IV. Народом пестреющий луг

Альбина Гарбунова
Все вы наверняка читали и перечитывали «Детей капитана Гранта» и, конечно же, помните ответы ученика Мельбурнской средней школы Толине на стихийном экзамене, устроенном ему Паганелем. Как же хохотал знаменитый секретарь Французского географического общества над тем, что, по мнению этого мальчика, весь мир принадлежит Великобритании. Аж из лагеря убежал, «чтобы посмеяться вволю». А ведь формально заблуждающийся Толине по сути-то прав: англичане подмяли под себя всю планету. И Жюль Верн устами того же Паганеля, рассказывающего потом своим спутникам о страшной судьбе австралийских аборигенов, это подтверждает.

 «Смертоносной цивилизацией» называет он британцев, перечисляя их чудовищные преступления против колонизируемых народов. Упоминается там и Капская колония, «где из миллиона готтентотов уцелело всего сто тысяч».
 
Готтентоты – это африканские аборигены. Так их обозвали «понаехавшие». Именно обозвали, потому что hottentot – заика по-голландски. А все потому, что в языках банту  много щелкающих звуков, и европейцам померещилось, что все местные заикаются. Не мудрено, что теперь этот уничижительный термин в ЮАР считается оскорбительным и заменен на кой-коин, что вполне справедливо: так представители данной народности называют себя сами.

Так вот: жили они себе на юге Африки не тужили с самых что ни на есть незапамятных времен, как, вдруг, незванно-нежданно, к ним пожаловали колонизаторы, и так резво взялись за «цивилизацию отсталых народностей», что к началу 20-го века от племен кой-коин не осталось почти ничего, а от соседствующих с ними гереро и того меньше. Уцелевших от натиска «европейских ценностей» согнали в резервации, лукаво нареченные независимыми бантустанами. При этом политики, не сумняшеся даже ничтоже, заявляли, что конечной целью создания сих бантустанов является положение, при котором «ни один человек с черным цветом кожи не будет гражданином ЮАР и, соответственно, не будет иметь никаких прав в этой стране».

Так расизм узаконили и назвали его «апартеидом». На его политике в 1948-году  Национальная партия африканеров (сокращенно НПА или «понаехавших») пришла к власти. Всех жителей ЮАР разделили, как белье для стирки: на белых, цветных и черных. Для разных групп установили разные права. Но вот прав быть гражданином, избирать и быть избранным, свободно передвигаться по стране, учиться и лечиться хватило почему-то только для белых. Всем остальным досталось право работать на первых за гроши. Кроме того, разделили транспорт, общественные и развлекательные учреждения и церкви. Запретили смешанные браки. И даже пляжи и лавочки поделили на «только для белых» и «для других». И все это в стране, где исконное население, да простят мне мою неполиткорректность, черное.

Великобритания, породившая уничтожение и унижение колонизированных народов и на деле всегда это поддерживавшая, в 1961-ом, под давлением общественности «насыпала таракану соли на хвост», то есть вывела ЮАР из Содружества наций (еще одно название от лукавого). Расовая сегрегация от этого только взбодрилась.
 
Тихонько в уголочке аборигены, конечно, тоже никогда сопли по щекам не размазывали. Но их предводитель, лидер Африканского национального конгресса (АНК)   Нельсон Мандела сидел в одиночной камере на острове Роббен. Какими только «царицами» за 27 лет его там не соблазняли, в том числе и предложениями свободы в обмен на отказ от борьбы против апартеида. Все напрасно: Нельсон остался неподкупен и «неисправим». Наконец, в 1990-ом его выпустили из тюрьмы и он снова взялся «за старое» – за борьбу с холившим и лелеявшим расизм правительством. Это сопровождалось стычками и терактами, и в 1994-ом увенчалось действительно демократическими выборами, в которых участвовали и черные, и цветные. При таком раскладе победил, разумеется АНК и Мандела стал первым темнокожим президентом ЮАР.

За пять лет своего правления он добился введения бесплатного медицинского обслуживания для детей и беременных женщин, бесплатного обязательного образования для детей до 14 лет, ввел равенство при выплате пособий, ввел законы о равенстве при трудоустройстве и многие другие полезные для коренного населения законы. При его правительстве прошла масштабная телефонизация и электрификация страны, построено огромное количество больниц и жилых домов. Бантустаны, разумеется, тоже прекратили свое существование.

В 1999-ом возраст (81 год) и подорванное тюрьмой здоровье вынудили Манделу покинуть свой пост. Но дело его продолжается и сегодня. Продолжается и вой недовольных такой политикой. О чем воют? Ну, как же, – о геноциде белого населения. О том, что после отмены апартеида коренные жители получило доступ к государственным должностям и к занятию бизнесом. Что при приеме на работу предпочтение теперь отдается черным и цветным. Из-за этого 800 тысяч из четырех миллионов белых покинули страну. А те, что остались, вынуждены прятаться за высокими заборами с колючей проволокой и вмурованным битым стеклом, ставить на всех углах периметра прожекторы и держать боевых собак. И даже такие меры не всегда спасают их от набегов тех, кто живет в трущобах, бескрайними рядами тянущихся вдоль дорог. (Сведения взяты мною из журнала VESPA).

Мне просто любопытно, а чего же колонизаторы и их потомки хотели? Чтобы аборигены в благодарность за отмену расизма дружно воздали им осанну и тут же «пред ними пали ниц»? А как же четыреста лет бесправия на земле своих предков? Отмазаться благородным  склерозом? На это, должно быть и рассчитывали те, которые согнали местных жителей с плодородной земли и до горизонта зарастили ее выгодными, но выдавившими всю местную флору эвкалиптами и соснами. Те, которые присвоили богатейшие недра страны: сколько кимберлитовых трубок видишь, пролетая над территорией ЮАР – ни одна не принадлежит коренным жителям до сих пор. Слишком уж лакомый кусок, чтобы им хотя бы поделиться. Те, которые нескольким поколениям черных запрещали получать нормальное образование, а теперь причитают, что все они дикари, что среди них нет высококвалифицированных специалистов.
 
Кстати, ни того, ни другого подтвердить не могу. Первых вообще «счастье обошло стороной» увидеть, а те специалисты, с кем довелось иметь дело, знали его (дело) ничуть не хуже «аналогичных» белых. А черные рейнджеры вообще вне конкуренции: прекрасный английский, глубочайшее знание предмета и латинскими терминами, будто поля в 70-ые годы дустом, не сыплют. Ибо, как подсказывает мне мой «друг ошибок трудных», среднестатистическому туристу латынь на сафари нужна приблизительно, как история КПСС императорскому пингвину.
 
Ну вот, с остатками «остальных» народов мы разобрались. Теперь зулусы. Я сказала Зулусы. Почему так по-жегловски? Потому что десятимиллионная коренная народность ЮАР того стоит. Но как же так получилось, что расцветшая в этих местах «буйным цветом» европейская «цивилизация» не смела и зулусов с лица Земли? Не донесла «бремя белого человека»? Чтобы понять причины столь экзотического для англосаксов явления, заглянем в историю народа, зародившегося на заре нашей эры в центральной Африке, на берегах реки Конго.

Сначала это было оседлое племя. И называлось оно не зулу, а нгуни. Постепенно племя стало разрастаться и продвигаться на юг, смешиваясь с бушменами и приобретая в своем языке те самые, смутившие голландцев, щелкающие звуки. Приблизительно к 1700 году нгуни практически пересекли континент и достигли реки Умфолози (помните Национальный парк?). Отправляться обратно не было никакого резона, лезть в океан – тоже, потому решили обосноваться здесь всерьез и надолго. Вождем в то время был Зулу (Кантомбела), поэтому буры (это пришлые европейцы, кроме британцев, разумеется) так эту народность и назвали.
 
А теперь давайте вспомним, какие племена до сих пор живут в центральной Африке? Воинственные! Вот и зулусы, вышедшие оттуда, тоже все сплошь воины с рождения. Их армия и так-то слыла о-го-го боеспособной, а тут ее возглавил тридцатилетний полководец Чака. А он был незаконнорожденным сыном зулусского вождя и простолюдинки, и, уворачиваясь от издевательств со стороны сверстников из высших каст, нажил себе не только острый ум, но и кучу комплексов. Со всем этим добром Чака и занялся вояками. Учил их не только ближнему рукопашному бою, но и босиком, без сандалий, совершать длительные переходы по безводной пустыне, гористой местности и тропическим лесам. Это было необходимо, чтобы застать противника врасплох.

Для своего войска Чака изобрел новое боевое построение, названное «буйволом». Фланги были его «рогами», центр – «грудью», а все остальное – резервным отрядом, который укрывался подальше от места сражения, но в самый решительный момент «вдруг, откуда ни возьмись» появлялся и помогал выигрывать битву.

Военнообязанными были все мужчины от 20 до 40 лет. Женщины, кстати, тоже от армии не косили, – служили в хозяйственных отрядах. Однако «танцуйте, мальчики, любите девочек» в курс не только молодого, но и слегка потрепанного бойца не входило. Круче того: внебрачные связи, если на то не было высочайшего соизволения Чаки, карались смертью. Разрешение на вступление в брак выдавалось только за особые ратные заслуги. Ежели таковых не наблюдалось, то женись после сорока и ни в чем себе не отказывай.

Железная дисциплина, «сноровка, закалка, тренировка» сделали армию единственной силой, способной противостоять британцам, когда в 1879 году те совсем уж «разухабились» и вторглись в зулусские земли. «Будь спокойна, родная страна», –заверили воины и, имея лишь копья и стальную волю, надавали по зубам оснащенным современным огнестрельным оружием колонизаторам. В общем, «забоялись наших ребят» англичане и, вспомнив мудрость римских предков, откомандировали к непокорившимся «груженого золотом осла». Тот не подкачал, пробрался не только там, где не смогло пройти британское войско, но и «сквозь игольное ушко». Сколько после этого полегло зулусов, подсчету не поддается. Англичане поглумились от души. Выживших, призвав: «Эй, веселей, рабочий класс!» – загнали в тринадцать бантустанов. Во главе каждого поставили вождя, которому царствие небесное даже присниться постеснялось бы.

Дальнейшая история зулусов от остальных отличается лишь тем, что в столь неблагоприятных условиях они не только восстановили свою численность, но и «приросли» до 38,5 процентов от всего населения ЮАР. Кочевое и военное прошлое помогло, не иначе.

Настоящий деревенский быт современных зулу на всеобщее обозрение туристов не выставляют. Нас отвезли лишь в «образцово-показательный» крааль, жителями которого зулусы работают вахтовым методом: пару месяцев одна «труппа», пару – другая, потом третья и так далее.

Деревня построена по всем канонам: по окружности забор из кривых-косых кольев вперемежку с живыми деревьями, арочная плетеная из тонких прутьев «калитка», полукруглые тростниковые хижины. Но, разумеется, никаких, привычных для аутентичных умузи, коз-коров с сопутствующими им залежами навоза и мириадами мух там нет.
 
Исполняющий роль вождя племени встречает туристов, ведет их по деревне, показывая и рассказывая, как воины изготавливают свои доспехи – щиты из бычьих кож и деревянные копья, и как с их помощью расправляются с врагом. Ведет к не обремененному пациентами лекарю и его синегубой супруге-аптекарше, уныло растирающей в плоской чаше тощий сухой корешок. Потом все лицезреют скучающего с умным видом предсказателя судьбы. Затем рассматривают коренастых «барышень», у которых из одежды только бисерный колье-воротник и точно такой же длины юбка из  точно такого же бисера. Барышни кладут на головы плетеные из соломы кольца, ставят на них глиняные горшки и, покачивая в такт мужским аплодисментам своими «южными полушариями», изображают продуктовый караван. Далее туристов приглашают на «концертную эстраду», где ансамбль песни и пляски имени Чаки выступит с боевыми танцами. «Звуки песень и бой барабанов» тоже никуда не денутся.

В заключение собирают «подати и налоги» и отправляют восвояси – за частокол, к родному автобусу. «Бизнес, ничего личного», как говорил Аль Капоне.

Но что мы всё про зулусов! А давайте внимательно и хладнокровно посмотрим, кем же еще «пестреет» южноафриканский «лужок»? Кто представляет остальные 61,5 процента? Ради этого глянем в Википедию. Она сообщает нам, что всего черных в ЮАР около 79 процентов: кроме зулусов это народности сото (27,5), коса (11,6), шангаан и тсонга (6,6) и тсвана (тоже 6,6). Оставшиеся 21 процент делят между собою выходцы из Азии (2 процента), цветные (почти 9) и белые. Последних – 10 процентов или пять миллионов, а вовсе не 3,2 млн., как плакали ярославны и ярославы на тамошнем «юру». Из них 2 млн. британцев и 3 млн. «прочих шведов». И это самая высокая для африканского континента доля европейцев.

На этом поставим точку с запятой и займемся самой «лужайкой». А поскольку, помните, мой шаловливый пальчик присовокупил к ЮАР еще парочку природных достопримечательностей из стран-соседок, территория «травостоя» значительно расширилась и настоятельно требует отдельной главы. Теперь уж точно последней.