О школьном. Начало земли Русской

Эдя Псковский
               

     Общеизвестное начало земли Русской довольно скомкано, невнятно и персонофицированно.  Удобно, когда ответственность за событие несет та или иная персона. Однако археология опирается на деятельность масс людей. И вообще, реальная история всегда очень неудобна центральной власти, ибо показывает, насколько хрупок этот баланс интересов - «центральная власть», и очень относительна всяка разна «дружба народов».
    Фабула летописи проста. Платили дань, изгнали, призвали. Почти как творение Земли за шесть дней. Хотя, археологически это – миллиарды лет. Так вот, указанная фабула охватывает сотни лет противоборства различных племен. Это – исторический период никак не представленный в массовом сознании. В данной статье автор будет использовать общеизвестные догмы и малоизвестный курс лекций «Военное дело Средневекового Пскова. Материалы лекции прочитанной в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина.»
    Начало русской истории в Прибалтике и Северо-Западе положило переселение кривичей в пятом веке. К этому времени на месте будущих русских городов уже стояли селения чуди. Особенностью племенного объединения кривичей было то, что миграция осуществлялась путем установления брачных связей и союзов. К моменту прихода на юг Псковской области кривичи включали в себя  значительную долю верхнеднепровских балтов. Собственно говоря, исторически достоверных кривичей  создал союз одного из славянских племен и балтов. Разумеется, при этом возникли свои отличия в языке, быте, технологиях и включило эту часть славян в «балтийский круг общения». Консерватизм Средневековья сохранит эту особенность псковичей на столетия, вплоть до Ивана Грозного. Потомственные кривичи могли относительно свободно селиться на ПМЖ хоть в Нарве, хоть в Риге, хоть в Стокгольме. На языке межплеменного общения шведы писали еще в 17 веке. Назвать его "русским" язык не поворачивается. Твердила, вступая в сговор с немцами, совершенно не предавал интересов полиса. Он предал  только «русский мир», который в то время остался только в эпическом мозге некоторых мыслителей, перестав быть политической реальностью. Поэтому, как историческое произведение, фильм «Александр Невский» просто чудовищен. Думаю, его надо запретить для показа зрителям, которым больше 12 лет.
    Полученная мультикультура позволила расселиться кривичам по всему Северо-Западу, без существенного военного противодействия и геноцида аборигенов. Немногочисленные финно-угры были частично ассимилированы кривичами, частично сохранили свои селения и роды в рамках нового племенного объединения. Дополнительным удобством было то, что не надо было мучиться с локализацией и названием местности. Правильно выделить географически значимые зоны для названия, добиться общности названий – большой и долгий труд.

Дословенский и условно мирный период Псковской земли длился около 300 лет.
«Рассматривая войну, скорее как  источник добычи, чем как способ захвата новых земель, кривичи и эсты перманентно воевали  в пограничной зоне - угоняя  друг у друга скот, захватывая в плен женщин и детей, грабя незащищённые села.  Исходя из этнографических параллелей, набеги совершались небольшими пешими отрядами, в состав которых входило от 5 до 20  человек. Набег направлялся  обычно не против ближайших соседей, а против тех, кто, проживая на  значительном расстоянии,  не смог бы сразу определить направление, в  котором нужно было организовывать преследование. Скрытно  подобравшись и выждав благоприятный момент, кривичи  (или эсты) либо с криком врывались в селение или же  старались тихо угнать скот, увести лошадей, украсть женщин. В случае нарастания конфликта могли объединяться силы нескольких родственных селений, к ним могли примыкать и союзники – кривичи, или те чудские общины, с которыми у славян сложились дружественные отношения. Число участников таких походов могло в исключительных случаях достигать сотен человек. Остриё таких походов обычно было направлено против селения «обидчиков», но в случае если причиной мести была гибель знатного человека или многих соплеменников, то объектом нападения мог стать и центральное поселение враждебной земли. Уведённые в плен женщины и дети либо вливались в состав родов победившей стороны, либо формировали особую прослойку полузависимого населения внутри племени.

    Крепости - городища этого периода  невелики по площади. Они служили, скорее всего, местом жительства для одного рода или убежищем для  населения небольшой округи, были окружены рвами с  валами и частоколами. Останки подобных укреплений встречаются достаточно часто и не всегда можно определить - были ли это крепости  кривичей или их предшественников и конкурентов. Многие из них  погибли в результате пожаров.»

    Война деревни против деревни была не редкостью и в царское и даже советское время, но власть не любит упоминать об этом явлении, характеризующем относительность могущества власти. В общем, мирно люди жили. Даже начало эпохи викингов не изменило ситуации. Местные ресурсы были скудны, богатым людям грабить было некого. Ценность представляли только торговые пути, протяженность которых диктовала добрососедские отношения с аборигенами. Поэтому начало проникновения скандинавов было мирным. Впрочем, это была отработанная тактика. После первых торговцев викинги или грабили слишком богатых аборигенов или основывали торговые фактории и опорные пункты, становясь лидерами местного городского развития.

    В 8м веке первобытную идиллию разрушило вторжение словен, будущих новгородцев, пришедших из более южных земель. «В это время различия между основными славянскими культурами и кривичами стало достаточно заметным (в первую очередь из-за включения в число кривичей значительного числа финно-угров и балтов) и скорее всего пришельцы не воспринимали аборигенов Приильменья, как родственное племя.» Именно поэтому они  позиционировали себя единственными славянами в регионе – «словенами». Считая себя носителями слова – «словенами»,кривичей за их «кривой» язык они назвали «кривичами». Этот язык включал в себя элементы языка балтов и скандинавов. Был языком межплеменного общения. Для словен же он был презренным суржиком. Во все времена ментальность и образ новгородцев ассоциировался у летописцев с говорливым, бранящимся чернявым народом, больше всего похожим на нынешних украинцев. Они тоже позиционируют себя единственными славянами и называют русских финно-уграми. По отношению к словенам кривичи были «горячими эстонскими парнями». Поэтому вторжение словен было чисто военным – говорить было не о чем, языки и нравы различались.

    В результате словенам удалось подчинить  ильменских кривичей, часть которых бежало в Псков и Полоцк. Возникновение Новгорода было результатом русской столетней войны, длящейся с момента вторжения словен до «призвания варягов». Чехарда имен Пскова и Изборска – свидетельство ее ожесточенности. О максимуме экспансии словен свидетельствует второе имя Изборска – Словенск. Впрочем, Псков тоже был и Словенском и Изборском. Называли его и на скандинавский лад. То, что Словенск – город словен, очевидно. В данном контексте проявляется значения названия Изборск – город "забранный" обратно. Вначале кривичи вернули Изборск, затем забранным обратно оказался Псков. Судя по тому, что названия успели закрепиться, борьба шла с переменным успехом и чаша весов колебалась десятилетиями. По логике событий, варягов призвали отнюдь не новгородцы. Их явно недобровольную добровольность притянул за уши новгородский летописец для сохранения исторического лица второй столицы Руси. Псков же во все достоверные века славился умением призывать самых разнообразных союзников. Самым удачным было призвание литовского князя Довмонта.

     В результате войны после утраты Изборска и Пскова словене вынуждены были построить новую столицу – Новгород. Небольшое поселение «принужденное к миру».  А Псков в середине 9 века приобрел чисто скандинавскую планировку и имя. Большинство его жителей верило в скандинавских богов, носило скандинавские амулеты и украшения, одевалось и вооружалось на скандинавский манер. Вот горшки делали в Пскове, как их делали кривичи и эсты. Поэтому патриоты считают население Пскова 10 века русскими...

     А,  что касается платы дани варягам… Так ближайшие варяги жили в Пскове и Ладоге. Но, написать, сидя в монастыре Великого Новгорода, что Новгород платил дань Пскову, так летописец за это умереть мог средневековым образом. Вопросы старшинства и прецедентов в средние века весили очень много.

Что касается полосок на школьной карте до Юрьева, как осваиваемой русскими территорий, то это – явная ложь. Это утрачиваемые кривичами территории. Где они сливались с латышами, эстами, в городах – немцами. Впрочем, и в Пскове те, первоначальные кривичи, исчезли, подвергнувшись  викингованию и вторичному ославяниванию в 11м веке.
      Разумеется, эти четыреста лет истории северного начала Руси имели продолжение в эпоху викингов, которая у нас начинается с «призвания варягов», а заканчивается, как и у всех европейцев в 1066 году торжеством местной династии и появлением берестяных грамот на русском языке северного варианта. Который - единственный и неоспоримый факт рождения новой нации. Кстати, именно в средине 11 века был сожжен Псков и Старая Ладога. Их планировка изменилась с скандинавской на славянскую. Разумеется, подходили к городам какие-то князья, чего-то им было не поделить. Но. Ни один летописец в лоб на принципиальный раскол внутри элиты не указал. Хотя и есть глухие упоминания о первых столицах - Ладоге и Пскове. Просто в летописях как-то быстро сошли на нет скандинавские имена. А, чего сор из избы выносить?
      Роль Пскова и Ладоги как центров скандинавской экспансии из истории очевидно вымарано. Ну, вот собрался Олег на Смоленск, с кривичами, словенами, чудью, мерею и весью. Вопрос – ГДЕ собрался? В чистом поле? Во всех случаях в летописях пункт сбора указан, а здесь пропущен. Причем, пришел к Смоленску только с кривичами! Разве не прикольно? Пошла Ольга в ПОХОД на Новгород, устанавливать правила сбора дани. Вы представляете предметный СМЫСЛ этого действа? Это – ВОЙНА, однако. С ЧУЖИМИ. Кстати, ОТКУДА пошла Ольга (Хельга) на Новгород? Так, что горластые новгородцы и в летописях изрядно погорланили. Благо некоторое время после поражения викингов в династической борьбе 11 века, второй столицей были и могли хотя бы местную историю переписывать. Имя Изборска в истории пощадили, ибо и археологически он был славянским городом. Т.о. можно уверенно говорить , что Олег первоначально опирался именно на союз двух городов - Пскова, города варягов, и Изборска, города кривичей. А Псков по значению поставили в один ряд с селом Выбутами. Дескать, была такая селянка Ольга которая то ли в деревне родилась, то ли в городишке каком-то.

В долетописные, археологические времена Ладога стала столицей союза племен, родоначальников традиционной Руси. Впрочем, в некоторых летописях указывают, что Рюрик сел княжить в Ладоге. В восьмом веке в городище чередуются слои скандинавской и славянской культуры, пепелища от штурма города. Там же находятся остатки древнейших каменных укреплений. Заканчивается эта борьба созданием смешанной археологической культуры чуди, кривичей и условных скандинавов. «Условных» потому, что правильней называть их «циркумбалтийцами». В частности, местные «скандинавы» не особо жаловали пришлых. Более ярким археологическим и летописным воплощением союза циркумбалтийцев и кривичей является Белоруссия.

Во время династической войны 988 года, которая длилась до окончания эпохи викингов в Европе – 1066 года, языческая ветвь скандинавской династии была частично уничтожена, частично ассимилирована киевской группировкой. В нашу историю этот передел власти вошёл как Крещение Руси. Эвфемизм – наше всё. Там, где люди говорят «война», мы пишем - «Крещение Руси», «собирание земель», «тишайший».  Константинопольские попы уверенно склонили чашу весов в пользу сторонников более могущественной культуры. Стеклянные бусы – великая сила. На скандинавских пепелищах Ладоги и Пскова появляется чисто славянская застройка. Исчезают скандинавские имена. Этот период истории был забыт и переписан до неузнаваемости. Сделал это реваншист Новгород, ставленник Киева в регионе. Его летописцы по определению не могли написать, что город платил дань в Заморье (местность в Ладоге). Поэтому было писано и читано «за море». Что по определению является режущей глаз глупостью без адресата. Непонятным приколом смотрится и упоминание «саней Ольги». Если только не знать, что хоронили скандинавов и кривичей в погребальных санях. И «поставив сани в Пскове», Ольга подобно фараонам, указала место своей будущей гробницы и мимолетную столицу Руси. А, вот в Новгороде она места сбора дани поставила. И таких ляпов в летописях немерено. Подобные проколы не глупость придворных историков, а необходимость официально отразить довольно устойчивую устную традицию. Отказаться нельзя, переиначить можно. Затем, даже утратив политическую актуальность, традиция переписывалась как забавный казус, создающий достоверность.

 Крещение Руси стало своеобразным крестовым походом против скандинавского доминирования и замаскировало это борьбой за веру. С этого момента возникает очень восточный прикид русского богатыря на коне и связь с тюркской культурой каганатов. Христианство к этому моменту от иудеев отдалилось мало. Переток кадров ощущался вплоть до Никона, которого обвиняли в том, что его референтами и соавторами были крещенные жиды.
...А бога Одина мы поминаем каждый день. Один, два, три... Хотя есть : раз,два, три. Славянский Раз и нормандский Один сражаются до сих пор. Мы так и не выбрали свою сторону!!!

...Тезис "Киев - мать городов русских" родился ПОЗДНО. Таки фонограммы Олега нет, а есть заява позднего летописца, работника идеологического фронта.Этот тезис по отношению с истории Рюриковичей - не изначальный, а новый. Он отражает победу киевской аристократии над Заморьем Ладоги. Победу южного христианства над северным язычеством. В значительной степени это- христианство опирающееся на хазарские кадры, крещенных иудеев.Что помогло сохранить независимость от Византии, врага хазар. История же Киева это - история и культура периферии тюркского каганата и его наследников. Она неразрывно связана с историей каганатов. Это и есть конец нормандской истории России. И как бы здесь должны заявить свои права не норманисты или славянисты, а ...сионисты. Но, молчат. Других дел много.

А вообще, "ославянивание" славян в 1050 м очень похоже на ликвидацию области "датского права" в Англии.Но. Какое нам дело до этого, читатель? Мы свой статус в то время можем проецировать только как крестьяне. А в то время деревня была умеренно враждебна городу. Городские в деревню могли приходить только с вооруженным отрядом равным мужскому населению деревни. Купцы  всегда путешествовали под охраной. И этой деревне пофиг была принадлежность города тому или иному князю, племени. Легла Каренина на рельсы, не легла, то дело барское. Но. Платье лучше одеть попроще, что бы за новое крестьянскую семью не пришлось продавать.
Нам преподают историю древних городов. Историю 3-5% населения. Мы, хотя в большинстве городские, не являемся 5% избранных. Поэтому НАШЕЙ истории до сих пор не написано.


    Феномен Новгородско-Псковской Руси существовал очень долго. Его особенностью было то, что Псков продолжал оставаться столицей кривичей. В том числе кривичей новгородской земли, которые составляли большую часть его сельского населения. В самом же Новгороде преобладали словене. Именно кривичи освоили Север и значительную часть Сибири. И только вслед за ними, по их следам, шли словенские торговцы и сборщики дани. Поэтому участие Пскова в новгородских делах было не милостью господ новгородцев, а условием существования Новгорода, полиса окруженного враждебной сельской округой кривичей и веси. Время от времени между Псковом и Новгородом вспыхивали войны, которые, впрочем, всегда носили договорной характер с огромной циркуляцией перебежчиков, с визитами князей, патриархов. Они быстро заканчивались, иногда не успев начаться. Войско выступало, потом какая то персона неожиданно умирала, уезжала, или приезжала, и войско расходилось по домам.
     Этот баланс разрушила Москва, в отношении которой Новгород вел себя как Украина сейчас, а Псков был Крымом, вернее Новороссией. В общем, победила дружба…

Самое циничное в этом мире - история, которая для поэтов представляется непрерывной цепью предательств и браков по расчёту. А, для аналитиков скучным материалом по уголовному делу. Ну вот в чём суть монгольского ига? В том, что ЛЕС РАСПАХАЛИ! И "пресветлым князьям" стало выгоднее не варягов на ладьях приглашать народ грабить, степняков. Вначале половцев. Потом монголов. Ах, "правильных пацанов" монголы "кинули". Какое несчастье для русского народа, который вымирать от убийств и поборов стал задолго до "ига". Самое прикольное в этом, что "пресветлые князья" и Волконский стали героями школьной истории ещё в СССР. Якобы пролетарском государстве совершенно "неожиданно" возродившем ДВОРЯНСКУЮ СОСЛОВНУЮ историю и литературу.