Мама и школа. Цветы для мамы

Наталья Сергушова
Похожей на ромашку становилась спортивная площадка нашей 133-й школы 31 августа — огромный жёлтый глинистый центр обрамляли загоревшие за лето школьники в белых рубашках и фартучках. Незабываемая первая в году линейка, длившаяся бесконечно долго, на которой очень жарко, и ничего не слышно, зато празднично и торжественно. Радость от встречи с одноклассниками, куча новостей о том, кто куда ездил. Вопросы: а какие эти двое новеньких, которые будут учиться с нами, а куда делся Витька, а кто у нас классная? И так далее...
Мало, кто слушал поздравления, к которым так готовились учителя и директор, добрейшая Валентина Сергеевна...

В первый класс я идти боялась, хотя уже умела читать по слогам, и считала до ста. «Мама, а вдруг мне двойку поставят?» «Кол тебе поставят!» — смеётся мама.
Но двойка в первом классе у меня всё же была. Трудно мне давалось чистописание, у меня до сих пор почерк — хуже некуда.. Вот заглавную букву «У» я прописала совсем уж плохо, за что и схлопотала от моей первой учительницы Татьяны Сергеевны «пару». Я не знала, как себя вести, поэтому, придя домой, спрятала портфель за дверь, а потом спряталась сама. Помню, меня искали полдня, а вот ругали или нет — не помню. Наверное, ругали, иначе бы я очень удивилась...
Случился и «кол», поставленный мамой в старших классах на уроке биологии...
У меня был враг — второгодник Витька Яновский, который меня, как дочку учительницы, возненавидел всеми фибрами души, а может быть и наоборот — влюбился. Он постоянно меня дразнил, и мы дрались на каждой перемене. Бывает, сидишь на уроке, а ненависть так и закипает, не можешь звонка дождаться. Поскольку у меня были одни братья — росла я пацанкой, и драться умела не плохо. Побеждали мы по очереди. Потом, повзрослев, я его простила, и перестала обращать внимание. Но девчонок от него, и от других задир защищала всегда.
Класс у нас оказался не простой — 30 мальчиков и 6 девочек. На уроках иногда творилось что-то невообразимое. Слушались мы только директора, Валентина Сергеевна вела у нас историю, и мы её очень уважали, и мою маму, потому что — побаивались, строгая она была. Мне от неё больше всех доставалось. «Не вздумай меня мамой в школе назвать, в школе я — Мария Петровна.» Её даже двоюродная внучка, моя полная тёзка, боялась.
Так вот, вернёмся к обидной единице, поставленной мне на биологии.
Мама часто практиковала карточки. Почти на каждом уроке, во время устного опроса, они раздавались нескольким ученикам. В этот раз, одна из карточек досталась Витьке. Тот посопел над ней, повертел её в руках, сказал — «не знаю», и получил «пару» ..Мама взяла у него карточку, и не задумываясь, передала её мне. Чтобы я работала по карточке, которая побывала у Витьки — никогда! Я с возмущением отказалась отвечать, за что схлопотала «кол», и была поставлена в угол на весь урок. Конечно, это было глупо, я и сама пострадала, и маму подвела. Но в 13 лет я так не считала.
А дома выяснилось, мама даже не обратила внимания, что мне досталась карточка Яновского, и мой отказ отвечать был для неё большой неожиданностью. Интересно, как бы я поступила на мамином месте?

В младших классах мне хотелось, чтобы мою маму вызвали в школу. Вот удивятся, Когда узнают, что моя мама учительница. «Мам, почему ты никогда не ходишь на собрания?» «Зачем, я и так всё знаю, всё что надо, мне итак расскажут.» Я очень гордилась её профессией, но иногда мне хотелось, чтобы она была такой же как все.

Во втором классе я ещё не думала, кем я буду. Однажды, сидя на природоведении, я о чём-то замечталась. Татьяна Сергеевна, решив, что я её очень внимательно слушаю, сказала:"Наверное, Наташа тоже будет учителем биологии, как мама." Так она предопределила мой выбор.

В праздничные дни учителя должны были дежурить в школе по графику. Мне нравилось приходить в мамино дежурство. Школа находилась рядом с домом, стоило только перелезть забор.
Мама сидела в учительской — проверяла тетради, писала планы. Тонкий ободок со стразами, поблёскивал, переливаясь разными цветами на её кудрях. Я подсаживалась рядом, и что-нибудь рисовала. А ещё я любила бегать по пустой школе, не боясь, что меня остановит дежурный. В праздники школа была другой, она была какой-то беззащитной и не строгой.

Заканчивается август, и через несколько дней школьная площадка напротив наших окон снова станет похожей на торжественную ромашку. В этот день мама всегда приходила с охапками цветов. И в доме не хватало ваз, чтобы вместить их все. А горячий степной ветер, проникая через форточку, разносил цветочный аромат по всем комнатам.