Кальвинизм и сатанизм

Константин Матаков
                ***    

Один мой знакомый, строгий кальвинист, как-то сказал: способность человека действенно противиться благодати сильно попахивает сатанизмом. Я ему тут же возразил: как раз сатанизмом попахивает безусловное предопределение к проклятию. Он же парировал: то есть заранее допускаемая способность человека так глумиться над благодатью ничем ее не порочит? Здесь вспоминается, как Артур Уизли говаривал: "боюсь, Малфой, у нас с тобой разное понимание того, что порочит репутацию волшебника"..
Вообще-то сегодня масса людей глумится над Богом - вне зависимости от того, получили они благодать спасения или нет - это разве действительно порочит Бога? Тут нужно разобраться: с точки зрения кальвинистской логики, когда Бог воспринимается как абсолютная самодовлеющая суверенность, как непререкаемое всемогущество, - отвержение Его благодати невозможно, ибо это разрушило бы всю картину мира, созданную трудами последователей Кальвина. Отвержение благодати в таком ракурсе всегда означало бы победу сатаны над Богом, утверждение, что дьявол сильнее Бога и т.д. Если кто-то отвергает благодать, - для кальвиниста это скорее иллюзия, чем реальность; нет, те, «кому не надо», благодати никогда не получат, ибо они к ней не предопределены.
В православном же богословии свобода принимать или отвергать благодать «включена в предопределение», ибо Бог рассматривается как Личность, которая не навязывает Свое могущество творению, и не обязана проявлять все свои бесконечные свойства как бы «независимо» от Себя, т.е., если у Бога есть всемогущество, то это не значит, что оно проявляется Им «бесконтрольно». Кальвинист тут же скажет (см. выше): так что же, дьявол оказывается сильнее? Нет. Можно сказать так: любое кажущееся поражение Бога, - это Его победа, а любая кажущаяся победа дьявола – это его поражение, и движение к еще большему проклятию. Бог поругаем не бывает, и потому никогда не проигрывает, - проигрывают люди и бесы, добровольно принимая ад..
..Мой кальвинистский знакомый посетовал, что вот кальвинизм иногда чуть ли не сатанизмом называют. Конечно, я не считаю, что кальвинизм - это сатанизм: никто не думает, что в кальвинизме есть поклонение сатане. Нет, это христианство, поклоняющееся Троице, и верящее в жертву Бога, воплощенного во Христе. Но приписывание Богу извечного желания проклясть и поместить в ад людей, заранее предопределив при этом их грехопадение и потерю ими свободы выбора спасения, - это приписывание Богу черт совершенно иного существа. Кто бы хотел, чтобы люди были лишены возможности выбрать свет спасения, и были заранее обречены на ад? Только дьявол. И тот факт, что в строгом кальвинизме этого жаждет Сам Бог, - означает для православных как минимум серьезное искажение образа Бога как Бога любви и милосердия..