими столиками. Это я ощущал каким-то, чёрт знает каким, чувством.
   Я прошёл через зал к столику, за которым сидела эта женщина, и не увидев рядом мужчин, сказал: « Разрешите Вас пригласить на танец» Так просто и сказал. Протянул руку к её руке, она смутилась, взглянула на меня, вздохнула и … пошла ко мне. Я провёл её между столиками к месту танца, и мы танцевали быстрый танец как все танцевали быстрый танец в семидесятые годы двадцатого столетия и … говорили: «Как Вас зовут?...» «Лена… Это чтобы лучше рифмовалось – сказала Лена, - понимаешь?...Лена – Вена…"
   Сейчас я думаю: может до появления нашей компании в Вене был объявлен конкурс на лучшее стихотворение или песню? Почему она так сказала? Ведь она не знала, что танцует с молодым ещё, конечно, не ПОЭТОМ, но поэтиком. Она не знала, что я немножко балуюсь стихотворными штучками и во мне, где-то в серединке меня сидит эта болезнь.
   После танца я отвёл свою партнёршу к её столику и вернулся к своему. В этот момент заиграли медленную мелодию. Я как ошалелый потянулся назад к столику милой женщины, и только она, разместившись на стуле поудобней, присела, я уже тянул к ней свою руку и говорил: «Разрешите Вас пригласить на танец… Простите…»
   Она вновь вздохнула, как бы говоря: «Ну, молодой, дорвался до бесплатного», - и снова пошла ко мне.
   Мы танцевали плавно, попадая движениями в такт музыке, нотам и, наверно, даже подтексту мелодии. Я ощущал женское тело, женские руки лежали у меня на плечах, её талия  ощущалась моими ладонями, и нам было, кажется, просто хорошо. Да, я понимал, что эта женщина, конечно, не моя… У неё есть, очевидно, сильный покровитель ,которого она, ясно дело, любит. Такая женщина не может не любить, она создана для любви: взаимной, чистой и преданной. Дак зачем разрушать её чистое счастье? Зачем я, недотёпа, буду мешать им?
   В это время я услышал тихий шёпот танцевавшего рядом с нами Шуры: «Вова, ты нарвёшься…» и… я отступил. Я дотанцевал до конца этот танец, отвёл Лену к её столику, вернулся к своему, сел и как контуженный, на вопрос Кутуева Шарапа: «Ну, как Вова?» - ответил тихо: «… Не моя…» И увидел, как к столику Лены идёт высокий широкоплечий красивый, взрослее меня, мужчина…» «Да… не моя…»
   Откуда, не знаю, к захмелевшему студенту от добавочной дозы алкоголя, прямо на коленки присела «Верка», толи наркоманка, толи просто «смелая».
Вечер на коленках наркоманку Верку
Обнимал за плечи и стихи читал…
     Видел я, как с Шарапом беседовал какой-то мужчина, Шарап показывал на меня, что-то объяснял. Кажется, он повторял мои слова, сказанные посреди зала, кажется, он говорил то, что я сказал после. Я изрядно был пьян.
   Вышли из Вены, шли почему-то, как мне показалось, грустной компанией. Я грустил. Я то, точно, грустил…: «Не моя…» А потом, вспоминая этот вечер, написал пошлое стихотворение «Как-то в ресторане, ресторане Вена…»
    Я только-то и смог сделать из этой истории тогда то, что потом сам называю пошлым произведением, самым пошлым, что я когда-либо написал.
   Когда я услышал песню, я не сразу вспомнил почему-то, что это я сказал тогда эти наивные, полные грусти, слова. Память, больная память… - наверное, она была причиной этого. А когда, как говорится «дошло»… тогда уже под ритм песни, прекрасной песни, написал то, что было в этот вечер… и всё-таки проклюнулось в моей голове. И как же я доволен тем, «что судьба дала возможность» оказаться мне тогда в этом ресторане и стать фигуркой в тени настоящей поэзии: высокой, честной и чистой.
                31.10.2002г.
Случай в ресторане
Или
Правдивая, но фантастическая история о том,
Как забеременела женщина на расстоянии от студента
С помощью кибернетики, генетики и телепатии.

Как-то в ресторане, в ресторане Вена,
Как войдёшь, направо, столик наш стоял.
А к артистам ближе, там сидела Лена,
Там сидела Лена, с ней я станцевал.

Нам накрыли столик, стулья взяли сами…
Токаря подняли стопки за деталь.
Помню как чего-то утром мне вручали…
Драл безбожно стружку, обгрызая сталь.

Сашка – мой наставник: «У-у… захорошело…»
 - Шура, ты как хочешь – я иду плясать,
Потому что пела, пела и гудела
Вена, Вена, Вена! Ох, не передать.

Глянул в зал: «О, боже». Там сидела Лена,
Там сидела Лена, я пред ней – щегол.
Потому что Вена пела и гудела,
А у Лены в Вене был престижный стол.

- Разрешите? Можно? Как зовут Вас? … - Лена…
- Ну а я – Володя…  нет не Вольдемар…
- Я впервые Лена, в ресторане Вена…
Я студент-вечерник… - Ох, какой кошмар!

Лена, понимаешь…-  я рванул к науке…
Не привык я Лена, путаться в краю.
Кибернетик буду! Во какая штука!
Лена улыбнулась: «А я …преподаю!»

- Вы простите, Лена что преподаёте?
А в ответ улыбка – омут сто чертей…
-Вы простите, Лена, где преподаёте?
А в ответ улыбка – омут сто чертей…

Тихий шёпот Шуры: «Вова, ты нарвёшься…»
-Шура, я уж чую – надо отступать.
Эх, мадам, смеёшься? Раненько смеёшься!
Кибернетику-науку, Лена, надо знать.

…Вечер на коленках наркоманку Верку
Обнимал за плечи и стихи читал…
А когда та Ленка явилась на проверку,
(Ну, знаете, иногда женщинам делают тест на беременность)
И узнала Ленка… что я её достал.

Лена, понимаешь, я рванул к науке…
Не привык я, Лена, путаться в краю.
Я давно – генетик! Вот какая штука…
Видишь, улыбаюсь… И я преподаю!

   А почему... (Воспоминание 2. от 16.03.2003г.)

   А почему, собственно говоря, моё стихотворение я считаю пошлым? Разве я тогда плохо думал? Разве я не хотел бы действительно, иметь детей от такой красивой женщины как Лена? Ну, а озорство студента, который с помощью телепатии, кибернетики и генетики провёл в жизнь своё, пусть бредовое, но по-моему, забавное фантастическое желание, почему это озорство не заслуживает хоть какой-то поэтической прелести? Да нет же, эта история "ложится в тему". Я, пожалуй - молодец. Озорник!
   А если вспомнить, то началось-то всё со стихотворения "Таня, Танечка, Татьяна"... А это целая отдельная история. Потом... Надо вспомнить: с чего начать?

   ...Вспомнил.

   Как всегда с Сашей Филипповым мы набрались.
   Саша был с Ноной. Меня познакомили с Таней. Дело было на заводской базе "Поляны".Мы гуляли, катались с горок, потом пошли в коттедж и стояли около окна в холле, где звучала музыка. Таня стояла спиной к окну, она явно засыпала. Я потянул её за руки к себе, она как бы немножко сопротивлялась. Я предложил ей пойти спать вместе. Она отказалась. Так мы стояли некоторое время, потом я потянул её за руки снова, желая как бы немножко разбудить и, она въехала спиной в стекло окна. Стекло зазвенело и разбилось. Я испугался, что она могла порезаться при этом и мы... разошлись по палатам.
   Утром мы встретились в умывальнике. Очень болела голова и, так случилось, что мы не сказали друг другу ни одного слова.
   Когда я приехал домой, то ночью я написал стихотворение "Таня, Танечка, Татьяна...":

Таня, Танечка, Татьяна,
Я вчера был очень пьяный
И наверно с пьяных глаз
Оскорбил невольно Вас.

А сегодня хмурым утром
Я сказать Вам не посмел:
"Здравствуй, Таня, с добрым утром!"
Я сказать: "Прости..." - хотел.

Бед я много натворил:
Счастье и стекло разбил.
Видите ли, очень нравится
Эта спящая красавица.

Разбудил... Вот это да.
Эх, дурная голова!
В завершенье всех мучений
Предстою пред… на колени.

Я прошу меня простить,
Зло и строго не судить...
Не за тем прошу прощенья,
Что боюсь я отомщенья.

Потому, что жизнь долга.
Надо верить. Вот дела.
Верить в то, что любят Вас
Не за внешность милых глаз.

За нелепость и за рифму
Ты ещё меня прости...
Я ж писал всё это ночью,
Ночь, потратив на стихи.

Не за тем писал я ночью,
Чтоб вернуть тебя к себе...
Просто совесть, словно в роще
Заблудилась в голове.

   Через некоторое время я передал это стихотворение через Сашу Филиппова Татьяне.
   Когда Сашка пришёл на работу после встречи его с Ноной у него были чрезвычайно круглые глаза. Он сказал что-то вроде того: "Ну, ты даёшь... Они сказали, что ты можешь искупить свою вину, сводив Таню в ресторан. Я подумал и сказал: "Нет". Мне, честно говоря, очень не хотелось в ресторан.
   А Нона, это сделала она - показала моё стихотворение толи студентам, толи преподавателям филологического факультета Ленинградского университета и, вся эта компания поставила задачу Сашке Филиппову затащить меня в ресторан. В "Вене" собиралось общество, я так думаю, любителей поэзии, играл отличный ансамбль музыкантов.
    Всё то, что происходило в Вене, было искусно подстроено. Да, меня там ждали. Я поддался на ловушку: Лена сидела вполоборота именно так, что бы я пригласил самую эффектную женщину в зале, готовенькую танцевать, играла чудесная музыка, слегка пьяная голова выкинула в зал слова: "Ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую…" Поэты приступили к своей работе - они создавали песню для меня. "Наркоманка Верка" присев мне на колени просила меня почитать стихи. Я читал Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", а левая рука, как бы невзначай, пыталась ласкать левую грудь собеседницы. Она спрашивала меня: могу ли я рифмовать, например: найди рифму, связанную с рестораном на фразу: "Мне б такую…" Я ответил: " Шальную, хмельную, ревную". - Почему ты пригласил именно её? - Понимаешь... вся в лучах ночного света...
   Мужчина, который записывал песню, получал информацию от "наркоманки Верки" и от моих друзей. Я тогда не догадывался об их замыслах, я просто отдыхал в ресторане. Всё это проклюнулось в памяти только через много-много лет. Более чем двадцать лет. Так бывает. Так устроен наш "блок постоянного запаздывания": головной мозг. По крупице, по незначительным событиям, как в кроссворде слова, вырисовывается определённая ситуация, целая цепочка событий, которая наконец-то становится понятной. Это отчасти тема моего диплома: "Разработка и исследование блока постоянного запаздывания для имитационной модели технологического процесса".
   Да, мне подарили песню, соавтором которой считаю и себя. Всё же это был я, это про меня и это немножко Я. Мужчина, кажется, предлагал соавторство, но я наотрез отказался. Я предложил подарить стихи музыкантам. Мы ушли из ресторана, распрощавшись с "наркоманкой" и поэтом, Я приглашал "Верку" пойти со мной, но она наотрез отказалась. Так в соавторстве родилась эта красивая песня. Теперь она живёт во мне так, как никакая другая.
   К моему теперешнему сожаленью, я отказался от повторного  посещения ресторана, как не умолял меня об этом Сашка. И когда он сходил один и пришёл, то он сказал правдивые слова:" Ну и дурак же ты, Вова, что ты там не был. Они же для тебя, понимаешь, написали такую песню, а ты... дурак".
   Да, теперь я жалею, что не пошёл, я тогда сказал: " Сашка, надо заниматься делом, а не ходить по ресторанам. Я должен быть в институте", - и этот вечер я провёл на лекциях. Так ли мне нужны были эти лекции? А между прочем "наркоманка" с поэтом предлагали мне переводиться к ним на филологический факультет. на что я категорически отказался. Я сказал: " Зачем мне филологический, когда я учусь в С.З.П.И. на факультете технической кибернетики? И потом, кто меня будет кормить? Я ж работаю и учусь, и, вообще, какая разница какое получать образование. Важно быть человеком".
   Вот и вся история: "Таня, Танечка, Татьяна, я вчера был очень пьяный..."
   А песня "Пригласите, пригласите, пригласите
И ладонь моей руки в своей сожмите...
Лет с десяток с плеч долой
В омут танца с головой
Молодой человек, потанцуйте же со мной".
   Мне, кажется, имеет те же корни ресторана Вена. Это, я думаю - Лена писала. Я могу, конечно, и ошибаться, но очень, очень похоже... по нашему диалогу во время танца. Жизнь покажет. и это событие возможно будет рассекречено " блоками постоянного запаздывания" людей.
                16.03.2003г.


Уточнение от 17.02.2019 года

   Со времени катания на санках (зима-весна 1978 года) с Татьяной, Сашкой, Ноной прошло несколько месяцев до моего появления в ресторане Вена? Нестыковка!
   На Сашку давила Нона, чтобы я появился в ресторане, но я долго не поддавался. Сашка вынужден был притащить с собой другого друга Юрку Годовикова вместо меня. Что то в ресторане тогда произошло, что Юрке подставили фингал под глаз. Оттуда, из их разборок и появилось : "Не твоя женщина! А ты к ней пристаёшь!"
   Оттуда и страх Сашки за меня , увлечённого: "Вова, ты нарвёшься!"
   Отсюда и у меня: "Не моя!"
   Может я и ошибся в установлении даты - сентябрь? Может это было ранее, но тоже в межсезонье? В сентябре был конкурс Объединения, а ранее - был конкурс заводской. Может здесь кроется некоторая неточность, Но не более! В тот день я "драл безбожно стружку, обгрызая сталь..." Да и конкурсная работа в тот день была с большим снятием стружки: сталь - обдирка! А на конкурсе объединения - вполне деликатная деталь из латуни...
   Возможно это было 15 апреля 1978года (Дата из трудовой книжки) - заводской конкурс, где я оплошал и занял всего второе место. Да это наверное всё-таки было так! Суббота 15 апреля 1978 года!


   
Фамилия поэта. (Воспоминание 3. от 6.09.2005г.)

   Фамилия поэта, который записывал в ресторане Вена песню - Барков. Уходя из ресторана, он её назвал. Через много лет я смог, наконец-то её вспомнить.
   Он подошёл ко мне тогда когда я закончил танцевать второй раз (медленный танец) с Леной. Он сказал тогда:" Надо сочинить песню на эту музыку." Я ответил:" Здесь шумно... Да я и не уловил ритм... как без ритма?"
   - Я буду держать ритм и записывать... музыканты сделают...
   Он предложил срифмовать что-нибудь со словом "шумно" и со словом "ресторан".
   Я легко срифмовал:" В шумном зале ресторана."
   Он предложил сказать рифму к слову "ресторан"
   Я срифмовал:" Ресторан - обман."
   И уже он стал автором строки:" Средь веселья и обмана"
   Он сказал:" скажи что-нибудь о поэте, пришедшем в ресторан, ресторане, вот об этом..." - показав на столики в зале.
   Я сказал: "Пристань загулявшего поэта ". Это я повторил его слова, произнесённые как бы невзначай им же самим в самом начале нашего разговора.
   Он ушёл сказав, что надо это записать.
   Я сел за свой столик и тут на коленки ко мне присела "смелая", как назвал её Сашка Филиппов - "наркоманка". Она сказала:" Как зовут твою девушку, с которой ты расстался?" Я ответил:" Вера".(Тогда я правда расстался не только с Таней, но и с Верочкой Троценко.)
" Я буду твоей Веркой". Так родился миф о "наркоманке Верке". Она попросила почитать ей мои стихи. Я сказал, что свои читать не хочу и стал читать Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" И его я не дочитал до конца. Не хотелось.
   Потом из меня снова вытягивали рифмы. "Скажи три красивые рифмы, связанные с рестораном на слова "мне б такую" Я срифмовал подумав секунду: "Шальную, хмельную, ревную.»
"Ты сидишь...- как она сидела?" Я:"Вполоборота... Понимаете я - токарь и поэтому у меня сплошные обороты, как у шпинделя токарного станка, - пошутил я.
   - Дальше...
   -Вся в лучах ночного света.
Барков:" Почему в лучах, а не в луче? Почему "ночного"?
- Понимаете ... ночь, ресторан, ночной свет... и, действительно... подсветка...
   - Хорошо принимается... Пусть в луче... одинокий луч... ночного света...
   -Нет... мы заспорили... - именно в лучах!...
А потом вдруг согласились, уступив друг другу.
Смутно помню обсуждение следующих куплетов,.... Просто, я думаю, в них основная заслуга Баркова,он срифмовал, опираясь на "скелетные" рифмы: "Шальную, хмельную, ревную".
Мои слова:" Не моя..."
Не моя ты не моя, -  уже слова Баркова. И теперь сам чёрт не разберёт, где Кабашев, а где Барков. Соавторы.
В конце вечера, когда я уже изрядно натрескался, Барков сказал: " А знаешь, что сказала про тебя она? ( Лена, я так понял) - Ах какой был мужчина, настоящий полковник".
Я привычно срифмовал: "Полковник - уголовник..."
- Почему "уголовник"?
- Можно сочинить песню... Сюжет...
- Давай... Дай мне, я напишу...
- Понимаешь: отдыхали, допустим, на юге вместе, на курорте или в санатории, нарушали режим, любовь, представился полковником, потом оказалось уголовник. Хорошо рифмуется: любовник - уголовник... А женщина страдает, ждёт... подоконник... Они все ждут...нас...хотят одного...
- Откуда ты знаешь?
 - Знаю, - я пожал плечами...
Барков: "Помоги ещё ей: у неё вертятся слова: " Пригласите, пригласите, пригласите..."
 - Ладонь мою сожмите...
 Лет с десяток с плеч долой
 В омут танца с головой...
Тут "Верка: "Молодой человек потанцуйте Вы со мной"...
Я: В ритме музыки опять обрести и потерять
Загореться и погаснуть
Эта музыка простит...Дальше не знаю...

Было предложение перевестись в университет на филфак от "Верки" и Баркова, обещали поговорить с ректором.
   - А если захочешь печататься - вот она - Барков кивнул на "Верку" - пиши в "Литературку".
   Выходит так, что у меня на коленках сидела журналистка "Литературной газеты" и это её левую грудь я пытался ласкать своей левой рукой. Здорово. Смешно! Весело! Молодость! Это ж надо так надраться чтобы вспомнить это только через двадцать семь лет.  1978 г. -  2005 г.
Слои какие-то. Каждый раз всё глубже и глубже, подробнее и подробнее вырисовывается истина. И не надо увеличивать дозу лекарств, потому что с течением времени я не нахожу никаких противоречий в своих воспоминаниях. Если б была ересь, то были б противоречия. Если их нет – значит, нет.
   Перечитывая через интервалы времени, можно убедиться в правдивости написанного. Или это не так? Скажите?
                6.09.2005г.

 Итак, подъитожим.

Итак, подъитожим через тридцать семь лет: написание стихов для песни "Ах, какая женщина..." явилось не что иное как лихо закрученное буреме - литературная игра общества любителей поэзии филологического факультета Ленинградского университета и случайных людей, вроде меня, которые забрели в ресторан в 1978 году.
Тридцать семь лет - возраст Пушкина..., а тут песня и не все точки расставлены на её истории. Пишите люди -это интересно. А ещё иногда выбирайтесь в ресторан, где звучит хорошая музыка, дружите с Музой, друзьями и знайте: жизнь прожить не поле перейти. А с хорошей песней просто веселей жить. Грызут старые грехи на старости лет, а тут вспомнишь о хорошем и легче на душе становится. Вот так-то!
                21.11.2015г.

За моё незначительное участие в деятельности того литературного общества мне дали псевдоним – Сергей Есенин. Почему? Просто когда спросили: кто у меня самый любимый поэт? То я ответил: конечно, Сергей Есенин. А за то, что я не появлялся в ресторане, меня исключили из этого общества. Ну да ладно… Мало ли у меня грехов?
28.12.2017г.
 
Уточнение от 25.10.2019г
Женщина, с которой я танцевал в Вене - Лена - была, очевидно, сестрой Татьяны Назаровой - певицы и автора названия песни - темы нашего сочинения : "Вах. какая женщина!" Вспомнились слова Саши Филиппова. Да и похожи очень. Лена была черноволосой и в зелёном, прям малахитовом, вечернем платье.

   Воспоминание 4 от 13.11.2019г.


   Совсем новые подробности вспомнились сегодня 13 ноября 2019 года.
    Накануне дня конкурса на токарном участке цеха 50 творилось вот что: Я со своим наставником Сашей Филипповым готовились к конкурсу мастерства молодых рабочих "Северного Пресса".
   Сашка заточил мне классный подрезной резец. Я его опробовал: он резал стружку, скалывая металл как семечки! ЗдОрово! И чисто!
   Проходя мимо моего станка, он сказал: "Завтра в ресторане Вена будет работёнка - надо помочь одной певице - надо сочинить песню. Тема такая: "Базар... Проходит женщина... Вах, какая женщина! - кричат вслед чурки(*) Можешь уже готовить интересные рифмы, слова для песни: В ресторане... Подумай о названии, первой строке и вообще... Понял тему?"   
   -Понял...
   В следующий раз, когда он снова проходил мимо моего станка ,  я выдал: " Название - "Пристань загулявшего поэта" , а в припев можно вставить: (*) без чурок! хоть они и горят на работе. словно дрова в очаге - нужные ребята!, можно вставить: "Ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую..."
   Вот, что творилось накануне того вечера... Помню.
                13.11.2019г.

   -