Отход и подход к начальнику

Виталий Сыров
     Отслужил уже почти полтора года.
     В октябре 1979 меня перевели служить в штаб. Стал штабной «крысой».

     В связи с переводом добавился дополнительный вид службы – дежурный по штабу.
А это новые компетенции. У дежурного по штабу обязанностей много. За день так набегаешься, ноги отваливаются и голова кругом от информации, которая валится на тебя со всех сторон. Успевай только лови и передавай куда положено. Крутится надо как Фигаро!
     Пролетела неделя с момента перевода в штаб, и меня назначили в суточный наряд, разумеется, дежурным по штабу. Узнал я об этом из «Книги приказаний», которую за сутки до заступление подсунул мне под нос дежурный по штабу. И было в той Книге приказано мне заступить в наряд  такого то числа…. Расписался за ознакомление.
     Накануне повторил обязанности, проконсультировался у бывалых. На тот момент в полку было человек восемь сержантов способных полноценно нести эту службу. Т.е. раз в неделю тебе гарантировано – тебя обязательно назначат дежурным.
     Не скажу, что совсем уж я не знал этой службы. Знал, но опыт был только в ночной части этой службы. Когда ночью дежурный по штабу отдыхает в отведённые ему 4 часа, его замещает пом.деж. по части. А так как службу "пом.дежа" нёс не однократно, то обязанности подчинённых по суточному наряду обязан был знать.
 
     Надо сказать, что Уставы я уже знал на зубок. Но были и огрехи. Огрехи - в практическом применении этих знаний. 

     После обеда в день заступления в наряд ушёл готовится к службе. Побрился, подшил свежий подворотничок, нагладился, начистил сапоги и пряжку ремня. Сделал из себя «огурчика»!!! Так положено.
     В 18-00 явился снова в штаб для принятия текущих дел у действующего дежурного по штабу. 
     В 19-00 развод и заступление на службу. Спать в ближайшие сутки придётся не более 4 часов. Спали, как правило, на кушетке в комнате отдыха. Служба!!!

     Вместе со мной или, точнее, я вместе с дежурным по части, помощником дежурного по части и ещё с посыльным (из числа рядовых и ефрейторов) направились в штаб. В текущие сутоки мы вчетвером будем плечо к плечу нести службу.
     Подробности остатка дня и утро следующего дня описывать нет желания, да и описывать особо нечего.
 
     Разгорелся новый день. И вот тут ты превращаешься в Фигаро: - Фигаро здесь, Фигаро там.
     Часам к четырём по полудню получил телефонограмму и пошёл докладывать начальнику штаба. Для него было сообщение.
 
     Начальник штаба – подполковник Канаков Борис Филиппович. Строгий, с волевым, по мужицки красивым лицом, а по жизни хороший отзывчивый человек.   Без заносов, как с офицерами, так и с солдатами. Кто-то его боялся. Я же всегда видел за его усами скрытую улыбку и всегда понимал, что его напускная строгость не строже отцовской. Я имею ввиду нормального отца. Хотя родного отца я не видел. Только знал, где он похоронен.
   
     Постучал в дверь, получил добро на вход и подал начальнику штаба книгу телефонограмм, открытую на последнем сообщении.
        - Идите товарищ сержант, - не отрывая взгляда от какой-то бумаги, не громко сказал он.
    Видимо чёрт меня попутал. Я развернулся и пошёл к двери. Слышу вдогонку негромкое, немного растянутое в произношении, но резко сказанное слово:
       - На...ааа ..зад!!!
    Я вернулся к столу. Стою. Жду.
    Он же опять, не отрывая глаз от бумаг сказал:
       - Идите, товарищ сержант.
    И я опять развернулся и устало побрёл к двери. И опять, в том же стиле:
       - На...ааа..зад.
    В голове моей мелькнуло:
       - Что ему от меня надо?
    И опять я стою перед его столом. Он поднимает голову и смотрит на меня. Я же вижу в его усах, как в засаде, сидит еле заметная, хорошо замаскированная улыбка. Блеснули ухмылкой за линзами очков глаза.
    Что-то не так!!!
    И тут озарение в моих мозгах. Как же так? Сержант Сыров – тебе позор! Что в «Строевом уставе вооружённых сил СССР», в Главе 3, пункт 72 сказано? Закрутилось, завертелось, сотни раз мной эта процедура выполнялась безупречно.
    Точно чёрт попутал. С «Дедом», так за глаза называли начальника штаба солдаты, да и офицеры тоже, в «панибратство я заигрался».
    Дальше делаю как положено, как в пункте 72:
«При отходе от начальника, получив разрешение идти, военнослужащий прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.»   
       - Разрешите идти, товарищ подполковник! - зычно рявкнул я.
       - Идите, товарищ сержант, - а в усах улыбка из засады почти наружу вышла.
    Я сделал как надо, учёный ведь.
       - Назад!!! – резко, зычно раздалось мне в след, когда я открыл  почти настежь дверь.
    Ну что же ещё не так? Подошёл к столу. Видимо, пока находился спиной к Борису Филипповичу, он достал Устав. Он подаёт его мне.
       - Сыров, ты же грамотный парень и исполнительный солдат…. Ну что за выпады у тебя всё время? То стреляешь без команды, то Устав забываешь. На, почитай на досуге.  В на следующий развод специально приду – тебя пытать.
       - Товарищ подполковник, я наизусть знаю….- выпалил я.
       - Избаловал тебя подполковник Кандарицкий! Ой избаловал. Наизусть он знает! Сыров, заметь - никто за язык тебя не тянул. Давай валяй, раз понял, что не по уставу делал, а не ответишь – я тебе разом пяток нарядов всуну, - во всю улыбаясь, с усмешкой сказал он.
    Ну я и выпалил, то о чём выше написал, да ещё добавил, как это с оружием в руках делается. 
       - Иди уж.... Знаю, что «вумный». Иначе Кандарицкий не взял бы тебя к себе.
    Дальше всё было по Уставу. Я вернулся в дежурку.
    Но своё слово Борис Филиппович ещё сдержит! Будет мне и пять нарядов вне очереди и будут похвалы за оперативность! Но об этом я, при вдохновении, расскажу в другом рассказе.
   
     Фамилии командиров – реальные. Подполковник Кандарицкий Олег Леонидович – мой непосредственный начальник.
     Эти офицеры всегда вызывали у меня уважение.

     Я им благодарен – они из пацана, воспитали во мне мужчину!