Они могли бы жить. Бондарцов Иван Петрович

Ирина Горбань
Бондарцов Иван Петрович

22.03.1961 – 14.07.2014

Бондарцова Галина Ивановна (мать)

1938 – 04.08.2014

с. Мариновка



Об отце Олеся вспоминает со слезами.  Рассказала, что Иван Петрович родился, жил и работал в Мариновке. Еще на службе в рядах Советской армии России встретил прекрасную девушку, уроженку Брянской области. После армии поженились, родились две дочери Олеся и Оксана. Когда строился колхоз в Мариновке, он был единственным крановщиком, потом перешел на трактор. Овладел специальностями комбайнера, сварщика. В сельской местности для трудолюбивого человека всегда найдется работа.
Иван Петрович был безотказным. Успевал и дома управиться, и на выручку вовремя прийти. Уважали его за это односельчане.

Все было тихо и размеренно, пока не грянула война. Бои за Саур-Могилу напоминали события Великой Отечественной войны. Не многие могли сравнить, но старикам долго объяснять не надо. Когда снаряды начали рваться совсем рядом с Мариновкой, многие выехали из села, а оставшиеся поняли, что срочно надо прятаться в убежищах. Наспех соорудив в подвалах и погребах  укрытия, еще не знали, что там придется прятаться от снарядов еще очень долго. Дни казались месяцами. Многие боялись появляться на улице, чтобы не нарваться на пьяных разбушевавшихся украинских вояк. А те время даром не теряли: хватали все, что под руки попадет. Их не смущало, что все это мирные жители села наживали годами.

«Это было 14 июля 2014 года», - вспоминает дочь погибшего Олеся. « В полдень мы с мужем готовились на рынок. Неожиданно прозвучали залпы. Мы уже понимали, что это был «Град» - два выстрела. Словно пролетели над нами», - вспоминает она.

В Дмитровку, где уже одиннадцать лет после смерти жены жил Иван Петрович, полетели снаряды. Надо было срочно звонить отцу, предупредить об опасности. Как ни старалась Олеся дозвониться, связь прервалась. Только к вечеру трубку поднял незнакомый мужчина и сказал, что отца больше нет. Он рассказал,  что когда прилетели снаряды, Орел Галину Викторовну, жену Ивана Петровича, ранило.

По рассказам Олеси, со стороны Сауровки или Саур-Могилы в Дмитровку прилетело два снаряда. Один упал перед домом и снес крышу, второй разорвал тело мужчины на части, а его жену откинуло в сторону. Галина Викторовна получила множественные осколочные ранения и ожоги. Окровавленная, обгоревшая, контуженая, она смогла выбраться на улицу, где ее подобрали соседи и повезли в Снежное в больницу. Женщина была практически без одежды – она на ней сгорела.

Как бы не рвалась дочь в дом отца, ее не пустили в Дмитровку ввиду тяжелых боев и опасности. Похоронами занимался сын Галины Викторовны. Он и смог привезти гроб с телом в Снежное. Только спустя месяц Олеся Ивановна побывала в огороде, на месте трагедии. Зрелище было ужасающее. Из-за непрерывных обстрелов не было возможности похоронить тело рядом с первой женой и родителями в Мариновке, пришлось хоронить в Снежном.

Когда Олеся Ивановна смогла 22 августа 2014 года приехать в Мариновку, на следующий день поехала туда, где жила бабушка. Медсестра поселка рассказала,  что со стороны Степановки на них шли укрофашисты «Правого сектора», что их бабушку Галину Ивановну 1938 года рождения нашли мертвой с множественными ножевыми ранениями, пулей в голове и без одежды. Это было примерно 4 августа 2014 года. Она, как и многие старики в селе,  не захотела покидать дом в надежде, что старую никто не тронет. Галина Ивановна - мать Ивана Петровича. Она проживала с сыном Виктором. Отправила сына с семьей в Россию, а сама категорически отказалась покидать дом. Жители села практически жили по подвалам. Многие не подозревали, что происходит в их домах, тем более не знали, что произошло в доме их соседки.

Как только появилась возможность приехать в Мариновку, Олеся с мужем поспешили к бабушке. Но живой не застали. Так получилось, что тело так и осталось лежать в доме почти три недели в летний зной. Надо было срочно хоронить. На кладбище категорически запретили– были еще обстрелы. Внуки закопали тело бабушки в огороде, под деревом.
 
- Когда мы зашли в дом соседки нашей бабушки, мы ее не узнали, - с ужасом вспоминает  Олеся Ивановна. -  Всегда ухоженная, подтянутая, красивая учительница превратилась в старую бабушку. Она рассказала: когда танк снес забор и ворота, она села на пороге дома, обхватила руками голову и не понимала, что происходит. Треск стоял на всю улицу. Что с людьми сделала война!

- Что я могу сказать? – плачет молодая женщина. – Я в 30 лет осталась полной сиротой. Разве они нас поймут? Разве нас слышат? Во сне увидела маму и папу - и радуюсь. Мои маленькие дети не знают ни дедушки, ни бабушки – их убила война.

В ходе боев солдаты украинской армии оказались в окружении (в так называемом «котле»). Отступая, оставляли после себя разрушенные дома и хозпостройки, бросали все награбленное. После того, как ополченцы освободили село Мариновку, всех погибших сельчан перезахоронили по христианскому обычаю.



Ирина Горбань
Проект Министерства информации ДНР "Трибунал"