Записки. Охотоведы. Ч. 1

Записки Охотоведа
ОХОТОВЕД!
Это слово сейчас продолжает всплывать на страницах только специальных изданий, произносится на совещаниях и семинарах, но вот то, что было ранее. Как это передавалось особо, устно, незвучно,  и при этом целым поколениям, что приходили учиться по этой специальности, все это уходит...
Все это уходит как это формировалось ранее, как утверждалось ранее надолго, на всю жизнь, выбивалось прочно носилось гордо на ромбовидных знаках...
По давлением стихии рынка, в нашей перестроившейся стране, чутко следующей неизвестно чему, но по убеждению правителей неизменно светлому. Что же мы имеем сейчас с охотой, охото-ведами, охото-ведением?
…Я глубоко задумался, поискал в себе творческий порыв… и смахнув пыль, решительно перенес пыльную стопку журналов, сложил-раскидал особым образом, взял в руки, прочитал, перелистнул, начертил (от руки) свою первую строчку.
Кто же такие охотоведы?
Они были? Несомненно! Есть? Бесспорно! А будут ли? Нужны ли они? Не вымерла ли эта профессия в рыночной всемирной волне? Осознаем ли мы себя как профессионалы сейчас?
Тогда, зачем, кому и в каком качестве, нужны мы, охотоведы? Попробую же немного отступить, ведь лишь исторически совсем недолго назад следует вернуться мысленно, ментально прокатиться по ветвям Хроноса…
В определенном круге, «прослойке общества», всегда существовала, сознательно поощрялась культивировалась специфичная клановая принадлежность!
Но при этом данное словосочетание никогда не было широко распространено, не часто использовалось во «взрослой» текущей всюду жизни. Охотовед! Это звучало в сотнях тысячах прозвеневших уже тостов, но его нечасто вспоминают в самих угодьях.
Такое осознание, самоназвание в чем-то было сконструировано специально,  оно существовало чаще за пиршественным (как правило скудным на закуску) столом, осмысливалось на занятиях только в нескольких ВУЗах необъятной России, формально казалось закреплялось с получением диплома, но прививалось по-настоящему только в ПОЛЕ …
Да в том самом, где «… нам бы только телогрейку, сапоги да пулелейку, а в карманы – спички да махру!».  Но не до этого там обычно бывает! Некогда заниматься самоумилением и восхвалением. Труд не самый легкий, достаточно опасный, а чаще всего совсем не героичный, обычно-рутинно-противный, особенно в отношениях с власть имущими.
Думается, следует пропустить тысячелетия существования человеческой цивилизации, когда охота не было собственно «охотой», это было лишь средство для выживания, «способ существования белковых тел», средство для продолжения родов древних племен. Охота в рабовладельческий период также была иной, более всего состояла привилегией правящих классов, и они знали в этом толк.
Хотя уж тогдашние земледельцы, вполне очевидно, вовсю боролись с расхитителями их урожаев, и воины в свободное время явно не бездельничали совсем. Но уже восточнославянские племена древлян принимали меры по сохранению лесов и их обитателей. И охотоведов еще нет!
Далее вспомним, классический пример ведения охоты на следующем временном этапе: римская империя, а здесь уже хорошо знали настоящий вкус данного занятия – охоты как развлечения. Что стоит такой пример, когда римский правитель в честь победы в 107 г. н.э., устроил праздник, на котором было убито 116 тыс. зверей. Не слабо!
Средневековье - расцвет конной, с собаками, соколиной знатной охоты. Множество исторических и художественных романов, живо описывающих  ту эпоху, не обходят этот важнейший процесс. Часто именно во время охот, замышляются заговоры, плетутся любовные и политические интриги. Что ж вероятно справедливо.
В то время все земли имели своих хозяев – герцогов, графов, баронов, бояр…Следовательно было кому и беспокоиться о порядке на этих своих землях, хотя конечно, вероятно, каждый из них понимал его по своему. Не было также тут охотоведов, несомненно.
Все началось позже, в период новой и новейшей истории человечества, а точнее России. И здесь, следует оттолкнуться от важности общественного мнения, некой критической массы информированности: должно было быть появление в обществе нового представления об охоте, это с одной стороны, и заинтересованность государства, это - с другой стороны. Что ж, русские писатели об охоте – это бесспорно осознанное начало пути к охотоведению.
В прекрасной статье С. Фатеева «О записках» С.Т. Аксакова и И.С. Тургенева» (Охота и охотничье хозяйство, № 1, 1986) убедительно излагается, что классики в то время занимались охотой достаточно серьезно. Хотя это уже не был просто процесс добычи дичи, хотя для многих это был источник заработка, ни один ресторан, кабак, клуб не обходился без дичи. Ее продавали много на рынках, но ведь было немало и в угодьях (вспомним здесь семейство Янковских).
Но только у избранных музой, была возможность оставить после себя художественные свидетельства, и им хватало вполне собственных непосредственных впечатлений, чтобы написать столь долгоживущие произведения, стать со временем классиками, признанными певцами охоты.
Пример - один из наших классиков, Иван Сергеевич (Тургенев) в своем письме от 17 октября 1852 года другому классику охотничьей прозы С.Т. Аксакову пишет «…Такой ранней зимы никто не запомнит. Охоту мою она отрубила как топором…Я, однако, на свое ружье в теченье нынешнего года взял 304 штуки, а именно 69 вальдшнепов, 66 бекасов, 39 дупелей, 33 тетерева, 31 куропатку, 25 перепелов, 16 зайцев, 11 коростелей, 8 курочек, 4 утки, 1 гаршнепа, 1 кулика…».
Что ж, с уважением отмечая этот перечень, как-то мало верится, что в этот процесс вмешивался какой либо контролер от охоты, дичь была, и главное было занять себя в период сельского пребывания в собственном имении или в гостях. Были в каждом таком поместье специально назначаемыми хозяевами люди, и редко в каком из даже самых захудалых имений нельзя было найти истинных организаторов охоты – доезжачих, гончатников, сокольничих, егерей… По своему же положению это были скорее слуги, чем наемный персонал, государевы люди, специалисты в охото-ведении.
Мало чем отличались в то время и соседи России по Европе, дичи разной там также было еще немало. И в моей памяти всплыло недавнее мое посещение на территории современной Чехии одного из старых замков. По сути, скорее это был большой императорский охотничий домик. И оказывается, до своей преждевременной смерти, до того как стать печально известным поводом к 1-й Мировой Войны, император Франца-Фердинанда успел совсем неплохо и немало поохотится.
Во время специальной экскурсии, бодрый голос гида проинформировал – …за свою жизнь императором было отстреляно более 300!!! тысяч голов различной дичи. Только оленей им было добыто более 5 тысяч штук. Несколько тигров, медведей, зубров…
Внушительные рекорды, но не исключительные для того времени, и явно с охотоведением  в этот период еще знакомы не были. И обращаю внимание, что все эти исторические этапы доминировала собственность частная, та, что проникает, вползает, раскрывается у нас в стране сейчас.
Следующая условная веха, и несколько иной этап в предпосылках к возникновению охотоведения – 70-80 XIX в. Именно в этот период, художник Перов написал свой классический труд – картину «Охотники на привале». Другой, яркий пример, у наших славянских братьев, В.В. Городецкий – зодчий и охотник.
Он был чрезвычайно энергичным человеком, и постоянно съедаемый охотничьей страстью, живет мыслью об охотничьих путешествиях. И после него помимо красивейших зданий в городе Киев, один из первых в 1911-1912 гг. участвовал в африканском сафари, оставив книжечку «В джунглях Африки»…
Николай Васильевич Туркин, редактор «Охотничьей газеты», журнала «Охота и природа». Им только в 1880-1882 гг. было опубликовано 130 статей об охоте, а ведь он еще автор книги «Законы об охоте» (1889 г). Это был первый высокохудожественный труд, и в то же время, в работе системно были изложены те представления об охоте, охотничьей фауне, угодьях, охотниках. Охотничья литература…
Журналы «Охотник», «Природа и охота», «Охотничья газета», «Охотник Алтая»…Писатели: В. Бианки, Н.А. Зворыкин, Н.Н. Байков, Н.П. Пахомов, М.М. Пришвин, Н.П. Смирнов, И.С. Соколов-Микитов, В.П. Правдухин и многие еще другие. Это поистине никем еще полностью неоцененный вклад в охотоведение, как это понимается в ее важнейшей функции - формирования особой культуры, где охота выступает как не просто забава или истребление «братьев меньших», а создание особого мира, где человек с ружьем – гармоничен, впрочем как и любой другой хищник в экосистеме!
Не прошли мимо темы охоты даже наши классики от политики. Про В.И. Ленина-охотника, в советское время, снимались фильмы, слагались оды, пьесы, спектакли. Дорого же нам стоил этот «человек с ружьем»! А вот и менее известный несколько другой хотя не менее почитаемый в советский период апологет – Фридрих Энгельс. Оказывается, оный немало позабавлялся скачками с препятствиями на охоте, любил он очень конную охоту с собаками на лисиц.
Изложил-подвел он также и солидную теоретическую базу под вопрос пониямния охоты, он им рассматривался в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Там Ф.Энгельс пишет  … « Охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с ней мяса…С позволения господ вегетарианцев, человек не мог стать человеком без мясной пищи»…(т. 20, с. 492).
Каково, звучит, классика, однако! Ну что ж, пора уж вероятно, от классиков-политиков пора перейти к действительным основоположникам охотоведения.

Рис. Анастасии Сурмачевой