Александр Галич

Ада Давыдкина
Александр Галич известный русский оппозиционный поэт песенник. Многие называют его бардом, ведь он играл на гитаре, сам сочинял и пел свои песни, не получив профессионального музыкального образования. Другие исследователи считают Галича одним из виднейших представителей русского тюремного (блатного) шансона. И та и другая точка зрения является верными, действительно основной темой творчества Галича является тюремный или лагерный быт в 30-40 годы ХХ столетия. Героями его песен являются не просто заключенные, а заключенные, осужденные по политической статье, т.е. те люди, которые вольно, или невольно, состояли в оппозиции существующей советской политической и культурной системе. Галича можно считать не просто бардом и представителем шансона, а представителем оппозиционного течения в культуре или говоря точнее представителем контркультуры. Герои его песен это  люди, попавшие в тюрьму, или сильно пострадавшее из-за своих взглядов. Они не смогли или не захотели вписаться в культурную политическую ситуацию как, например герой песни Галича «Атлант», которому во сне приснилось, что он атлант и держит землю на своих плечах. Герой сам испугался этого сна, но потом про него забыл, а когда он пришел на работу, представитель отдела «Ге» записал в его досье, что ему сегодня приснилось, что он атлант:
«И открыл он мое досье,
И на чистом листе, педант,
Написал он, что мне во сне
Нынче снилось, что я атлант!..»

Атлант -   это мифический древнегреческий Титан, державший на своих плечах небо и землю. В советские времена на такие сны имели право только руководители партийной верхушки. Так как герои Галича были политическими заключенными, они воспринимаются как положительные герои, если даже у них есть какие- то недостатки, как у героя из песни «Вальс-баллада про тёщу из Иванова». Где у героя отобрали работу, мастерскую, деньги за то, что его картины оказались не угодны власти, это в наших глазах покрывают личные недостатки героя, такие как пьянство и склонность к наркотикам.  Автор этого не скрывает, а дает понять, что его герои не ангелы, относясь  снисходительно к их недостаткам, для него главное, что они противостоят той клетке, в которую их хочет загнать советская власть.  Песни Галича, несмотря на те ужасные вещи, о которых он говорит в них, проникнуты юмором, порой горьким, порой страшным, но юмором. Сюжеты этих песен представляют собой отдельные связанные истории, историю жизни отдельного человека, а иногда группы людей. У песен Галича есть свои минусы: он порой слишком идеализирует своего героя, я понимаю, что его герой политзаключенный, но многие люди    часто пропускают отдельные слова.  Они начинают идеализировать не просто политзаключенных, а всех заключенных без разбора, что приводит к зарождению мифа – о том, что воры благородные и честные люди. В 90-е годы ХХ столетия в России быть вором или проституткой считалось престижно или круто, я считаю, что этому отчасти способствовали песни Галича. Во многих песнях его очень много нецензурной лексики: «Праведные суки, брызжа пеною, ». Мне могут возразить, что это специфика жанра, что тюрьма и лагеря не институт благородных девиц и это понятно, но Галича слушали и слушают не только мужчины, но и женщины и меня, как культуролога, обилие мата в песнях коробит. Слушая такие песни в исполнении умного и образованного человека, много пожившего и много повидавшего в жизни, но беззастенчиво использующего мат хочется задать вопрос – а что мы тогда хотим от молодых, современных исполнителей? Хотя может быть я и не права и это действительно специфика жанра.

Теперь рассмотрим, как творчество Галича повлияло  на культуру непосредственно. В этом смысле интересно созвучие песни Галича «Вальс, посвященный уставу караульной службы» и песни группы Наутилус Помпилиус «Скованные одной цепью».
Галич Наутилус
Как пошли нас судит дезертиры,
Только пух, так сказать, полетел. И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой.
Говоря о том, что является главной идеей большинства песен Галича, мы можем сказать, что он пытается донести до слушателя одну важную мысль, если ты выделяешься из существующей культурной или политической жизни и пытаешься её изменить, то власть попытается тебя всеми силами раздавить. И эту мысль, так или иначе, развивают все представители контркультуры, и я просто привела самый интересный и самый показательный, на мой взгляд, пример