Идёшь на сутки - бери на неделю

Николай Стаханов
          В ту навигацию мы выполняли съёмку дна  у Медвежьих островов, не далеко от устья реки Колымы. Работы уже шли к завершению, закончить планировали  дня через  3-4.
          Сентябрь- хорошей месяц для рыбалки. У побережья, в районе мыса Крестовый в это время неплохо идёт омуль. Рыба, по моему глубокому убеждению,  не превзойдённая по вкусу.  Ну и …. , ясный перец, желание поймать маленько на уху, на балычок - вполне оправдано.
          До мыса Крестовый от нашего района работ   миль 15-20. Не далеко. На спасательном катере хода часа 2-3. 
          Запрещался лов в реке, в устье или в непосредственной близости.  Место же где мы планировали высадиться удалено от устья Колымы миль на 60 миль (около 100 км).   То есть - под браконьерский лов мы не попадали. 
          Много народа мы брать не стали: я, «мастер» и два студента. С собой взяли палатку, харчей на день два, примус, ну и само собой - два ружья. Погрузились в катер и пошли.

          Расчёт был простой – к вечеру догребём, поставим сеть. Переночуем, утром снимем и назад.  Что попадёт то и наше.
          Погода нам сопутствовала: солнечно, не большой - на грани штиля, ветерок.  По пути на нас налетела большая стая гусей. Мы успели по паре раз отдуплетится.  Потом добрали подранков. В результате наша добыча составила шесть  добротных птиц. 
          Вышли точно  в расчётную точку высадки. Начали ставить сеть.  Но уже темнело, и при неудачном маневрировании сеть намотали на винт.  Сколько не пытались распутать так и не смогли. Пришлось резать.  Две разрезанных половинки бросили в катер.  Решили  - завтра утром сошьём, поставим ,  а вечером снимем.
  Берег на подходе пологий.  Катер пришвартовали,  надёжно закрепили на якоря и отправились на ночёвку. 
          Крепкий душистый чай, по 100 грамм под тушёнку, сигаретка под неторопливую беседу. А какой прекрасный  сон на свежем воздухе!?  Да, ещё и не холодно.

          И вот картинка: Утро.  Выползаешь ты из палатки, блаженно потягиваешься с разводом рук в стороны, зеваешь, посматривая на утреннее солнышко, и тут твой взгляд спускается на землю – руки остаются в положении «руки шире», рот в положении «рот не закрывать».  Катер наш лежит на песочке, а за ним метров на 100 с лишним по песочку гуляют чайки.
Да …… уж!  Картина маслом!
          Трагикомизм ситуации поняли не сразу. Дошло, … на третий день. Когда потихоньку кончились продукты, сигареты, чай, сахар. Ладно, ещё оставались гуси.  По прибытию мы их уложили в остатки прошлогоднего льда. Испортиться они конечно не могли. Беда в другом – кончилась соль, взяли то мы её на одну уху. Катер продолжал спокойно лежать на песке, и не было ни каких намёков на большую воду. 
Северо-Восточное море безливное. То есть – явно выраженного суточного «прилива- отлива» здесь нет. Но «сгон-нагон» вполне приличный.  И на пологом берегу на 100-150  метров угнать воду вполне может. А вот когда начнется нагон?  Это только в небесной канцелярии известно.
          Не могло быть и речи чтобы протащить катер по песку.  Рассчитан спасатель человек на 20-25. И весит под тонну, если не полторы.
Ой, не зря говорят: ждать да догонять….!
          Гуси, хоть и без соли, но тоже потихоньку подходили к концу. В озерке, не далеко от нашей палатки, сели две гагары. Озерко не большое. Если с двух сторон подойти им от нас больше чем метров на 30 не отплыть. Когда мы подкрались, как полагается с двух сторон на верный выстрел, мы уже считали что они у нас в кармане. Дичь,  конечно, весьма сомнительного характера, но на безрыбье …. как говориться.  Взлетать они не стали. Мы отдуплетились -  они нырнули. И всплыли,  как ни в чём не бывало,  в другом месте. Мы снова отдуплетились – они нырнули и снова  и  как ни в чём не бывало всплыли в другом месте.
Надо заметить слово всплыли не совсем точно: они не всплывали, а подвсплывали.  Над водой только голова и узенькая полоска спины.  Мы с мастером расстреляли по  полпотронташа: Ну, сейчас! Ну ещё разок! Ну последний! Ну ещё самый последний.
Потом поняли, что занятие это хотя и азартное, но бесполезное. Плюнули и   пошли.  А когда отошли на расстояние метров 100 они всплыли в «полный рост». Сплылись вместе и вдоволь над нами посмеялись.

          Разрезанную сеть мы заштопали.  Потом сколько смогли,  зашли в болотниках и поставили.
          Начальство по связи наезжает: что, да как? Почему не идёте на 4-х Столбовой?   Ранее  планировалось по окончанию работ снять со Столбового рабочих.   
Что - то говорили, оправдывались как могли. Да, я……   Да мы….    Контрольный галс…..   Грунты взять…  !  Как говориться в таких случаях – тучи сгущались, нервы бренчали.

          На 7-ой день на утро задул северо-западный  ветер, со снежком да туманом. Пошёл нагон. Вода прибывала, а катер не всплывал ?!!  Присосало.
И до бортов то осталось каких-то 5-7 сантиметров.  Реальная угроза залить катер.
Начали раскачивать,  как могли.  И в один момент зажурчала вода под днищем, катер смачно чавкнул и выпрыгнул  как пробка на метр над водой.
Понятно, что сеть протопило – ни одного поплавка, ни каких признаков.  Начали тралить якорем.  Заход – пусто. Второй- пусто.  Подальше в море - пусто! 
Всё! Надо идти,  погода начала портиться не на шутку. Жалко сеть. А может там рыбы полно, потому и притонула.  Ну, ещё разок - пусто. Ну,  последний. И…..  есть!!! Не повторился вариант с гагарами. Пусть не в каждую ячею, это было бы преувеличением, но в  каждую 5-ю – 10-ю – попал отборный омуль.

          Связались с пароходом.  Они дали точку подхода. Рекомендовали: - идите на ветер. И тут мы допустили ошибку, непростительную.  «Мастер» – штурман со стажем. «Вся задница в ракушках»,  я -   гидрограф со стажем не меньшим,  вместо того чтобы идти по шлюпочному компасу, и он то ведь  был, пошли на ветер, как нам порекомендовали с парохода. Позор на наши бестолковые головы.
          Ветер крепчал, начало темнеть, поднялась волна.  По расчёту мы должны были бы быть в точке.  Но не мы не видели прожектора, ни они не видели  нас на локаторе.  Теперь прокладывать курс было поздно.  Оставался поиск.  Благо рация работала исправно.  Решили,  что они пойдут вдоль берега по изобаде.  Изобада- линия равных глубин. Это -  та же горизонталь на суше. Но для того чтобы мы на ней оказались надо было замерить глубину.  Вопрос - чем? Ответ – якорем. А длина по длине ствола ружья. 72 см – ствол   ТОЗ-34.  Как в том мультике- 38-попугаев и ещё одно попугайское крылышко.
          Мы замерили, передали. Они вышли на заданную глубину, и пошли по изобаде. Но естественно, как водится, не в ту сторону.  Потом развернулись.  Не видят ни они нас на локаторе, не мы их прожектор.
           Волна поднялась. На локаторе сплошная засветка.  А сидим мы не высоко.  И тут пришла мысль не плохая в голову: сняли кожух с двигателя и подняли его на весло.  И….. есть!  Сначала с сомнением.  Пошли на нас.  И всё чётче и чётче на экране точка.  А потом и мы различили на горизонте сначала зарево, а потом и прожектор.
          Вот такая вот петрушка.Идёшь на сутки -  бери на неделю!