В ту навигацию мы выполняли съёмку дна у Медвежьих островов, не далеко от устья реки Колымы. Работы уже шли к завершению, закончить планировали дня через 3-4.
Сентябрь- хорошей месяц для рыбалки. У побережья, в районе мыса Крестовый в это время неплохо идёт омуль. Рыба, по моему глубокому убеждению, не превзойдённая по вкусу. Ну и …. , ясный перец, желание поймать маленько на уху, на балычок - вполне оправдано.
До мыса Крестовый от нашего района работ миль 15-20. Не далеко. На спасательном катере хода часа 2-3.
Запрещался лов в реке, в устье или в непосредственной близости. Место же где мы планировали высадиться удалено от устья Колымы миль на 60 миль (около 100 км). То есть - под браконьерский лов мы не попадали.
Много народа мы брать не стали: я, «мастер» и два студента. С собой взяли палатку, харчей на день два, примус, ну и само собой - два ружья. Погрузились в катер и пошли.
Расчёт был простой – к вечеру догребём, поставим сеть. Переночуем, утром снимем и назад. Что попадёт то и наше.
Погода нам сопутствовала: солнечно, не большой - на грани штиля, ветерок. По пути на нас налетела большая стая гусей. Мы успели по паре раз отдуплетится. Потом добрали подранков. В результате наша добыча составила шесть добротных птиц.
Вышли точно в расчётную точку высадки. Начали ставить сеть. Но уже темнело, и при неудачном маневрировании сеть намотали на винт. Сколько не пытались распутать так и не смогли. Пришлось резать. Две разрезанных половинки бросили в катер. Решили - завтра утром сошьём, поставим , а вечером снимем.
Берег на подходе пологий. Катер пришвартовали, надёжно закрепили на якоря и отправились на ночёвку.
Крепкий душистый чай, по 100 грамм под тушёнку, сигаретка под неторопливую беседу. А какой прекрасный сон на свежем воздухе!? Да, ещё и не холодно.
И вот картинка: Утро. Выползаешь ты из палатки, блаженно потягиваешься с разводом рук в стороны, зеваешь, посматривая на утреннее солнышко, и тут твой взгляд спускается на землю – руки остаются в положении «руки шире», рот в положении «рот не закрывать». Катер наш лежит на песочке, а за ним метров на 100 с лишним по песочку гуляют чайки.
Да …… уж! Картина маслом!
Трагикомизм ситуации поняли не сразу. Дошло, … на третий день. Когда потихоньку кончились продукты, сигареты, чай, сахар. Ладно, ещё оставались гуси. По прибытию мы их уложили в остатки прошлогоднего льда. Испортиться они конечно не могли. Беда в другом – кончилась соль, взяли то мы её на одну уху. Катер продолжал спокойно лежать на песке, и не было ни каких намёков на большую воду.
Северо-Восточное море безливное. То есть – явно выраженного суточного «прилива- отлива» здесь нет. Но «сгон-нагон» вполне приличный. И на пологом берегу на 100-150 метров угнать воду вполне может. А вот когда начнется нагон? Это только в небесной канцелярии известно.
Не могло быть и речи чтобы протащить катер по песку. Рассчитан спасатель человек на 20-25. И весит под тонну, если не полторы.
Ой, не зря говорят: ждать да догонять….!
Гуси, хоть и без соли, но тоже потихоньку подходили к концу. В озерке, не далеко от нашей палатки, сели две гагары. Озерко не большое. Если с двух сторон подойти им от нас больше чем метров на 30 не отплыть. Когда мы подкрались, как полагается с двух сторон на верный выстрел, мы уже считали что они у нас в кармане. Дичь, конечно, весьма сомнительного характера, но на безрыбье …. как говориться. Взлетать они не стали. Мы отдуплетились - они нырнули. И всплыли, как ни в чём не бывало, в другом месте. Мы снова отдуплетились – они нырнули и снова и как ни в чём не бывало всплыли в другом месте.
Надо заметить слово всплыли не совсем точно: они не всплывали, а подвсплывали. Над водой только голова и узенькая полоска спины. Мы с мастером расстреляли по полпотронташа: Ну, сейчас! Ну ещё разок! Ну последний! Ну ещё самый последний.
Потом поняли, что занятие это хотя и азартное, но бесполезное. Плюнули и пошли. А когда отошли на расстояние метров 100 они всплыли в «полный рост». Сплылись вместе и вдоволь над нами посмеялись.
Разрезанную сеть мы заштопали. Потом сколько смогли, зашли в болотниках и поставили.
Начальство по связи наезжает: что, да как? Почему не идёте на 4-х Столбовой? Ранее планировалось по окончанию работ снять со Столбового рабочих.
Что - то говорили, оправдывались как могли. Да, я…… Да мы…. Контрольный галс….. Грунты взять… ! Как говориться в таких случаях – тучи сгущались, нервы бренчали.
На 7-ой день на утро задул северо-западный ветер, со снежком да туманом. Пошёл нагон. Вода прибывала, а катер не всплывал ?!! Присосало.
И до бортов то осталось каких-то 5-7 сантиметров. Реальная угроза залить катер.
Начали раскачивать, как могли. И в один момент зажурчала вода под днищем, катер смачно чавкнул и выпрыгнул как пробка на метр над водой.
Понятно, что сеть протопило – ни одного поплавка, ни каких признаков. Начали тралить якорем. Заход – пусто. Второй- пусто. Подальше в море - пусто!
Всё! Надо идти, погода начала портиться не на шутку. Жалко сеть. А может там рыбы полно, потому и притонула. Ну, ещё разок - пусто. Ну, последний. И….. есть!!! Не повторился вариант с гагарами. Пусть не в каждую ячею, это было бы преувеличением, но в каждую 5-ю – 10-ю – попал отборный омуль.
Связались с пароходом. Они дали точку подхода. Рекомендовали: - идите на ветер. И тут мы допустили ошибку, непростительную. «Мастер» – штурман со стажем. «Вся задница в ракушках», я - гидрограф со стажем не меньшим, вместо того чтобы идти по шлюпочному компасу, и он то ведь был, пошли на ветер, как нам порекомендовали с парохода. Позор на наши бестолковые головы.
Ветер крепчал, начало темнеть, поднялась волна. По расчёту мы должны были бы быть в точке. Но не мы не видели прожектора, ни они не видели нас на локаторе. Теперь прокладывать курс было поздно. Оставался поиск. Благо рация работала исправно. Решили, что они пойдут вдоль берега по изобаде. Изобада- линия равных глубин. Это - та же горизонталь на суше. Но для того чтобы мы на ней оказались надо было замерить глубину. Вопрос - чем? Ответ – якорем. А длина по длине ствола ружья. 72 см – ствол ТОЗ-34. Как в том мультике- 38-попугаев и ещё одно попугайское крылышко.
Мы замерили, передали. Они вышли на заданную глубину, и пошли по изобаде. Но естественно, как водится, не в ту сторону. Потом развернулись. Не видят ни они нас на локаторе, не мы их прожектор.
Волна поднялась. На локаторе сплошная засветка. А сидим мы не высоко. И тут пришла мысль не плохая в голову: сняли кожух с двигателя и подняли его на весло. И….. есть! Сначала с сомнением. Пошли на нас. И всё чётче и чётче на экране точка. А потом и мы различили на горизонте сначала зарево, а потом и прожектор.
Вот такая вот петрушка.Идёшь на сутки - бери на неделю!