Синдром завершающего этапа

Леонид Хандурин
   О нём надо знать каждому.

   Часто в прессе появляется информация о катастрофах и авариях, которые происходят с пассажирскими самолётами, морскими судами, поездами, рейсовыми автобусами с большим числом человеческих жертв или грузовым транспортом, который может спровоцировать глобальную катастрофу, отравив жизнь нескольким сотням миллионов людей. Случайные ли эти события?

   Часто бывает, что в конце недели, месяца, года или при завершении какого-либо процесса возникает нештатная ситуация в системе «человек — среда — машина». К подобным случаям можно отнести столкновение лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом (1986 г.), гибель АПЛ «Курск» (2001 г.), катастрофу самолёта Ил-86 на взлёте (2002 г.), катастрофу самолёта Ан-140 (Иран, 2002 г.) и многие другие.

   Каждый из нас испытал синдром «завершающего этапа» на себе и может вспомнить, что ощущение «последних минут», «последних метров» часто притупляет внимание, расслабляет волю, что вынуждает человека ошибаться. Особенно хорошо это состояние известно всем водителям, когда перед окончанием рейса неимоверно клонит ко сну. Это не какое-то чувство — в этом содержится накопленные усталость, нервное напряжение, обострённое чувство ответственности. Человек на завершающем этапе пути становится возбуждённым, раздражительным, пытается как-то ускорить приближение окончания процесса, что ещё больше заставляет организм расходовать энергию и совершать нелогичные манипуляции и поступки, чем может усугубить положение.

   Предполагая все эти ситуации и моменты, человек подсознательно становится суеверным. Например, начиная где-то с 1979 года лётчики исключили из своего лексикона слово «последний», заменив его «крайний».Ни один командир не скажет, что у него это полёт или упражнение на сегодня — последнее. Это будет воспринято как оскорбление. В советский период в некоторых ведомствах, чтобы исключить последний месяц года, новый год начинался с первого декабря. Этот факт хотя и объясняли производственной необходимостью, но скрытой первопричиной был исключение синдрома «завершающего этапа».

   Кроме того, в обывательской среде, при покупке дорогостоящей бытовой техники (телевизоро, холодильника, стиральной машины) или автомобиля в первую очередь обращали внимание на дату выпуска. И если это был конец месяца или года, старались эти предметы не покупать, заведомо предполагая, что будут неприятности.

   Чтобы избежать попадания в зону этого синдрома, нам достаточно знать о его существовании, а узкопрофессиональная ликвидация последствий — дело специалистов всех рангов, особенно на уровне руководящего состава.