Определение Бога

Сергей Милушкин
Когда она сказала, дай определение Бога, я понял, что пропал.

Нет, все бы ничего, но определение.

Сэр, Бог – это все, что нас окружает.

Как бы не так, сэр.

Но я так не сказал.

И она была не сэр.

— Простите?

— Вы пропустили три моих занятия. Кон-стан-тин. Три. Вы меня не уважаете?

Я подумал, что ее чёрные как чёрный квадрат Малевича волосы кем-то тоже нарисованы. Волосы женщины, волосы древней старухи, которой на вид лет восемьдесят, не могут быть такими Чёрными.

И я подумал, что Лонда крутые. Или Шарцкопф. Боже, какие они чёрные. Ни единого седого волоска.

— Вы… прекрасно знаете, чем вам грозит незачёт.

Я знал. Меня не допустят к экзаменам. И если я не успею их вовремя сдать, меня выгонят.

— Поэтому… я пойду вам навстречу. Один ответ на один простой вопрос. И зачёт у вас в кармане. Прямо сейчас.

Я сидел в ее вытянутом кабинете на третьем этаже. В окнах шумела весна. Смеялись студентки. Бог всюду. Он…

— Вопрос простой. И вы, как человек умный… Просто ответьте мне на него. – Ее глаза загорелись, пахнуло тяжёлыми духами, но не это заставило меня отшатнуться. Какой-то демонический хохот плясал в ее бледных, почти мертвенных чертах.

В конце концов, вы можете подумать, что впечатлительный студент стал жертвой разыгравшегося воображения, к тому же женщина, была на самом деле очень старой, со всеми присущими возрасту чертами и странностями.

Но я не замечал в себе склонности к мечтаниям, особенно эзотерического, потустороннего толка. Что за вздор? Мой отец работал прозектором во втором городском морге и я частенько помогал ему по работе.

Видишь этого мужика? Утонул пьяный в озере, думал, что переплывет. Не доплыл десять метров, Константин. Всего десять метров. – И он откидывал замызганную ткань, чтобы дать мне получше разглядеть вздувшееся тело.

На Бога надейся… – вздыхал отец и говорил дальше как священник: никогда не плавай пьяным, если не умеешь ходить по воде. Понял?

Я кивал.

Если не умеешь ходить по воде.

Что тут непонятного?

Он не умел.

— А если не ответите… – Она теперь не смотрела на меня, словно знала, отвечу я или не отвечу, а ее рука, сжимающая подагрическими пальцами тонкую чёрную ручку с золотым пером на кончике вычерчивала вновь и вновь какую-то фигуру на пустом листе бумаги.

Конечно.

Краем глаза, чтобы она не заметила (но кажется, она заметила), я взглянул туда, в этот лист.

Чуть глаз не вывихнул, потому что шею сгибать нельзя, – заметит.

Она рисовала крест.

Чей-то крест, даже в объёме, хотя из лекций по черчению я знал, что объём рисуют не так. Изометрическая проекция креста выглядела убого. Висеть на таком – сущее мучение.

— … тогда вам грозит сами знаете что. – Она начала штриховать одну из поверхностей креста.

— Да.

Я сказал да. Что ещё я мог сказать? Оправдываться глупо. Прикинуться дурачком? Что-то подсказывало мне, не стоит. Поэтому, просто да.

— Да? – Как-будто удивилась она. – Тень усмешки слегка коснулась ее впалых щёк. – Все говорят да…

Я подумал, что на ее месте, будь я на лекции, я бы вставил «бараны».

Или овечки.

Когда рушится жизнь, остаётся юмор. В конце концов, от неё зависела моя судьба.

— Дайте определение Бога.

И, там внизу, на ступеньках Альма Матер, внезапно умолк заразительный смех. Все умолкло.

Ветерок, касавшийся длинной тюлевой занавески, застыл, словно пытаясь уловить окончания брошенных ею слов.

Что?

Я сидел на твёрдом высоком стуле, положив руки на колени. Не приближаясь, дабы не нарушить ее пространство и не отдаляясь, выказывая тем самым пренебрежительность.

Готовность ответить на любой, самый каверзный вопрос без промедления – приходит с опытом, а я к третьему курсу считал себя опытным человеком.

И мне бы просто встать, поклониться и уйти.

Но я стал отвечать. Опытный человек.

Слов я не замечал, они как ноты, выстроенные согласно неведомому строю полились нескончаемым потоком: Бог, говорил я, этот тот, кто умеет ходить по воде, а не тонет в десяти метрах от берега, перебрав креплёного вина. Он может, сказал я ещё, и не такое.

Конечно, я добавил про космос, про дух, триединство, бессмертие, царствие, и всю эту ерунду, а она смотрела на меня чёрными- пречёрными глазами и я растворялся в них, тонул, а волосы, они опутывали меня, мои руки, ноги, грудь, тело, давили, тонкие их нити, переплетаясь, врезались в мою плоть и я чувствовал все яснее – не доплыву. Воздуха не хватит.

И в тот момент, когда мои лёгкие выдавливали последние молекулы слов, грозя неминуемым коллапсом, она встряхнула своей гривой, напряжение, растущее с каждым моим словом, оборвалось. В форточку пахнул ветер, донёсший давно растаявший смех.

— Ерунда, – сказала она, прикрыв веки. – Он не такой.

Я обмяк.

На секунду перед моим взором пронеслись распухшие ступни лежащего на столе пловца.

Он разный, подумал я.

И такой тоже.

Она вдруг глянула на меня, словно прочитав мысли.

— Вы же знаете, что будет дальше? – спросила она.

Я кивнул.

Некоторые не доплывают. Даже если очень стараются. И пьяные и трезвые, это не имеет значения.

— Давайте зачётку.

Я протянул ей серую книжку.

Важна только одна деталь.

Но мало кто обращает на неё внимание.

Перо скрипнуло и я подумал, как это оказывается просто – подписать смертный приговор.

— Давно я такой ерунды не слышала, – сказала она, закрывая зачётку. – Вы свободны.

Пошатываясь, я вышел в коридор. Спустился на этаж, в полусознательном состоянии свернул в узкий коридор, где никого не было.

Там открыл зачётку, чтобы прочитать то, что я и так знал. Удостоверится в заключении эксперта.

Что происходит с теми, кто не доплывает.

На пятой строке чуть смазавшимися чернилами чёрного цвета было аккуратно выведено: «Зачёт».

И ниже приписка: «Откуда вы знаете про крепленое вино?»

Я встряхнул головой.

Отец так говорил, подумал я. Когда в последний раз ходил по воде.

© 2019 Сергей Милушкин

***

Роман Сергея Милушкина «Заражение» скачать 1-й том бесплатно:
https://www.litres.ru/sergey-milushkin/zarazhenie-tom-1/